Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы «Виды избирательных систем» заключается в
исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
...
…... …...3
1. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА …………………………
… …..…… .. .
…6
1.1 Понятие избирательной системы …………………………… . ……
… . ..6
1.2 Понятие и принципы избирательного права ………………… …
… .. …9
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ……
………………… ...… ...
.13
2.1 Общая характеристика мажоритарной системы ……………
… ... … .
..13
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы ……….………
… ... ..
..18
2.3 Смешанные системы . .. .
. ..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ….
.26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по праву.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 Понятия  « избирательная система» 

и «избирательное право» по сути, носят собирательный характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

 а) порядок  избрания Президента РФ,

 б) порядок  избрания депутатов Государственной  Думы,

 в) порядок  избрания глав администраций  субъектов РФ,

 г) порядок  избрания депутатов законодательных  органов субъектов РФ,

 д) порядок  избрания органов местного самоуправления.

 Как  я уже говорила выше, избирательная  система употребляется в широком  и

 узком  смыслах. В данной работе были  исследованы теоретические аспекты  избирательной системы в узком  смысле.

 Итак, самые  распространенные

 избирательные  системы (в узком 

смысле): мажоритарная система и пропорциональная система, а также смешанная система. Каждая, из которых, подразделяется на свои подсистемы. Мажоритарная система на: мажоритарную систему относительного большинства и

мажоритарную систему абсолютного большинства. В свою очередь пропорциональная система подразделяется на: пропорциональное представительство политических партий и полупропорциональную.

 Каждая  из этих систем имеет свои  плюсы и минусы. Однозначно нельзя сказать какая система лучше. Каждое государство выбирает, какая система ему больше подходит.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

1. Нормативно-правовые  акты:

1.

 Конституция  Российской

 Федерации 12.12.93 г.

2. Федеральный  закон от 19 сентября 1997г.

« Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

3. Федеральный  закон от 26 ноября 1996г. « 

Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

4. Федеральный 

закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Научная, учебная литература:

1.

 Баглай  М.В., Конституционное право РФ. Учебник  для вузов. Издание 2-е. М: Норма, 1999г.

2. Баглай  М.В., Габричидзе Б.Н., Конституционное  право РФ. Учебник для вузов. М: 1996г.

3. Баглай 

 М.В., Туманов  В.А., Малая энциклопедия конституционного  права. М: 1998г.

4. Габричидзе  Б.Н., Елисеев В.Н. Конституционное  право современной России: Учебник для вузов. М., 2001г.

5. Златопольский  Д.Л. Государственное право зарубежных  стран. Учебник для вузов. М., Зерцало. 1999г.

6. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России. Издание 2-е. М., Юристъ. 1999г.

7. Кутафин  О.Е. Предмет конституционного права. М.,2001г.

8. Комментарий  к Конституции РФ (под 

редакцией Кудрявцева Ю.В.). М.,Фонд «Правовая культура». 1996г.

9. Конституционное  право РФ. Лекции.

Саратов. 1995г.

10. Конституционное  право зарубежных стран. Учебник  для в узов. М., Норма. 2000г.

11. Мархгейм  М.В.,

Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право РФ. М., 2003г.

12. Смоленский  М

.Б. Конституционное  право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003г.

13. Усанов  В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право РФ. М., 2003г.

14. Чиркин  В.Е. Конституционное право 

России. Практикум. М.,2000г.

 Приложение 1

 ВИДЫ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

Полный текст работы

   Виды  избирательных систем

 

 

 Виды  избирательных систем

 

 В этой  работе речь пойдет об избирательных  системах как о способе распределения  мандатов между кандидатами в  зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен  к одним и тем же итогам  голосования, может дать иной результат.

 

 Исторически  первой избирательной системой  стала мажоритарная система, в  основе которой лежит принцип  большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное  большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство

(относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти  разновидности.

 

 Уже  на заре становления конституционного  строя стали выдвигаться идеи  пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

 

 С начала  прошлого столетия выдвигались  компромиссные идеи, направленные  на обеспечение хотя бы частичного  представительства меньшинства - ограниченного  вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

 

 В интересах  соединения достоинств мажоритарной  и пропорциональной систем и  исключения, присущих каждой из  них недостатков наряду с сочетанием  обеих систем в одних странах  в некоторых других стали применять  систему единственного передаваемого голоса.

 Установление  той или иной избирательной  системы есть результат субъективного  выбора, который нередко определяется  соотношением политических сил  в законодательном органе. Те  или иные способы определения  итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной.

 Примечательно, что в обеих странах вопрос  этот решался путем общенационального  референдума.

 

Мажоритарная система относительного большинства

 

 Это  самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента

(или обеих  палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.

 

 Система (это относится ко всем разновидностям  мажоритарной системы) может применятся  как в одномандатных, так и  в многомандатных избирательных  округах. Как правило, округа при  этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

 

 Пи этой  системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

 

 Однако  мажоритарная система относительного  большинства крайне несправедлива  по отношению к политическим  партиям, особенно средним и малым  по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Но это еще, как говорится, полбеды. Беда же в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. Так, в Великобритании на парламентских выборах 1951 года консерваторы получили 13 713 тыс. Голосов (48 %) и 312 мест в Палате общин (51,35 %), а лейбористы - 13 948 тыс. Голосов (48,8 %) и 295 мест (47,2 %). На выборах

1974 года  сложилась обратная, но столь  же несправедливая ситуация: консерваторы, набрав 11 857 тыс. Голосов (38,8 %), получили 296 мандатов в

 Палате  общин (46.6 %), а лейбористы, собрав  голосов меньше - 11 654 тыс.

(37, 5 %), обеспечили  себе 301 место (47,4 %).

 

 При  этих, казалось бы, вопиющих дефектах  система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

 

 При  многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

 

Мажоритарная система абсолютного большинства

 

 От только  что рассмотренной системы она  отличается тем, что требует для  избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается)[1]; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

 

 При  этой системе обычно устанавливается  нижний порог участия избирателей  в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными  или несостоявшимися. Он может  составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский

 Избирательный  кодекс применительно к выборам  депутатов Национального собрания  устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

 

 “Статья L.126 (Закон № 86-825 от 11 июля 1986 г., ст.1.)

 Никто  не может быть избран в первом  туре, если не получил

1) абсолютного  большинства поданных голосов;

2) числа  голосов, равного четвертой части  от числа всех внесенных в  списке избирателей.

 

 В случае  равенства голосов считается  избранным старший по возрасту  кандидат”.

 

 При  мажоритарной системе абсолютного  большинства, как и при системе  относительного большинства, обычно  устанавливаются одномандатные  избирательные округа, хотя допустимы  и многомандатные.

 

 Достоинство  данной системы по сравнению  с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутата и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов

(18,9 %), получила  в конце концов в Национальном  собрании всего 10 мест, тогда как  Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов -

17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!

 

 Как  это может получиться, можно показать  на простейшем числовом примере. Предположим, что в пяти одномандатных  избирательных округах по 20 тыс. Избирателей (никакой избирательной географии, следовательно, нет).

 Соперничают  две партии - А и Б. Первую на  территории этих округов поддерживают 60 тыс. Избирателей, вторую - 40 тыс. Если  избирательные округа нарезаются  сторонниками партии А, то они, скорее всего, сделают так, чтобы ее избиратели были равномерно распределены между избирательными округами, в каждом из которых они составят большинство, в результате чего все пять мест получит партия А, а партия Б, таким образом, не получит ничего, несмотря на поддержку 40 % избирательного корпуса. Если же нарезка избирательных округов будет зависеть от сторонников партии Б, то они соберут своих противников в наименьшем числе округов (в данном случае - в двух), а в остальных создадут большинство из своих избирателей, в результате чего партия А, имея поддержку 60 % избирательного корпуса, получит 2 места, а партия Б на свои 40% голосов - три месяца.

 

 У мажоритарной  системы абсолютного большинства  есть свой специфический дефект - частая нерезультативность, причем  она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

 

 Как  же преодолеть нерезультативность  голосования по мажоритарной  системе абсолютного большинства? Есть для этого разные способы.

 

 Один  из них - это второй тур (повторное  голосование), при котором баллотируются  уже не все кандидаты, соперничавшие  в первом туре. Например, в Болгарии  на выборах в Великое народное  собрание во втором туре происходит  перебаллотировка только двух  кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов, а если баллотировался и не избран один кандидат, то допускается выдвижение новых кандидатов, хотя в течение недельного интервала между турами это не очень легко осуществить. Во Франции же на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее

Информация о работе Избирательное право