Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрите понятие основ конституционного строя, их закрепление в Конституции РФ
Какие существуют организационно-правовые формы общественных объединений, и какова их роль в становлении гражданского общества в России?
Раскройте структуру, порядок формирования и компетенцию Совета Федерации.

Файлы: 1 файл

ПКЗ Конституционное право Задание 9.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Задание 9

  1. Рассмотрите понятие основ конституционного строя, их закрепление в Конституции РФ
  2. Какие существуют организационно-правовые формы общественных объединений, и какова их роль в становлении гражданского общества в России?
  3. Раскройте структуру, порядок формирования и компетенцию Совета Федерации.

 

 

 

  1. Понятие основ конституционного строя, их закрепление в Конституции РФ.

 

Конституционный строй – совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих вышеуказанные отношения, составляет один из основных институтов конституционного права – основы конституционного строя. Понятие «основы конституционного строя» характеризуют закрепленные в Конституции базовые принципы государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного строя:

- базовые ценности народа: справедливость, равноправие, народовластие;

- важнейшие принципы построения  государства: федерализм, самоуправление, разделение властей.

К основным чертам конституционного строя РФ относятся:

- демократическое, федеративное, правовое  государство с республиканской  формой правления;

- признание человека, его прав  и свобод высшей ценностью  в обществе;

- экономическое, политическое, идеологическое многообразие;

- свобода экономической деятельности, рыночная экономика;

- разделение властей;

- разграничение предметов ведения  и полномочий между Российской  Федерацией и ее субъектами;

- местное самоуправление;

- социальное государство;

- светское государство и др.

Глава 1 Конституции Российской Федерации называется «Основы конституционного строя», в статьях с 1 по 16 включительно прописаны незыблемые основы конституционного строя РФ, перечисленные выше:

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация  и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Перечисленные в первой главе основные принципы конституционного строя РФ обладают высшей юридической силой по сравнению иными конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя:

Статья 16

2. Никакие другие положения настоящей  Конституции не могут противоречить  основам конституционного строя  Российской Федерации.

 

 

В заключении рассмотрения первого вопроса хотелось бы отметить, что главной обязанностью (функцией) государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина– принцип конституционного строя, при котором человек и его права являются высшей ценностью общества.

 

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998.

3. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. Конституционное право России (конспект лекций) /Авт.-сост. А.В. Якушев. М.: Приор, 1998.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2003.

5. Баглай М.В. Конституционное право  Российской Федерации: учебник / 6-е  изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007.

 

 

 

  1. Какие существуют организационно-правовые формы общественных объединений, и какова их роль в становлении гражданского общества в России.

 

В соответствии с ст. 5 гл.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»:

Статья 5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

 

Организационно-правовые формы общественных объединений определены в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ:

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

 

Основной ролью общественных объединений в становлении гражданского общества в России можно назвать участие общественности в управлении делами государства и муниципалитета, работа с органами исполнительной власти, решение наиболее «острых» вопросов с учетом мнения общества. Все перечисленное выше оказывает положительное влияние на работу государственных служб и, в первую очередь, на самих граждан, повышая уровень ответственности каждого из нас, а также дает возможность чувствовать себя причастным к деятельности государственной власти и органов местного самоуправления, что, безусловно, повышает уровень гражданской ответственности в обществе.

 

 

 

 

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

3. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. Конституционное право России (конспект лекций) /Авт.-сост. А.В. Якушев. М.: Приор, 1998.

4. Васильев В.Г. Конституционное право: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. ФГОУ ВПО СИБАГС, 2011.

 

 

  1. Раскройте структуру, порядок формирования и компетенцию Совета Федерации.

Структура Совета Федерации:

  1. Председатель Совета Федерации и его заместители (избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект Российской Федерации);
  2. комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее десяти человек, все члены палаты обязаны входить в один из комитетов);
  3. постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу) комиссии.

 

 

Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации":

 

Статья 1. Основы формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

 

1. В Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наделение полномочиями члена  Совета Федерации осуществляется  соответствующим органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  на основе волеизъявления избирателей  данного субъекта Российской  Федерации.

3. Наделение полномочиями члена  Совета Федерации осуществляется  соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти  субъекта Российской Федерации  нового созыва и вновь избранным  высшим должностным лицом субъекта  Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Совет Федерации формируется  и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

 

 

Компетенция Совета Федерации (полномочия и обязанности) определена Конституцией РФ.

Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому ее главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

 

В соответствии с Конституцией РФ:

 

Статья 102.

1. К ведению Совета Федерации  относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает  постановления по вопросам, отнесенным  к его ведению Конституцией  Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации  принимаются большинством голосов  от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 

Статья 106.

 

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

 

 

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

3. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное  право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998.

4. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. Конституционное  право России (конспект лекций) /Авт.-сост. А.В. Якушев. М.: Приор, 1998.


Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"