Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:39, дипломная работа
Целью настоящей работы является сделать обзор конституционного регулирования личных прав и свобод человека в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина, охарактеризовать их общие признаки;
рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод;
Выбор темы для настоящего дипломного исследования обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом демократического гражданского общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
В последние годы Россия переживает сложный период перехода к демократической общественно-политической системе, формирования полноценного гражданского общества, основанного на признании и непосредственном действии прав и свобод человека. В связи с этим, главными задачами и обязанностями государства являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В целях реализации указанных задач российского государства, в настоящий момент проводятся глубокие реформы в различных сферах жизни нашего общества, что является одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
В свете происходящих реформ существенному изменению подвергся и институт прав и свобод человека и гражданина, что еще раз подчеркивает активную интеграцию России в мировое сообщество.
Личные, политические, экономические, социально-культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не смогут положиться только на свои силы. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от произвола и социальной несправедливости, кроме того, возможность для духовного развития и проявления своих способностей.
Исходя из признания Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью мы определили тему нашего дипломного исследования как «Личные права и свободы в РФ».
Объектом изучения и исследования в нашей работы являются общественные отношения, связанные с реализацией личных прав и свобод, и их правовое регулирование, как основным законом Российской Федерации – Конституцией, так и иными нормативно-правовыми актами. Предметом исследования явились собственно личные права и свободы российского гражданина, предусмотренные гл.II действующей Конституции.
Целью настоящей работы является сделать обзор конституционного регулирования личных прав и свобод человека в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
раскрыть понятие
рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод;
дать характеристику основным личным правам и свободам человека и гражданина;
проанализировать гарантии личных прав и свобод и механизмы их защиты.
При написании работы были использованы общенаучные (формально-логический) и общелогические (анализ, синтез, обобщение, сравнение) методы исследования. В основу исследования нами будет положен анализ конкретных положений действующей Российской Конституции, федеральных законов, принятых в период становления и развития России как демократического, правового государства. Кроме того, нами были изучены и проанализированы работы ведущих специалистов в области конституционного права Баглая М.В., Топорнина Б.Н., Окунькова Л.А. и т.д.
1.1 Понятие и общие признаки конституционных прав и свобод человека и гражданина
В демократическом государстве
человек является свободным существом,
находящимся под защитой
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и не отчуждаемы. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границу дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет Конституция.
Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном мире понимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. Вместе с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода. Это касается, прежде всего, некоторых чисто «советских» социально-экономических прав.
Учитывая весьма жесткую
систему организации государств
Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека – таков главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.
Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т.е. не нуждается в тотальном контроле со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека и государства лишний раз подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.
Ст. 2 Конституции РФ провозглашает
человека, его права и свободы
высшей ценностью и устанавливает
обязанность государства
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся, как уже было сказано выше, к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает трудно, однако, отсутствие подобного разграничения может свести деятельность государства к произволу. Кроме того, государство должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.
Действующая российская Конституция как нормативный акт высшей юридической силы закрепила основные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Согласно ст. 2 и ч.1 ст. 17 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина не устанавливаются законодателем, а должны признаваться, гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством, как уже существующие. Но конституционные права и свободы – это не все права, которыми обладает человек, а только основные. К основным относятся не только те права, которые указаны в конституционных нормах; их перечень может быть расширен законом. Возможность закрепления тех или иных прав и свобод в Конституции зависит, прежде всего, от их значимости для человека и для государства. «Они должны быть жизненно важны и социально значимы и для конкретного человека, и для общества и для государства в целом».1 Для человека они должны означать условия достойного и свободного его проживания, естественное право на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит. Для государства же именно реализация прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств как демократического, так и правового государства. Кроме значимости, следует отметить следующие признаки конституционных прав и свобод:
- они обладают верховенством.
Все другие юридические права
и свободы должны
- они служат юридической базой для всех других прав и свобод, установленных законом;
- они формулируются
в общем виде. Их детализация
и конкретизация
- только эти права
и свободы действуют на
- для каждого гражданина
РФ одинаков круг прав и
свобод. Именно в области
- конституционные права
и свободы имеют повышенную
государственно-правовую
- конституционные права и свободы имеют постоянно действующий характер.
Они не могут быть исчерпаны однократным осуществлением. Они могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, предусмотрены определенные условия ограничения прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 56 Конституции РФ. В условиях чрезвычайного положения могут возникнуть отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. Другие условия, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, предусмотрены Федеральным Законом о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 года: особый режим въезда в страну и выезда из нее; ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; запрещение на проведение массовых мероприятий (митингов, забастовок, уличных шествий); ограничение движения транспортных средств (см. Приложение № 2). Но при этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, отмеченные в ч. 3 ст. 56.
Таким образом, под конституционными (основными) правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, «раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую силу».2 Проще говоря, это закрепленные Конституцией РФ возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.
Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина