Личные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является сделать обзор конституционного регулирования личных прав и свобод человека в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина, охарактеризовать их общие признаки;
рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод;

Файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он, в силу своей свободы, не желает делать достоянием других. Она  отражает естественное стремление каждого  человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз.

Вмешательство в частную  жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить на основе закона при  наличии веских, признанных законом  оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т.е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого, частная жизнь неприкосновенна.

Институт неприкосновенности частной жизни включает много  разных гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции, а специально в ст.23 и 24 Конституции РФ:

1) устанавливается право человека  на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну,  на защиту своей чести и  доброго имени (ч.1 ст.23). Ни от  кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т.д. Если честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб (ст.129 и 130 УК РФ). При публикации порочащих человека сведений суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение;

2) каждый имеет право  на тайну переписки, телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений (ч.2 ст.23). Поэтому запрещается перлюстрации (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров. Нарушение данного положения считается уголовным преступлением (ст.138 УК РФ). Обыск, выемка и наложение ареста на корреспонденцию могут производиться на основаниях и в порядке установленном УПК РФ;

3) сбор, хранение, использование  и распространение информации  о частной жизни лица без  его согласия не допускаются  (ч.1 ст.24). Для того, чтобы закрыть  источники возможной информации  закон запрещает нарушать профессиональную тайну о личной жизни человека, которой обладают врачи, нотариусы, судьи, следователи. Специально охраняется тайна исповеди, а также служебная и коммерческая тайна (ст.139 ГК РФ), тайна банковского вклада;

4) органы государственной  власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24). Следовательно, любое лицо вправе обратиться с требованием в государственное, общественное или частное учреждение для получения сведений, например, об экологической безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии. Но, к сожалению, процедура осуществления этой гарантии и порядок применения судебного контроля законом пока не разработаны (это касается всех гарантий права на частную жизнь), в результате чего конституционные нормы как бы повисают в воздухе: введенный Конституцией РФ судебный контроль еще не действует из-за отсутствия закона, а старый порядок (прокурорский) ею же отвергнут.

Из конституционной  нормы вытекает, что определенные документы и материалы не подлежат разглашению. Здесь речь идет о государственной  тайне и других формах закрытости, но только в том случае, если это предусмотрено законом и другими соответствующими правовыми актами.

По существу, неприкосновенность жилища – это составная часть  права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом  личной свободы и достоинства  человека. «Мой дом – моя крепость» - гласит английская поговорка, утверждающая право человека делать в своем доме или квартире все, что ему заблагорассудится.

Никто не вправе проникать  в жилище против воли проживающих  в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающими по договору найма. При этом жилищем  признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных проживающих.

Гарантии против незаконного  вторжения и обысков со стороны  правоохранительных органов – основное содержание неприкосновенности жилища, ибо все другие случаи (со стороны  отдельных лиц) – это, в сущности, обычные преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обратиться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.

Однако, при определенных обстоятельствах, например, при раскрытии преступления, возникает необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем. Однако это можно делать только на основании закона или судебного решения. Законами в данном случае являются УПК, Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, Закон о федеральных органах налоговой полиции, Закон о милиции. Суд должен рассматривать материалы о проникновении в жилище в оперативно-розыскных целях незамедлительно. Право входить в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, имеют сотрудники налоговой полиции, о чем они в течение 24 часов обязаны поставить в известность прокурора. Работники милиции вправе входить в жилые помещения и осматривать их (это не обыск) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что в этом помещении совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной и общественной безопасности, но во всех этих случаях требуется уведомить прокурора в течение 24 часов. Правом беспрепятственного входа в жилище обладают в случае пожара пожарники. УПК РФ подробно регламентирует порядок обысков и выемок в ходе следствия по уголовному делу.

Сложные и противоречивые процессы национально-государственного строительства обусловили введения в ранг конституционной свободы  право каждого человека определять и указывать свою национальную принадлежность (ч.1 ст.26). Никто не может быть принужден  к определению и указанию своей национальной принадлежности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, т.к. никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку (ч.2 ст.19).

Регламентируя вопросы национально-государственного устройства Российской Федерации, Конституция РФ в ст.68 устанавливает русский язык в качестве государственного на территории всей Российской Федерации. Вместе с тем, Россия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его сохранения и развития (ч.3 ст.68). Свидетельством этому является закрепленное в ч.2 ст.26 Конституции РФ положение о том, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

В Российской Федерации  недопустимы пропаганда вражды и  пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным  принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов Российской Федерации. Язык общения устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных конфликтах, как и деятельности общественных и религиозных объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют.

Эти и многие другие нормы  создают широкую систему гарантий конституционной нормы на пользование родным языком и связанных с этим других прав.

Новым в конституционном  закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности как свобода  передвижения.

В ч.1 ст.27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства и пребывания. Гарантией соблюдения данной свободы является также Закон РФ от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ. Данным законом предусмотрены отмена прописки и переход к регистрационному учету граждан РФ, но для реализации этого закона в нашей стране созданы недостаточные условия: жилищные проблемы, социальная нестабильность, неупорядоченность правового режима границ государства, высокий уровень преступности. Кроме гарантий реализации права на свободное передвижение, закон устанавливает ряд ограничений при выборе места жительства и пребывания. Запрет на свободное передвижение распространяется на местности с особым режимом: пограничная полоса, закрытые военные городки, зоны экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение (см. Приложение 4). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Однако реализации права  на выбор места жительства сопутствует определенный порядок. Закон устанавливает обязанность гражданина, прибывшего на новое место жительства, в течение 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ гражданина в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением конституционной свободы выбора места жительства.

Порядок регистрации  и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ (в редакции от 16 марта 2000 г.). Эти Правила подробно регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку и заменяя ее регистрационным учетом.

Однако на практике в  ряде регионов Российской Федерации  получила развитие регистрация гражданина по месту жительства при условии  уплаты им установленного сбора, что является нарушением конституционного права на свободный выбор места жительства.

Вопрос о природе  правил регистрации, предусмотренных  указанным постановлением Правительства  РФ, рассматривался Конституционным  Судом РФ. В постановлении от 2 февраля 1998 г. Суд отметил, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Установление срока, по истечении, которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания. При этом определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.

Важное значение имеет  закрепление в Конституции права  каждого, кто законно находиться на территории России, свободно выезжать за ее пределы или право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в  нее. В советском государстве  многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. На границах СССР был возведен «железный занавес». Принятый 15 августа 1996 года Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» обеспечивает свободу выезжать за пределы России и возвращаться в страну. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Федеральным законом. Он не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию, а выезд из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ.

Однако некоторые ограничения  этого права существуют. В частности если гражданин:

- имел доступ к сведениям  особой важности и совершенно  секретным сведениям, относящимся  к государственной тайне, и  заключил контракт, предполагающий  временное ограничение права  на выезд, при условии, что  срок ограничения не должен превышать 5-ти лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями до истечения срока ограничения, установленного контрактом;

- призван на военную  службу или направлен на альтернативную  гражданскую службу – до окончания  этих служб;

- задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

- осужден за совершение  преступления – до отбытия  наказания или освобождения от  него;

- уклоняется от исполнения  обязательств, наложенных на него  судом – до исполнения обязательств  либо до достижения согласия  сторон;

- сообщил о себе  заведомо ложные сведения –  до решения вопроса в срок  не более одного месяца органом,  оформляющим такие документы (ст. 15 ФЗ от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»).

Федеральный закон определяет также порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц  без гражданства, а также порядок  транзитного проезда указанных  лиц через территорию РФ (см. Приложение 5).

Важное место в системе  личных прав и свобод человека и  гражданина занимают свобода совести  и вероисповедания.

Под свободой совести  понимается право человека, как верить в Бога, в соответствии с учением  той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозных учений и беспрепятственное отправление культов и обрядов, в соответствии с этим учением.

Международный пакт о  гражданских и политических правах предусматривает, что каждому человеку дана «... свобода иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору, и свобода исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими... Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждению по своему выбору» (ст.18).

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина