Личные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является сделать обзор конституционного регулирования личных прав и свобод человека в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина, охарактеризовать их общие признаки;
рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод;

Файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ поддерживает принципы, описанные Международным  пактом, и провозглашает: «Каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Основополагающей гарантией  указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в  качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст.14). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Кроме того, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрел широкую систему гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон включил право менять религиозные и иные убеждения, право создавать религиозные группы и организации, при условии, что их цели не противоречат закону. Нарушение данного права может повлечь за собой уголовную ответственность (ст.148 УК РФ).

Коренное изменение  политики государства по отношению  к религии возвращает России ее духовные силы. Возвращаются храмы, религиозные  ценности. Тем самым, создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших свобод – свободы вероисповедания.

Кроме всего выше перечисленного, к сфере личных прав и свобод принято  относить свободу мысли и слова (ч.1 ст.29).

Мысль – неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю, – значит, я существую», - сказал Декарт. Мысль всегда свободна, поэтому, в принципе, не требуется ее законодательного закрепления. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке не возможно.

Другое дело – свобода  слова. В слове заключен источник созидания («В начале было слово») и  источник разрушения.

Содержание свободы  слова весьма широкое. Это не только право говорить все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды. Свобода слова тождественна демократии: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Но признание свободы слова требует ее ограничения «для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения» [18; 236]. И Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, устанавливает, что не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства. Эта часть ст.29 Конституции РФ противостоит коммунистической идеологии, которая делит всех на «передовые» и «отсталые» классы, а также национализму и расизму, шовинизму и антисемитизму.

Кроме того, весьма важно  положение, сформулированное в ч.3 ст.29: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем понятие «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить много, ибо является частью убеждений. Для демократии важно, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства или инакомыслящих уважались.

 

     2.2 Механизм защиты прав и свобод  человека и гражданина

 

 

 

Так выглядит содержание основных личных прав и свобод человека и гражданина. Но мы считаем не приемлемым, говорить о личных правах и свободах, не упоминая более подробно о механизме их защиты и способах реализации. Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституции РФ. В данном случае под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить.

В Конституции РФ права и свободы  закрепляются в разных формулировках. Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако, формулировка «гарантируются» звучит более весомо и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает определенной системой, способной обеспечить права всех граждан. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона» по существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста.

Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи, устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия, трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст.45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 (см. Приложение 1).

    1. Защита прав и свобод – обязанность государства.

Конституция РФ гарантирует  государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45), т.е. это обязанность государства любыми правовыми  средствами обеспечить защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. В гарантировании прав и свобод должен участвовать весь механизм государства: Российская Федерация обеспечивает регулирование и защиту прав и свобод; субъекты РФ также обеспечивают их защиту; Президент РФ выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, а Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод.

Кроме того, именно Конституцией 1993 года учреждена должность Уполномоченного  по правам человека. Идея учреждения в  РФ института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое  выражение в Декларации прав и  свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. 26 февраля 1997 года был издан федеральный конституционный закон об этом государственном институте.

Российский Федеральный  Конституционный Закон гласит, что  должность Уполномоченного учреждается  в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Должность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции  государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный назначается  Государственной Думой сроком на 5 лет. На эту должность может быть назначено только лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее  познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. В соответствии с ФКЗ Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалоб на решения палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ.

Приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный информирует соответствующий орган, должностное лицо, решения или  действия (бездействия) которых обжалуются. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

- беспрепятственно посещать все  органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях  их коллегиальных органов, а  также беспрепятственно посещать  предприятия, учреждения и организации, воинские части и общественные объединения;

- запрашивать и получать  от государственных органов, органов  местного    самоуправления  и должностных лиц и государственных  служащих сведения, документы и  материалы, необходимые для рассмотрения  жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей; проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

- поручать компетентным  государственным учреждениям проведение  экспертных исследований и подготовку  заключений;

- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами  об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей  деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, воинских формирований, администраций мест принудительного содержания. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд  с заявлением в защиту прав  и свобод, нарушенных решениями  или действиями (бездействием) государственного  органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные  органы с ходатайством о возбуждении  дисциплинарного или административного  производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд  или прокуратуру с ходатайством  о проверке вступившего в законную  силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы  должностному лицу, которое вправе  вносить протесты, а также присутствовать  при судебном рассмотрении дела  в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд (КС) РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и  должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Уполномоченный может ставить перед субъектами права законодательной инициативы вопрос о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы (ГД). Он вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно или через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаний. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в СФ и ГД, Правительство РФ, КС РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ. Возможны и специальные доклады, направляемые в ГД.  Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, а также может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

    1. Самозащита прав и свобод.

Согласно ст. 45 Конституции  и ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону:

-     обжалование  действий должностных лиц;

-     обращение  в средства массовой информации;

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина