Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:39, дипломная работа
Целью настоящей работы является сделать обзор конституционного регулирования личных прав и свобод человека в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина, охарактеризовать их общие признаки;
рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод;
Конституция РФ поддерживает принципы, описанные Международным пактом, и провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст.14). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Кроме того, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрел широкую систему гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон включил право менять религиозные и иные убеждения, право создавать религиозные группы и организации, при условии, что их цели не противоречат закону. Нарушение данного права может повлечь за собой уголовную ответственность (ст.148 УК РФ).
Коренное изменение политики государства по отношению к религии возвращает России ее духовные силы. Возвращаются храмы, религиозные ценности. Тем самым, создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших свобод – свободы вероисповедания.
Кроме всего выше перечисленного, к сфере личных прав и свобод принято относить свободу мысли и слова (ч.1 ст.29).
Мысль – неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю, – значит, я существую», - сказал Декарт. Мысль всегда свободна, поэтому, в принципе, не требуется ее законодательного закрепления. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке не возможно.
Другое дело – свобода слова. В слове заключен источник созидания («В начале было слово») и источник разрушения.
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды. Свобода слова тождественна демократии: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Но признание свободы слова требует ее ограничения «для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения» [18; 236]. И Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, устанавливает, что не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства. Эта часть ст.29 Конституции РФ противостоит коммунистической идеологии, которая делит всех на «передовые» и «отсталые» классы, а также национализму и расизму, шовинизму и антисемитизму.
Кроме того, весьма важно положение, сформулированное в ч.3 ст.29: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем понятие «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить много, ибо является частью убеждений. Для демократии важно, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства или инакомыслящих уважались.
2.2 Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина
Так выглядит содержание основных личных прав и свобод человека и гражданина. Но мы считаем не приемлемым, говорить о личных правах и свободах, не упоминая более подробно о механизме их защиты и способах реализации. Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституции РФ. В данном случае под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако, формулировка «гарантируются» звучит более весомо и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает определенной системой, способной обеспечить права всех граждан. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона» по существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста.
Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи, устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия, трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст.45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 (см. Приложение 1).
Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45), т.е. это обязанность государства любыми правовыми средствами обеспечить защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. В гарантировании прав и свобод должен участвовать весь механизм государства: Российская Федерация обеспечивает регулирование и защиту прав и свобод; субъекты РФ также обеспечивают их защиту; Президент РФ выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, а Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод.
Кроме того, именно Конституцией
1993 года учреждена должность
Российский Федеральный
Конституционный Закон гласит, что
должность Уполномоченного
Должность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на 5 лет. На эту должность может быть назначено только лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. В соответствии с ФКЗ Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалоб на решения палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ.
Приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный
информирует соответствующий
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
- беспрепятственно посещать все
органы государственной власти,
органы местного
- запрашивать и получать
от государственных органов,
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей; проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
- поручать компетентным
государственным учреждениям
- знакомиться с уголовными,
гражданскими делами и делами
об административных
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, воинских формирований, администраций мест принудительного содержания. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные
органы с ходатайством о
3) обратиться в суд
или прокуратуру с
4) изложить свои доводы
должностному лицу, которое вправе
вносить протесты, а также присутствовать
при судебном рассмотрении
5) обращаться в Конституционный Суд (КС) РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Уполномоченный может ставить перед субъектами права законодательной инициативы вопрос о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы (ГД). Он вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно или через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаний. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в СФ и ГД, Правительство РФ, КС РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ. Возможны и специальные доклады, направляемые в ГД. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, а также может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 45 Конституции и ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону:
- обжалование действий должностных лиц;
- обращение
в средства массовой
Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина