Личные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является сделать обзор конституционного регулирования личных прав и свобод человека в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина, охарактеризовать их общие признаки;
рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод;

Файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Конституционные права  и свободы являются главным элементом  конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции.

Конституция РФ 1993 г. ввела новый для российского конституционализма термин: «права и свободы человека и гражданина». Эти две категории обычно упоминаются в оной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Итак, права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов, а права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны.

В то же время Конституция  связывает основные права и свободы  с обязанностями человека и гражданина с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и  обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т.е. сочетание возможного и должного в поведении в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т.е. открывает ему возможность для любых законных действий.

Нормы института конституционных (основных) прав и свобод граждан  регламентируют отношения, которые  определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих  возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспечения указанных права. Реализация прав и свобод невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражается в их конституционных ограничениях.

Конституционные права и свободы  разнообразны по своему характеру и  содержанию, выражают коренные связи, сложившиеся между Российским государством и его гражданами, составляя неразрывное  целое.

 

 

 

     1.2 Классификация  конституционных прав и свобод  человека и гражданина

 

 

 

Права человека и гражданина могут  подразделяться в зависимости от следующих критериев:

    1. исходя из области распространения:

- гражданские и политические (избирательные  права, право на личную неприкосновенность, свободу слова и печати и др.);

- социальные, экономические и культурные (право на труд, на охрану здоровья, свободный доступ к достижениям  науки и культуры и т.п.);

- коллективные и солидарные (право  на мир, на информацию, на здоровую окружающую среду и т.д.);

    1. в зависимости от содержания:

- личные (право на жизнь, свободу  и личную неприкосновенность, достоинство  личности, неприкосновенность жилища, частной жизни, тайна переписки,  свобода слова, свобода вероисповедания);

- политические (право  на объединение, право собираться  на митинги, избирательное право,  право на двойное гражданство,  право на политическое убежище);

- экономические (право  частной собственности, право  на забастовку и т.д.);

- социально-культурные (право на труд, отдых, защиту от безработицы, право на жилье, на защиту материнства и детства, медицинское обслуживание, право на свободу творчества, воспитания, обучения и т.д.);

- права, отражающие  принцип равенства и равноправия;

3) с учетом соподчиненности: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

4) по отношению к  правовой связи лица с конкретным  государством: права российских  граждан, иностранных граждан,  лиц с двойным гражданством  и лиц без гражданства;

5) в зависимости от  степени распространения на граждан:  общие (присущие всем гражданам)  и специальные (зависящие от  социального, служебного положения,  пола, возраста лица, например, права  потребителя, женщин, пенсионеров,  ветеранов и т.д.);

6) в зависимости от характера субъектов: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовки, митинги и пр.);

7) в зависимости от  роли государства в осуществлении  прав: негативные (государство должно  воздерживаться от конкретных  действий по отношению к индивиду) и позитивные (государственные институты должны предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от  особенностей личности, проявляющихся  в различных сферах и отдельных  ситуациях ее жизнедеятельности, различают права:

  • в сфере личной безопасности и частной жизни;
  • в области государственной и общественно-политической жизни;
  • в области экономической, социальной и культурной деятельности.

В следующей главе  мы более подробно рассмотрим первую группу конституционных прав и свобод человека и гражданина – личные права и свободы, а также закрепленные в Конституции гарантии реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

 

2. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ РФ

 

 

 

     2.1 Основные  личные права и свободы человека  и гражданина и их гарантии

 

 

 

Личные права и свободы составляют основу конституционного статуса человека, ибо без них теряет смысл конституционное  закрепление всех иных прав и свобод.

Для Конституции 1993 г. характерно значительное расширение круга личных прав и свобод по сравнению с ранее действовавшими конституциями. Именно личные права  и свободы открывают главу  о правах и свободах человека и  гражданина. Их специфическими особенностями является то, что:

1) эти права и свободы являются, по сути, правами и свободами  человека, т.е. каждого, и не  увязаны напрямую с принадлежностью  к гражданству государства, не  вытекают из него;

2) большинство из них  носят абсолютный характер, т.е.  являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими отчуждению;

3) это такие права  и свободы, которые необходимы  для охраны жизни, свободы,  достоинства человека как личности, и другие естественные3 права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. 

Личным правам и свободам человека и гражданина посвящены ст. 20 – 29 и др. Конституции Российской Федерации.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20). Оно впервые было закреплено в  российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Содержание этого права в Конституции не раскрывается. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных условий жизни. В соответствии с этим правом должна строиться и политика государства. Признание, соблюдение и защита государством права на жизнь означает:

- признание жизни человека наивысшей ценностью, ибо остальные права и свободы производны от права на жизнь;

- право на жизнь  является абсолютным, т.е. не может  быть ограничено каким либо  законом, но можно предусмотреть  случаи, в которых человек может  быть правомерно лишен жизни. 

Это становится возможным  тогда, когда человек своими действиями ставит себя в положение, в котором  его право на жизнь утрачивает абсолютный неотъемлемый характер. Такое  положение возможно лишь тогда, когда  человек умышленно, без смягчающих вину обстоятельств посягает на жизнь других людей.

Особое значение имеет  вопрос о смертной казни. При разработке Конституции ряд общественных и  религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде стран. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства человека в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее. В полной мере общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена («впредь до ее отмены»). В то же время введено несколько гарантий против ее произвольного применения:

1) смертная казнь должна  устанавливаться только федеральным  законом;

2) смертная казнь должна  рассматриваться как исключительная  мера наказания, т.е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;

3) смертная казнь может  применяться только за особо  тяжкие преступления против жизни  (т.е. в отношении лиц, совершивших  убийство при отягчающих обстоятельствах – ч.2 ст. 105 УК РФ, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей – ст. 205 и 209 УК РФ);

4) при угрозе применения  смертной казни обвиняемый имеет  право на рассмотрение его  дела судом с участием присяжных заседателей.

Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны исключить  опасность непоправимой судебной ошибки.

В связи со вступлением  России в Совет Европы перед ней  встал вопрос об отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено  Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и осуществления поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу 1 января 1997 г., составы преступления, предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5. Смертная казнь по ряду составов преступления заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни был установлен мораторий. Однако эти меры не устранили неравенства граждан, в отношении которых смертные приговоры выносились в одних случаях судом присяжных, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ, а в других – судами без привлечения суда присяжных, поскольку суды присяжных созданы только в 9 субъектах РФ.

В связи с этим Конституционный  Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999 года признал, что «с момента вступления в силу настоящего постановления  и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».[14.с. 191]

Но следует обратить внимание и на случай «эвтаназии»: является ли он правомерным или нет?

Эвтаназия – это «лишение человека жизни по его просьбе  с целью избавить от предсмертных страданий»4, но оговоренные ч.2 ст.20 Конституции РФ условия лишения человека жизни не зависят от воли человека – это воля государства. Поэтому, с юридической и моральной точки зрения, эвтаназия не является правомерным лишением человека права на жизнь, т.к. прекращение жизни необратимо, и человек, умерщвленный по его просьбе другим лицом, не может вернуться к обладанию благом жизни и заявить о своем желании жить. В этом случае действия любого лица по лишению человека жизни подпадают под ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели, как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет. В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства – это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь в РФ служат система здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности; охрана от несчастных случаев на производстве; профилактика дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности; система страхования и т.д.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности.

Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанность уважать других. Оно достигнуто развитием личности, осознающей свою свободу, равенство с другими людьми, защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право на самооценку, «самоопределение» и охраняет его выбор жизненных ценностей.

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина