Обновления в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Научная и практическая значимость деятельности в сфере образовательных услуг, их недостаточная изученность, а также проблемы правового регулирования предопределили цели и задачи моего дипломного проэкта, его объем и предмет, а также структуру работы.
Цель исследования: на основе научно-практического анализа правовой природы отношений в сфере образовательных услуг выявить их особенности; исследовать основные доктринальные и практические проблемы правового регулирования образовательных услуг; определить обоснованность и целесообразность действующих норм, регламентирующих данный институт, с позиций теории договорного права и инвестиционной деятельности как элемента образовательных услуг, а также предложить и обосновать

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика правового регулирования в
сфере образовательных услуг …………………………………………….
1.1. Понятие, задачи и принципы оказания образовательных услуг..
1.2. Система образовательных услуг………………………………………
1.3. Субъекты оказания образовательных услуг………………………..
1.4. Правовые основы регулирования сферы образовательных
услуг……………………………………………………………………..
1.4.1. Законодательная база регулирования сферы образования……..
1.4.2. Договор – как инструмент регулирования отношений
в области образовательного права …………………………………
2. Юридическая зашита прав и интересов сторон в сфере
образования………………………………………………………………
3. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных
услуг ………………………………………………………………………………
3.1. Виды правонарушений в сфере образования……………………………
3.2. Проблемы юридической ответственности в области
образования………………………………………………………………….
3.3. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства
в области образования…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образование.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

      Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных услуг.

        Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

        Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельность в области образования.

        Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования и в качестве составной части Классификаторы направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования.

1.3. Субъекты оказания образовательных услуг.

       Всех субъектов оказания образовательных услуг можно подразделить на несколько групп: это, во-первых, стороны, то есть те, кто оказывает данные услуги, и те, кому эти услуги оказываются. Еще одним субъектом можно назвать государство, которое выступает, не только в роли «спонсора» но и в роли «выгодоприобретателя».

        Итак, рассмотрим состав лиц оказывающих данные услуги: первое - образовательные учреждения.

        В соответствии со статьей 12 Федерального Закона  «Об образовании» образовательным, является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.[8]

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.

        Подавляющее большинство образовательных организации действует в форме учреждений. Все государственные образовательные организации являются учреждениями. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение является юридическим лицом.

        Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Образовательному учреждению для осуществления в полной мере прав юридического лица необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо и для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров и в других случаях. Образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического лица, не может претендовать на получение лицензии, на право ведения образовательной деятельности и последующие аттестацию и государственную аккредитацию.

       Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.

        В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.[9]

       В отличие от подавляющего большинства юридических лиц, учреждение не входит в число собственников принадлежащего им имущества, а, как и унитарные предприятия, является субъектом ограниченного вещного права; к последнему в основном относится право оперативного управления. В отдельных же случаях учреждение может быть субъектом и другого вещного права. Как известно, ограниченные вещные права производны от права собственности. В законе определены их виды, те из собственников, которые вправе установить такое вещное право, субъект, содержание субъективного права и пределы его осуществления. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное законом.

        В Гражданском Кодексе отсутствует указание на то, кто может быть собственником имущества учреждения, и поэтому, по общему правилу, учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами.

        Несмотря на то, что частные собственники наделены правом создавать учреждения, подавляющее большинство учреждений функционирует за счет финансирования из государственного и (или) местного бюджетов. Допускается совместное финансирование различными собственниками, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц.

        Финансирование учреждения может быть как полным, так и частичным. Предусматривая возможность частичного финансирования собственником созданного им учреждения, законодатель, вероятно, имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение должно каким-то образом «зарабатывать», т. е. заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Именно из-за того, что «зарабатывание» может поставить под угрозу основные цели деятельности учреждения, органы государства находятся на полном финансировании собственника.

        Отсутствие в Гражданском Кодексе регламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в Законе «Об образовании» и о «Высшем и послевузовском образовании» предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения на условиях полного самофинансирования. Это означает, что учредители только принимают участие в формировании минимального первоначального уставного капитала (размер которого может быть недостаточен для функционирования учреждения в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированию созданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой природе учреждения: в данном случае термин "учреждение" применяется не к организационно-правовой форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенного рода деятельность.

         Представляется, что в Гражданском Кодексе следовало предусмотреть нормы, как о минимальном размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансирования собственником, при нарушении которых учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения (п. 1 ст. 118, п. 1 ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федераци, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).[10]

        Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов. К учредительным документам учреждения относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.[11] В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

       При создании учреждения на базе федеральной собственности от имени собственника выступают различные уполномоченные им органы. Предшествуют же этому постановления Правительства России о создании учреждения или об утверждении устава (положения) уже существующего учреждения либо указ Президента России.

        В целях единообразного правового положения учреждений одного профиля деятельности Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица.

         В содержании устава наряду с выполнением общих требований  указываются пункты, не урегулированные законодательством Российской Федерации, которые разрабатываются учреждением самостоятельно и утверждается его учредителем.[12]

        Руководит образовательным учреждением на основе единоначалия должностное лицо: директор, ректор. По общему правилу, назначает на должность руководителя учреждения и освобождает от нее собственник. Назначение руководителя учреждения в отличие от подобного назначения на унитарных предприятиях, согласно Гражданском Кодексе, не является исключительным правом собственника. Поэтому применительно к образовательным учреждениям возможно не только назначение, но и избрание руководителя на должность. Непосредственное руководство государственным, муниципальным вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием общим собранием (конференцией) сроком до 5 лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Назначение ректоров в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования не допускается, а статус руководителя государственных образовательных учреждений федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации. Именно руководитель имеет право вести всю хозяйственную деятельность и в частности несет ответственность за  надлежащее оказание образовательных услуг.

       Негосударственным образовательным учреждением (за исключением вузов) руководит непосредственно учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

       Устав государственного, муниципального вуза, утвержденный собственником, действует не более 1 года, затем вуз продолжает функционировать на основании устава, принятого общим собранием. В этом заключается различие вуза и учреждений другого вида деятельности.

        Образовательное учреждение может иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

       Нужно обратить внимание на то, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

       Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

       Образовательные учреждения проходят ряд «проверок» на соответствие оказываемых услуг условиям образования, программам.

       В силу Гражданского Кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.[13] Отметим, что лицензирование осуществляется для образовательных учреждений в силу Федерального Закона «Об образовании», а не в силу Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Не подлежит лицензированию:

                        образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

                        индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

        Аттестация. Это основная форма государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

        Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.

        Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения.[14] Отметим, что признание государственного статуса не влечет признания имущества учреждения государственной собственностью.

       Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

        Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей - право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.

Информация о работе Обновления в системе образования