Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:37, дипломная работа
Научная и практическая значимость деятельности в сфере образовательных услуг, их недостаточная изученность, а также проблемы правового регулирования предопределили цели и задачи моего дипломного проэкта, его объем и предмет, а также структуру работы.
Цель исследования: на основе научно-практического анализа правовой природы отношений в сфере образовательных услуг выявить их особенности; исследовать основные доктринальные и практические проблемы правового регулирования образовательных услуг; определить обоснованность и целесообразность действующих норм, регламентирующих данный институт, с позиций теории договорного права и инвестиционной деятельности как элемента образовательных услуг, а также предложить и обосновать
Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика правового регулирования в
сфере образовательных услуг …………………………………………….
1.1. Понятие, задачи и принципы оказания образовательных услуг..
1.2. Система образовательных услуг………………………………………
1.3. Субъекты оказания образовательных услуг………………………..
1.4. Правовые основы регулирования сферы образовательных
услуг……………………………………………………………………..
1.4.1. Законодательная база регулирования сферы образования……..
1.4.2. Договор – как инструмент регулирования отношений
в области образовательного права …………………………………
2. Юридическая зашита прав и интересов сторон в сфере
образования………………………………………………………………
3. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных
услуг ………………………………………………………………………………
3.1. Виды правонарушений в сфере образования……………………………
3.2. Проблемы юридической ответственности в области
образования………………………………………………………………….
3.3. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства
в области образования…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
В соответствии со статьей 44 Уголовного Кодекса Российской Федерации видами наказаний являются:
штраф;
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
обязательные работы;
исправительные работы;
ограничение по военной службе;
конфискация имущества;
ограничение свободы;
арест;
содержание в дисциплинарной воинской части;
лишение свободы на определенный срок;
пожизненное лишение свободы;
смертная казнь.
На основании Конституции Российской Федерации право сделать окончательный вывод о виновности лица в совершении преступления и назначить за него наказание, предоставлено только суду.[28] Назначая наказание, суд определяет, какой вид, и размер наказания будет достаточен для достижения целей наказания.
Административная ответственность - наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, а также указами Президента, постановлениями Правительства и нормативными актами субъектов Российской Федерации. Например, статьей 13.19. Кодекса об Административных Правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации в области наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, что влечет наложение на это лицо штрафа.[29]
Понятие административной ответственности тесно связано с понятием правового принуждения, и представляет собой его разновидность. Вместе с тем административная ответственность выступает как особый вид юридической ответственности, которая наступает за административное правонарушение (проступок, деликт) и предусматривает в качестве санкции административное взыскание.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Договорная ответственность представляет собой санкцию за нарушение договорного обязательства. Формы и размер договорной ответственности определяются как законом, так и условиями договора. В случае причинения вреда неисполнением обязанности, принятой на себя стороной по договору, он возмещается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и законодательством, регулирующим это договорное правоотношение.[30] Внедоговорная ответственность имеет место тогда, когда соответствующая санкция применяется к правонарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим. Формы и размер внедоговорной ответственности устанавливаются только законом. Если вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с потерпевшим он возмещается в соответствии со ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности. Так, в случае оказания образовательной услуги ненадлежащего качества потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности. Ответственность может наступать в форме: возмещения убытков[31], уплаты неустойки[32], потери задатка[33] и т.д.
В зависимости от характера распределения ответственности нескольких лиц, различают:
долевую;
солидарную;
субсидиарную.
Долевая ответственность имеет место тогда, когда каждый из должников несет ответственность перед кредитором только в той доле, которая падает на него в соответствии с законодательством или договором.
Долевая ответственность имеет значение общего правила и применяется тогда, когда законодательством или договором не установлена солидарная или субсидиарная ответственность. Доли, падающие на каждого из ответственных лиц, признаются равными, если законом или договором не установлено иное.
Солидарная ответственность применяется, если она предусмотрена договором или установлена законом. Например, согласно ч.1 ст. 1080 Гражданского Кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
При солидарной ответственности кредитор вправе привлечь к ответственности любого из ответчиков, как в полном объеме, так и в любой ее части.
Субсидиарная ответственность имеет место тогда, когда в обязательстве участвуют два должника, один из которых является основным, а другой - дополнительным (субсидиарным).
До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.[34] Ответственность по гражданскому праву наступает за правонарушение, т.е. действие (или бездействие), нарушающее требования закона или договора.
Совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданской ответственности, образует состав гражданского правонарушения.
Наличие вреда. Под вредом в гражданском праве понимают всякое умаление личного или имущественного блага. Различают вред материальный (всегда связан с имущественными потерями для потерпевшего) и моральный (физические или нравственные страдания).
Существуют два способа возмещения вреда: в натуре или путем возмещения причиненных убытков. Если речь идет о возмещении морального вреда, то говорят о его денежной компенсации.[35]
Возмещение вреда в натуре может состоять в восстановлении вещи, предоставлении вещи того же рода и качества и т.п.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).[36]
Противоправное поведение. Противоправным признается такое поведение, которое нарушает норму права независимо от того, знал или не знал правонарушитель о неправомерности своего поведения.
Причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившим вредом. В соответствии с п. 1 ст. 393 Гражданского Кодекса Российской Федерации возмещению подлежат лишь убытки, причиненные противоправным поведением.
Следовательно, между противоправным поведением должника и возникшим вредом должна существовать причинная связь.
Причинная связь - такая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его.
Вина правонарушителя. Вина представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению, в котором проявляется пренебрежение к интересам общества или отдельных лиц.
Вина может выступать в форме умысла и неосторожности.[37]
Вина в форме умысла имеет место тогда, когда из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение.
Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.[38]
При неосторожной форме вины в поведении нарушителя отсутствуют элементы намеренности.
Согласно п. 2 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Таким образом, в гражданском праве вина должника предполагается.
Дисциплинарная ответственность - возникает вследствие совершения дисциплинарного проступка. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а закрепленное позитивное правило. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, обладающее распорядительно-дисциплинарной властью над обучающимся. В образовательном учреждении это его руководитель; главы структурных подразделении не обладают властью налагать какие-либо наказания. Позитивные нормы поведения закрепляются либо в уставах, либо в специальных положениях разрабатываемых образовательным учреждением.
По существующему мнению, нормы отечественного права о юридической ответственности в достаточной мере разработаны. Но это не заслуга образовательного права. Последнее лишь опирается на систему норм, которая разрабатывалась и реализовывалась в течение продолжительного периода времени. Однако именно данный факт помогает реализовать субъектам образовательной деятельности их право на защиту.
Стоит отметить и некоторые различия в видах ответственности субъектов оказания образовательных услуг. Так образовательные учреждения, по понятным причинам не могут быть подвержены уголовной ответственности. Зато в полной мере это «окупается» мерами гражданско-правовой ответственности, которая предусматривает ее и в дополнительном объеме.
Нет единого подхода в вопросе об ответственности и к лицам, получающим образование. Например, при наличии гражданско-правового договора между учебным учреждением и обучающимся, возможно применение мер гражданско-правовой неделиктной ответственности, тогда как при его отсутствии (обучение по государственной квоте), неделиктная ответственность практически нивелируется. А соответственно права таких лиц защищены в меньшей степени.
Заключение
Подводя итоги данного исследования можно утверждать, что в Российской Федерации, несмотря на детальную регламентацию некоторых правоотношений в области оказания образовательных услуг, особенно общественных, общий уровень ее остается низким. Многие нормативно-правовые акты в сфере образовательного права, прямо или косвенно противоречат законодательству Российской Федерации.
Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.
В данной области происходит активное взаимодействие образовательных учреждений, обучающихся и государства которое выступает «спонсором» и одновременно «выгодоприобретателем». Выявлены проблемы статуса образовательного учреждения, как учреждения, которое может находится на полном самофинансировании, что противоречит самой природе учреждения. Установлен статус обучающегося по возмездному договору, как потребителя, что влечет распространение на данных лиц широкого круга прав ранее не характерного для данной сферы общественных отношений.
Можно отметить достаточно высокий уровень разработки правовых норм описывающих формы и методы защиты прав субъектов образовательных услуг. Данный факт объясняется тем, что само образовательное право практически не содержит предписаний о защите прав, а данная сфера дана на откуп нормам, имеющим специализированный защитительный характер (уголовное право, административное право, разделы гражданского права о возмещении вреда). Наиболее уместными защитительными нормами в образовательном праве, являются гражданско-правовые нормы.
В результате исследования по теме были проанализированы понятия правонарушения и юридической ответственности, их сущность, признаки, принципы и виды. Исходя из анализа понятий, можно сказать о том, что существует множество различных определений правонарушения и юридической ответственности, но все они в общем, сводятся к тому, что правонарушение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования, представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Эти два понятия неразрывно связаны, так как основанием юридической ответственности является правонарушение.
Как было отмечено выше, особый приоритет имеют нормы гражданско-правовые, нежели нормы уголовного или административного права. Последние вообще носят больше околообразовательный характер, защищая, например, право ребенка на само образование, а не его права, возникающие во время оказания образовательных услуг. Нормы гражданского права наоборот применимы, когда речь идет о возмещении понесенных убытков при оказании образовательных услуг по гражданско-правовому договору, но не применимы к субъектам образовательной деятельности при обучении за счет РФ, ее Субъектов и муниципальных образований.
При всех принятых мерах законодатель не должен останавливаться на достигнутом, так как в процессе модернизации и развития образования, в процессе появления новых норм и правил, также будут появляться новые виды правонарушений. Выходом из этой ситуации будет являться своевременное реагирование и урегулирование законодательным путем отношений в сфере образования и законодательное установление адекватной юридической ответственности за нарушения законодательства регулирующего отношения в образовательной сфере, принятие специальных нормативных актов, охватывающих всю сферу образовательных отношений.