Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:37, дипломная работа
Научная и практическая значимость деятельности в сфере образовательных услуг, их недостаточная изученность, а также проблемы правового регулирования предопределили цели и задачи моего дипломного проэкта, его объем и предмет, а также структуру работы.
Цель исследования: на основе научно-практического анализа правовой природы отношений в сфере образовательных услуг выявить их особенности; исследовать основные доктринальные и практические проблемы правового регулирования образовательных услуг; определить обоснованность и целесообразность действующих норм, регламентирующих данный институт, с позиций теории договорного права и инвестиционной деятельности как элемента образовательных услуг, а также предложить и обосновать
Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика правового регулирования в
сфере образовательных услуг …………………………………………….
1.1. Понятие, задачи и принципы оказания образовательных услуг..
1.2. Система образовательных услуг………………………………………
1.3. Субъекты оказания образовательных услуг………………………..
1.4. Правовые основы регулирования сферы образовательных
услуг……………………………………………………………………..
1.4.1. Законодательная база регулирования сферы образования……..
1.4.2. Договор – как инструмент регулирования отношений
в области образовательного права …………………………………
2. Юридическая зашита прав и интересов сторон в сфере
образования………………………………………………………………
3. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных
услуг ………………………………………………………………………………
3.1. Виды правонарушений в сфере образования……………………………
3.2. Проблемы юридической ответственности в области
образования………………………………………………………………….
3.3. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства
в области образования…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………
1.4.Правовые основы регулирования сферы образовательных услуг
1.4.1. Законодательная база регулирования сферы образования
Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.
В узком смысле под правовым регулированием понимается воздействие норм права и других специально-юридических средств на поведение людей и общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Из вышеуказанного определения вытекает, что правовое регулирование это такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях предотвращения дискриминации в области образования, издается закон, воздействующий на субъектов образовательной деятельности. И воздействие норм данного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Если же под воздействием норм права возникают последствия, не предусмотренные законодательством, либо противоречащие ему, то такое воздействие нельзя называть правовым регулированием.
Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как социально-юридически организующей деятельности.
Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведения людей специально-юридическими средствами и способами, в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую сторону жизни человека.
В рамках данной работы целесообразно рассмотреть только нормативно-правовые акты, включающие в себя нормы права и акты толкования. Существуют две иерархии нормативно-правовых актов, вертикальная и горизонтальная.
Вертикальная иерархия имеет двоякое значение. Она призвана дать ответ на вопросы о том, на каком именно уровне - федеральном, субъекта, Федерации или муниципальном - должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится.
Горизонтальная иерархия дает вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Из этого следует, что горизонтальная иерархия всегда следует за главенствующей вертикальной.
Верховным актом является Конституция Российской Федерации, конституция обладает приоритетом ко всем остальным актам, содержащим нормы права. Конституция Российской Федерации содержит общие положения о праве человека и гражданина на образование, устанавливает обязанность родителей обеспечить детям возможность получения данного образования. Конституция следует основополагающим международным актам в данном вопросе.
Следующую ступень в иерархии занимают законы.
Федеральные Законы. Особое положение Федерального Закона состоит в том, что они могут быть изданы по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, либо Федерально-конституционными законами. Федеральный закон обладает абсолютным приоритетом ко всем иным актам. Исключение составляет Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой, и имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. К этому следует добавить, что законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции, а также федеральным конституционным законам.
На данный момент в Российской Федерации действует несколько федеральных законов в области образования: Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании», от 10 июля 1992 года; Федеральный Закон Российской Федерации «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием» от 25.02.1993; Федеральный Закон Российской Федерации «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», от 16.05.1995; Федеральный Закон Российской Федерации «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального начального и среднего профессионального образования», от 01.08.1996; Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 22.08.1996; Федеральный Закон Российской Федерации «О льготе на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, от 28.05.1999; Федеральный Закон Российской Федерации «О ратификации европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, и протокола к ней», от 08.07.1999; Федеральный Закон Российской Федерации «О ратификации европейской конвенции об эквивалентности периодов университетского образования», от 08.07.1999; Федеральный Закон Российской Федерации «О ратификации европейской конвенции об академическом признании университетских квалификаций», от 08.07.1999; Федеральный Закон Российской Федерации «ОБ утверждении федеральной программы развития образования», от 10.07.1992.
Основным рабочим инструментом можно назвать акты Президента и Правительства, которые могут наиболее оперативно издаваться данными органами по вопросам и особо актуальным проблемам. Акты данных органов могут быть направлены, как на конкретного субъекта, например указ Президента Российской Федерации от 12.07.1996 N 1030 «О создании Белгородского государственного университета», так и общими, например письмо министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 14-52-235ин/13 «Об аттестатах о среднем (полном) общем образовании».
Указы президента Российской Федерации по вопросам оказания образовательных услуг обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Отсутствие в Конституции перечня вопросов подлежащих регулированию только законами позволяет толковать правотворческую деятельность президента очень широко. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу, а также прямого указание на тот или иной вопрос, как подлежащий регулированию исключительно законом, Президент, не выходя за рамки ст. 80-90 Конституции Российской Федерации, может опережающее издать нормативный указ по тому, или иному вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием, для издания по тому же вопросу закона. При этом содержание закона не может быть ограниченно соответствующим актом президента.
Применительно к регулированию в области оказания образовательных услуг, можно указать на большое число норм, содержащих отсылки непосредственно к закону. Так, например, ст.5 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании», содержит норму в силу которой, только законом может быть ограниченно право гражданина на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости.[16]
Постановления правительства Российской Федерации, содержащие нормы законодательства в сфере оказания образовательных слуг, могут быть изданы, на основании и в исполнение Конституции, федерального закона, указов Президента Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации отличаются по своей юридической силе от закона, в частности, тем, что в случае противоречия вышестоящему акту суд, установивший указанное противоречие, не только может, но и обязан применить взамен указа или постановления соответствующий вышестоящий акт.
К числу нормативных актов, помимо актов правовых относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (в общепринятой ранее терминологии - «ведомственные акты»). Издание любого ведомственного акта должно быть основано на акте правовом. По вопросам оказания образовательных услуг основную часть актов издают Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры, а также иные ведомства, имеющие в своей структуре образовательные учреждения, а их имеют практически все властные субъекты.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Кроме того, они должны быть в обязательном порядке (кроме актов, которые содержат сведения о государственной тайне, либо носят конфиденциальный характер) официально опубликованы.
Конституция Российской Федерации впервые выделила вопрос о соотношении внутреннего и международного правового регулирования, в частности применительно к области правого регулирования образовательных услуг. Россия является активным участником международного сотрудничества в области образования.
Конституция Российской Федерации объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. В Конституции Российской Федерации закреплен безусловный приоритет правил международных договоров по отношениям к правилам, включенным в национальные законы: если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. В качестве примера «общепризнанных принципов и норм международного права» можно указать на не дискриминацию, которая, в свою очередь, опирается непосредственно на начала равенства государства. Сущность данного принципа состоит в том, что не должна допускаться дискриминация в области образования, как применительно к отдельным гражданам государства, так и гражданам иностранных государств.
1.4.2. Договор – как инструмент регулирования отношений в области образовательного права
Еще одним из инструментов регулирующих отношения в области образовательного права является договор. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. С помощью договора опосредуются права и обязанности сторон, а также, возможно и третьих лиц, в пользу которых данный договор заключен.
Граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор об оказании образовательных услуг должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати, например приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.03.2002 N 864 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».[17]
Зачастую, для удобства, образовательные учреждения, для того чтобы каждый раз, не проходит сложную процедуру заключения договора разрабатывает специальный договор-формуляр. Который по своей правовой природе является договором присоединения. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
С переходом рыночной экономики у многих юридических лиц появилась потребность в обучении своих работников, либо их детей, в качестве поощрения, либо для формирования новых квалифицированных кадров для данного юридического лица. В этом случае юридическое лицо выступает в качестве стороны оговора, а выгодоприобретателем становится физическое лицо, в пользу которого заключен данный договор. По своей правовой природе это договор в пользу третьего лица. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. Должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора. В случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.