Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:37, дипломная работа
Научная и практическая значимость деятельности в сфере образовательных услуг, их недостаточная изученность, а также проблемы правового регулирования предопределили цели и задачи моего дипломного проэкта, его объем и предмет, а также структуру работы.
Цель исследования: на основе научно-практического анализа правовой природы отношений в сфере образовательных услуг выявить их особенности; исследовать основные доктринальные и практические проблемы правового регулирования образовательных услуг; определить обоснованность и целесообразность действующих норм, регламентирующих данный институт, с позиций теории договорного права и инвестиционной деятельности как элемента образовательных услуг, а также предложить и обосновать
Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика правового регулирования в
сфере образовательных услуг …………………………………………….
1.1. Понятие, задачи и принципы оказания образовательных услуг..
1.2. Система образовательных услуг………………………………………
1.3. Субъекты оказания образовательных услуг………………………..
1.4. Правовые основы регулирования сферы образовательных
услуг……………………………………………………………………..
1.4.1. Законодательная база регулирования сферы образования……..
1.4.2. Договор – как инструмент регулирования отношений
в области образовательного права …………………………………
2. Юридическая зашита прав и интересов сторон в сфере
образования………………………………………………………………
3. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных
услуг ………………………………………………………………………………
3.1. Виды правонарушений в сфере образования……………………………
3.2. Проблемы юридической ответственности в области
образования………………………………………………………………….
3.3. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства
в области образования…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………
Тип, вид и категория образовательного учреждения, определяются в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых данным учреждением образовательных программ, и устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
К образовательным учреждения относятся следующие их виды:
1) Дошкольные - это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
2) Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: первая ступень - начальное общее образование 4 года; вторая ступень - основное общее образование 5 - 6 лет; третья ступень - среднее (полное) общее образование 2 года.
3) Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Целью учреждение профессионального образования является подготовку работников квалифицированного труда и специалистов по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации.
К учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-производственный центр, техническая школа.
Учреждение начального профессионального образования может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании устанавливаются высшие учебные заведения следующих видов:
а) университет;
б) академия;
в) институт.
В состав высшего учебного заведения входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов.
В составе университета и академии в качестве структурного подразделения, осуществляющего в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения автономную образовательную, научную либо научно - исследовательскую деятельность, могут быть созданы институт и (или) научно - исследовательский институт.
4) Учреждения дополнительного образования взрослых и учреждения дополнительного образования.
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.
5) Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательными учреждениями данного вида являются центры диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально - трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других. Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, создается для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.
6) Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существует несколько видов образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом - школа, школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
7) Учреждения дополнительного образования детей - это дворцы молодежи, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел и другие.
Образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
8) Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Еще одним субъектом, оказывающим образовательные услуги, но не являющимся юридическим лицом являются граждане, оказывающих в качестве индивидуальных предпринимателей платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ образования. Индивидуальные предприниматели в области образовательных услуг подчиняются тем, же правилам и несут те же обязанности, что и образовательные учреждения.
Конституция Российской Федерации предусмотрела, что каждый имеет право на образование.[15] Под «каждым» понимается не любое лицо, в частности юридическое, которое в силу своего статуса не может быть субъектом такого рода, а человек. Конституция Российской Федерации последовательно проводит линию соответствующую международным правовым актам, предусматривающими право все людей на образования, без каких либо ограничений по гражданству, расе, национальности и т. д. Российская Федерация является участником конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования». Несмотря на то, что нормы российского законодательства в области образования не содержат дискриминационных ограничений, на практике зачастую иностранные граждане и лица без гражданства значительно ограничиваются в праве на образование. Установление дополнительных выплат не только за сам процесс образования, но и за бытовую сферу, связанную с образованием стали уже привычным делом для многих ВУЗах нашей страны.
Субъект, зачисленный в образовательное учреждение обладает набором прав и обязанностей, и является специальным. Именно он получает основы умственного развития, социальные навыки, приобщается к общечеловеческим ценностям в дошкольном учреждении, учится читать в общеобразовательном, получает специальность в высшем. Однако не всегда он будет являться стороной в процессе возникновения правоотношений, частью которых он является.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, по достижении восемнадцатилетнего возраста. Из этого правила есть несколько исключений. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Однако, как быть ребенку, не достигшему возраста совершеннолетия, как осуществить свое право. Законодатель предусмотрел, что от имени детей выступают их законные представители родители, усыновители, попечители. Именно данные лица выступают от имени несовершеннолетних и заключают различного рода сделки и вступают в другие отношения связанные с образованием.
Но, в отличие от их несовершеннолетних детей право превращается для них в обязанность. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением, имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье, обязаны выполнять устав образовательного учреждения, и несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
Субъектов, которым образовательные учреждения оказывают образовательные услуги можно классифицировать. Самой простой классификацией является, классификация по субъектам, оказывающим услуги и возмездности получения данных услуг.
По первому основанию их можно подразделить по лицам обучающихся (воспитывающихся) в государственных образовательных учреждениях и лиц обучающихся (воспитывающихся) в негосударственных образовательных учреждениях.
По второму основанию по лицам, получающих образование (воспитывающихся) за государственный счет и по лицам обучающихся, на основе вложения собственных денежных средств.
Итак, лицо, обучающееся в государственном образовательном учреждении, наделяется широким набором прав. Это, во-первых, получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов. Во-вторых, полный набор социальных льгот, обеспечивающих достойное обучение. На данных лиц распространяются такие льготы, как льгота, на проезд предоставляемая при использовании междугородного железнодорожного транспорта; право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородном транспорте к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации; компенсационные выплаты на питание - выплаты, предназначенные для частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающихся; студенты высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются государственной стипендией; для студентов очной формы обучения выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание помощи нуждающимся студентам в размере пяти процентов стипендиального фонда, а также выделяются дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно - массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха; студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения и т. д. Возможность обучаться в соответствии с государственными стандартами в области образования обеспечивающие возможность получать образование, соответствующее мировому уровню.
В противоположность этому лица, обучающиеся в частных учебных заведениях, лишаются права на получение вышеуказанных льгот, их правовое положение определяется исключительно договором, заключенным между данным образовательным учреждением и обучающимся, либо его представителями. Однако законодатель предусмотрел, что основные права в области образования распространяются и на лиц данной категории. Однако многие из этих норм носят исключительно диспозитивный характер, и могу блокироваться договором. С другой стороны, чтобы повысить привлекательность негосударственного образования, учреждения данного типа могут устанавливать более привлекательные условия для обучающихся, как, например зарубежные стажировки, обучение более высокого уровня, чем предусмотрено государственными стандартами.
Рассмотрим правовое положение лиц получающих образование (воспитывающихся) за государственный счет и по лицам обучающихся, на основе вложения собственных денежных средств. И если правовое положение лиц получающих образование за государственный счет практически полностью совпадает с лицами, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то лица, обучающиеся за собственный счет, имеют ряд серьезных преимуществ. Начнем с того, что их правовое положение регулируется нормами не только образовательного законодательства, но и гражданского, а также договором. А это значит, что, в частности лица данной категории, приобретают статус потребителя в соответствии с Федеральным Законом «О защите прав потребителей», становясь субъектами гражданско-правовых и административных правоотношении. Это дает им возможность использовать весь арсенал средств гражданско-правовой и мер оперативного воздействия, что позволяет с большей степенью вероятности защитить свое право на образование надлежащего уровня.
Одним из участников правоотношений возникающих в сфере оказания образовательных услуг является Российская Федерация, Субъекты Российской Федерации, либо муниципальное образование. Не секрет, что именно государство и муниципальные образования являются учредителями абсолютного большинства образовательных учреждений. Это естественное положение, более того такая ситуация складывается в большинстве развитых стран (Великобритания, Корея, Япония и т. д.) Кроме того, что данные субъекты являются собственниками имущества образовательных организаций, они, также являются основными «заказчиками» образовательных услуг. Именно эти властные субъекты, признавая роль образования для развития государства, общества, личности предоставляют возможность физическим лицам получить основное начальное, среднее и на конкурсной основе высшее образование. Российская Федерация и муниципальные образования не являются заказчиками в гражданско-правовом смысле, просто собственник возлагает обязанность на свои учреждения, обучить какое либо число физических лиц, в соответствии со своим заказом, по установленным стандартам. Однако законодатель не исключил возможность заключения гражданско-правовых договоров между государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образовании.