Обновления в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Научная и практическая значимость деятельности в сфере образовательных услуг, их недостаточная изученность, а также проблемы правового регулирования предопределили цели и задачи моего дипломного проэкта, его объем и предмет, а также структуру работы.
Цель исследования: на основе научно-практического анализа правовой природы отношений в сфере образовательных услуг выявить их особенности; исследовать основные доктринальные и практические проблемы правового регулирования образовательных услуг; определить обоснованность и целесообразность действующих норм, регламентирующих данный институт, с позиций теории договорного права и инвестиционной деятельности как элемента образовательных услуг, а также предложить и обосновать

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика правового регулирования в
сфере образовательных услуг …………………………………………….
1.1. Понятие, задачи и принципы оказания образовательных услуг..
1.2. Система образовательных услуг………………………………………
1.3. Субъекты оказания образовательных услуг………………………..
1.4. Правовые основы регулирования сферы образовательных
услуг……………………………………………………………………..
1.4.1. Законодательная база регулирования сферы образования……..
1.4.2. Договор – как инструмент регулирования отношений
в области образовательного права …………………………………
2. Юридическая зашита прав и интересов сторон в сфере
образования………………………………………………………………
3. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных
услуг ………………………………………………………………………………
3.1. Виды правонарушений в сфере образования……………………………
3.2. Проблемы юридической ответственности в области
образования………………………………………………………………….
3.3. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства
в области образования…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образование.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

        Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и в частности в области оказания образовательных услуг. Этот орган  направляет: в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей; материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

       Правилами внутреннего распорядка учебного заведения, уставом,  должна быть предусмотрена процедура зашиты прав субъектов оказания образовательных услуг. Должностным лицом ответственным за деятельность образовательного учреждения является его руководитель, соответственно непосредственным органом, к которому можно обращаться за защитой прав будет являться именно он. Однако практика показала, что именно глава образовательного учреждения, зачастую является либо самим «нарушителем», либо выступает с последними единым фронтом против жалобщика.

        Защита прав субъектов образовательной деятельности может осуществляться разнообразными организациями, созданными специально для защиты прав ее членов (профсоюзами, ассоциациями и т. д.), меры защиты, применяемые данными организациями, могут носить, как правовой, так и не правовой характер.

        На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что в Российской Федерации защита прав субъектов образовательной деятельности и оказания образовательных услуг в частности находится на высоком уровне. Лицу предоставлено право, как защищать свои права правовыми, так и не правовыми способами, самому либо опосредованно, через органы специальной и общей юрисдикции.

  

 

 

 


3. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных услуг

3.1. Виды правонарушений в сфере образования

         Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

-уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при "организации" образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

-административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

-гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

-дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.

       Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий,[20] отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения,[21] осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям[22] и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты - образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование;[23] педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

        Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

       Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания.

        Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных.

Существует мнение исследователей, что в образовательном законодательстве необходимо создание Кодекса об образовании, согласно которому предлагается, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании.

        Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, следует, по мнению ученых, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которые препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения. Это, в частности:

-систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

-появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

-нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

-неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

-воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

-пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

-порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

-курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

-публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

       Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе Российской Федерации и в статье 56 Федерального закона "Об образовании", они, по мнению исследователей, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

-реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

-нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

-привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

-принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

-отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

-использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

       Такой же перечень противоправных деяний должен распространяться и на руководителей образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

-невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

-несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

-нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

-непредставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

-превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

-нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

      Этот перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

      Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности за совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные:

-замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров;

-исключение из образовательного учреждения.

      За совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ "Об образовании", как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений. В этом отношении соответствующие нормы проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованны и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

3.2. Проблемы юридической ответственности в области образования

       Институт юридической ответственности занимает одно из центральных мест в ряду правовых средств, обеспечивающих эффективную реализацию конституционных прав граждан в области образования и формирующих целостный механизм гарантий осуществления прав и свобод личности в сфере образования.

        Юридическая ответственность, выражаясь в мерах государственного принуждения, в ограничении прав и свобод граждан, не может устанавливаться и применяться произвольно. Порядок привлечения к ответственности и меры, применяемые государством при наступлении юридической ответственности, должны соответствовать определенным требованиям - принципам, к которым относят законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость, целесообразность, недопустимость повторной или двойной (уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Информация о работе Обновления в системе образования