Основы деятельности третейских судов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является характеристика правового положения третейских судов в Российской Федерации. В связи с этим, прежде всего, необходимо определить само понятие «третейского суда», сущность этого института, цели и принципы его функционирования. Далее в работе разбираются нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляют свои полномочия российские третейские суды, выясняются некоторые аспекты взаимоотношений третейских судов с официальным органом разбирательства хозяйственных споров – арбитражными судами. Наконец, в работе рассматриваются особенности принятия и исполнения решений третейских судов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ В РФ…………………………………………….


4
1.1. Понятие и виды третейских судов ………………………………..

4
1.2. Правовые основы деятельности третейских судов в РФ………..

10
1.3. Полномочия третейских судов и порядок третейского разбирательства……………………………………………………………

17
1.4. Вопросы истории третейского разбирательства споров…………

29
ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА, ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА…………………………………..

38
2.1 Принятие решения третейским судом……………………………….

38
2.2. Особенности отмены решения третейского суда и отказа в его исполнении…………………………………………………………………

48
2.3. Особенности исполнения решений третейских судов…………….

68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………

Файлы: 1 файл

Способы разрешения экономических споров.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

К источникам правового регулирования принудительного исполнения решений третейских судов необходимо отнести и ряд международно-правовых документов. Такими актами международно-правового характера, к примеру, являются: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности между странами Содружества Независимых Государств, подписанное 20 марта 1992 г. (Киев); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между странами Содружества Независимых Государств, подписанная 22 января 1993 г. (Москва) (ратифицирована Федеральным Собранием Российской Федерации и вступила в силу для России 10 декабря 1994 г.). По вопросам исполнения решений третейских судов, разрешавших споры в отношениях между субъектами указанных государств, названные международно-правовые акты имеют приоритетное значение.

Институт принудительного исполнения решения третейского суда во многом схож с институтом оспаривания решения третейского суда. На это обстоятельство обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации, который в Определении от 15 мая 2001 г. N 204-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерной компании «АЛРОСА» и запроса Верховного Суда Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности п. 1 ст. 35 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» отметил, что не только ходатайство об отмене, но и ходатайство о признании и исполнении арбитражного решения как способы реализации заинтересованными лицами права на судебную защиту могут повлечь аннулирование решения. При этом перечни оснований для отмены арбитражного решения (п. 2 ст. 34) и для отказа в признании или приведении его в исполнение (ст. 36) по существу совпадают – в обоих случаях суд, рассматривающий такого рода ходатайства, должен отменить либо не признать решение арбитража. Как институт оспаривания решения третейского суда, так и институт принудительного исполнения решения третейского суда являются способами контроля со стороны компетентного государственного суда в установленных законом пределах за деятельностью и решениями третейского суда.

В соответствии с общим правилом, установленным Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется компетентным государственным судом. Однако практика третейского разбирательства знает и иные механизмы принудительного исполнения решений третейского суда.

Сам третейский суд не обладает полномочиями по осуществлению принудительного исполнения принятого им решения. Основой принудительного исполнения решения третейского суда является выдача компетентным государственным судом (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Исполнительный лист является разновидностью исполнительных документов, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительный лист является строго формальным документом, в котором должны в обязательном порядке содержаться следующие реквизиты: наименование компетентного государственного суда, выдавшего исполнительный документ; дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия третейским судом судебного акта, подлежащего исполнению; наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы; резолютивная часть решения третейского суда, подлежащего принудительному исполнению; дата вступления в силу решения третейского суда; дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

Инициатором возбуждения процедуры исполнительного производства может быть лицо, в пользу которого третейским судом вынесено решение. При этом, как следует из указанной нормы в ее системной взаимосвязи с нормами, предусмотренными в ст. ст. 236, 237 АПК РФ и в ст. ст. 423, 424 ГПК РФ, иные лица не вправе обращаться с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В том числе и третейский суд не может выступать в качестве субъекта, инициирующего принудительное исполнение принятого им решения. Впрочем, это и естественно. Будучи органом, который принимает юридически значимое решение по делу, третейский суд не вправе распоряжаться правами третьих лиц (каковыми в данном случае являются тяжущиеся). Кроме того, отметим и то обстоятельство, что если правом оспаривания решения третейского суда обладают обе стороны третейского разбирательства (как истец, так и ответчик), то правом подачи заявления на принудительное исполнение решения третейского суда обладает только одна сторона по делу.

При этом следует иметь в виду, что заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть подписано не только самим лицом, в пользу которого принято решение, но и его представителем. Однако доверенность, на основании которой представитель подписывает такое заявление, должна содержать специальное указание на данное полномочие.

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» не устанавливает обязательных требований к содержанию заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Такие требования содержатся в процессуальном законодательстве. Так, в соответствии с арбитражным процессуальным законом в этом заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование и состав третейского суда, принявшего решение, место его нахождения; наименование сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства; дата и место принятия решения третейского суда; требование заявителя о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Конечно же, заявление должно быть подписано подающим его лицом.

Гражданским процессуальным законодательством предусмотрен более широкий перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявлении о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Сюда относятся следующие обязательные сведения: наименование суда общей юрисдикции, в который подается заявление; наименование и состав третейского суда, принявшего третейское решение; наименование сторон третейского разбирательства, их место жительства или место нахождения; дата и место принятия решения третейского суда; дата получения решения третейского суда стороной, обратившейся с заявлением; требование заявителя о выдаче исполнительного листа на принудительное решение третейского суда.

Все указанные реквизиты выполняют функцию индивидуализации документа. Они позволяют соответствующему компетентному государственному суду выяснить, относится ли к его подсудности рассмотрение поступившего заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное решение третейского суда. В то же время в заявлении могут быть и иные сведения, которые позволят ускорить процедуру рассмотрения этого заявления: номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, позволяющие связаться с противоположной стороной. Но представление этих сведений не является обязательным требованием закона.

Порядок возбуждения процедуры выдачи исполнительного листа регулируется также гражданским (арбитражным) процессуальным законодательством. Так, в соответствии с п. 3 ст. 236 АПК РФ заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения должника – стороны третейского разбирательства. Согласно п. 2 ст. 423 ГПК РФ заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в районный суд по месту жительства или по месту нахождения должника либо, если место жительства или место нахождения неизвестно, по месту нахождения имущества должника – стороны третейского разбирательства. В практике имеют место случаи, когда заинтересованное лицо подает заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в компетентный государственный суд по месту нахождения третейского суда, которое приводится в исполнение. Подобного рода заявления должны возвращаться заявителям в связи с неподсудностью этого дела указанному компетентному государственному суду.

Указанными нормами существенным образом изменен порядок подачи заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Вспомним, что в соответствии со ст. 25 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения постоянно действующего третейского суда подавалось в соответствующий третейский суд, который был обязан в течение пяти дней направить заявление вместе с материалами дела в компетентный государственный суд. Таким образом, современное законодательство предоставляет право возбуждения процедуры принудительного исполнения решения третейского суда в государственном суде самому участнику третейского процесса, но не третейскому суду, который отстранен от этой процедуры. Такое положение представляется оправданным как с точки зрения принципа диспозитивности, так и с точки зрения принципа процессуальной экономии.

Однако представляется, что вышеуказанные нормы не согласованы с нормами, регулирующими порядок оспаривания решений третейского суда. Итак, если, как уже отмечалось, ходатайство о принудительном исполнении решения третейского суда подается в компетентный суд по месту нахождения или месту жительства должника, то ходатайство об оспаривании решения третейского суда подается, в соответствии с ч. 3 ст. 230 АПК РФ, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда. Нужно ли говорить о том, что эти места могут не совпадать, и гипотетически вполне реально представить ситуацию, когда два различных компетентных государственных суда примут диаметрально противоположные решения, в которых по-разному будет оценено одно и то же решение третейского суда.

В том случае, если поданы заявление об отмене решения третейского суда и заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого же решения третейского суда и при этом место вынесения решения третейского суда совпадает с местом нахождения или местом жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, местом нахождения имущества должника, то представляется целесообразным объединение указанных дел в одно производство. Правовой основой для объединения в этом случае является ч. 2 ст. 130 АПК РФ, которая предусматривает, что арбитражный суд вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство. Поскольку основания для отмены решения третейского суда и для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда совпадают, то компетентному государственному суду при рассмотрении обоих заявлений необходимо дать оценку фактически одним и тем же обстоятельствам. Таким образом, между указанными делами существует взаимная связь, вследствие чего решение об их объединении не будет противоречить букве процессуального закона и будет полностью соответствовать его духу.

Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» предусмотрено, что заинтересованная сторона подает в компетентный государственный суд заявление о выдаче исполнительного листа, к которому в обязательном порядке должны быть приложены три документа, подтверждающие его право на принудительное исполнение решения третейского суда.

Во-первых, к заявлению должно быть приложено решение третейского суда. Причем Закон допускает приложение к заявлению как оригинала, так и копии решения. Однако порядок удостоверения копий решения третейского суда установлен различный. Если копия постоянно действующего третейского суда может быть удостоверена председателем соответствующего третейского суда, то копия решения третейского суда для разрешения конкретного спора должна быть заверена нотариально. Впрочем, как представляется, нет препятствий к тому, чтобы прилагать к заявлению нотариально удостоверенную копию решения постоянно действующего третейского суда.

Во-вторых, к заявлению о выдаче исполнительного листа должно быть приложено третейское соглашение. Закон также допускает возможность приложения к заявлению как оригинала, так и копии третейского соглашения. В то же время третейское соглашение должно соответствовать требованиям Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», а именно: должно быть заключено в письменной форме, т.е. содержаться в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.

Если третейское соглашение содержится в двух и более документах, то должны быть представлены все документы, совокупность которых позволяет сделать вывод о достижении сторонами соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Если третейское соглашение содержится в документе, на который ссылаются стороны в договоре, переданном на разрешение третейского суда, то к заявлению о выдаче исполнительного листа должны быть приложены оба эти документа или их копии.

В-третьих, к заявлению о выдаче исполнительного листа должны быть приложены доказательства, которые подтверждают уплату государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законодательством.

Арбитражное процессуальное законодательство устанавливает дополнительные требования к приложениям: заявитель должен приложить уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда другой стороне третейского разбирательства, а также доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Аналогичные дополнительные требования к приложениям к заявлению содержатся и в гражданском процессуальном законодательстве (пп. 4 и 5 п. 3 ст. 424 ГПК РФ).

Законом установлен срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в компетентный государственный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Такой срок составляет три года со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.

В то же время необходимо отметить, что в законодательстве отсутствуют нормы, которые бы регламентировали порядок определения дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. Единственное исключение сводится к тому, что третейский суд, принимая решение, в резолютивной части при необходимости может указать срок и порядок его исполнения. Однако не ясно, что означает термин «при необходимости» и в какой степени обязательно требование к третейскому суду определять срок исполнения решения. В этой связи представляется, что, поскольку законодательно не определен срок добровольного исполнения решения третейского суда, такой срок должен указываться третейским судом во всех случаях при принятии решения, которым удовлетворяются заявленные исковые требования и которым ответчик понуждается к совершению каких-либо действий. Это означает, что указанная норма устанавливает в качестве начальной даты истечения трехлетнего срока подачи заявления о выдаче исполнительного листа окончательный срок добровольного исполнения решения третейского суда, определенного в самом решении.

Информация о работе Основы деятельности третейских судов в Российской Федерации