Ответственность на нарушение договора морских перевозок грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной дипломной работы является комплексное теоретическое исследование правового регулирования международных морских перевозок грузов в соответствии с российскими нормами законодательства и правоприменительной практики России.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
исследовать генезис и эволюцию института международной морской перевозки грузов по международным конвенциям;
определить понятие и содержание договора морской перевозки грузов;
изучить правовую природу и сущность договора морской перевозки груза в соответствии с российским законодательством;
исследуем ответственность морского перевозчика грузов по договору.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Правовое регулирование международных морских перевозок грузов………………………………………………………………………………….…6
1.1.Генезис и эволюция института морских перевозок грузов…………….…………………………………………………………………..….6
1.2. Истоки правового регулирования международных морских перевозок грузов и формирование нормативных основ в России………………………………………………………………………………......11
Глава 2. Договор морской перевозки грузов…………………………………………25
2.1. Линейные и трамповые морские перевозки грузов…………………….………………………………………………………..……25
2.2. Договор морской перевозки грузов по КТМ РФ…………………………………………………………………………………....….37
Глава 3. Ответственность на нарушение договора морских перевозок грузов…………………………………………………………………………...………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….51
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИ……………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

морские перевозки.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом  Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации относится к кодифицированных актам федерального законодательства. Регламентирует как сферу публичного морского права, так и сферу частного морского права. Отношения, возникающие  из торгового мореплавания, составляют предмет исключительной федеральной компетенции. Основная цель кодекса заключается в регулировании национально- правовых отношений в области торгового мореплавания. Договору перевозки груза посвящена глава VIII КТМ РФ. Особенность главы VIII: некоторые императивные положения Гаагско-Висбийских правил, предназначенные для перевозки груза по коносаменту, применяются и при перевозках по чартеру (ст. 124). Все вместе взятое позволило авторитетным специалистам характеризовать российское законодательство о морских перевозках грузов как достаточно сложное.

 

Глава 2. Договор морской перевозки грузов

 

 

    1. Линейные и трамповые морские перевозки грузов

 

 

По форме обслуживания клиентуры торговое мореплавание разделяется  на линейное и трамповое. Обе формы имеют много общего, поскольку направлены на удовлетворение специфических потребностей грузоотправителей в перевозках грузов [33, c.89].

Линейные сообщения организуются морскими перевозчиками  на  устойчивых  географических   направлениях   международной торговли готовой промышленной продукцией, совершая рейсы по расписанию в заранее установленных направлениях с заходом в определенные (базисные) порты.  Международные  линии связывают между собой  основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток)  и эти центры с другими   регионами.

Мелкие партии товаров  не требуют  для своей перевозки  фрахтования судна или определенных его грузовых помещений. По этой причине  в качестве договора морской перевозки  в линейном судоходстве выступает не чартер, а линейный коносамент. Такой договор можно отнести к категории публичных, т.к. предлагая отправить груз на одном из судов регулярной линии, судоходное предприятие берет на себя обязанность вступить в договор перевозки груза на объявленных им условиях с каждым, кто к ней обратится.

Коносамент4 - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, держатель которого получает право распоряжаться  грузом.

Коносамент  выдается   перевозчиком отправителю после приема груза  и  удостоверяет факт заключения договора, а также может служить обеспечением займа под отгруженные товары. Коносамент  выдается  на  любой  груз  независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна,  отдельных  судовых помещений или без такого условия. Следовательно, коносамент - это документ, выдаваемый  судовладельцем грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем [26, c.57, 678].

В отличие от чартера  он не предусматривает обязанности  перевозчика предоставить грузовладельцу определенное грузовое помещение. Отдельные  партии груза могут быть размещены перевозчиком (капитаном) на судне по его усмотрению исходя из общих интересов рейса. Только размещение груза на верхней палубе должно быть согласовано с грузовладельцем, о чем делается отметка на лицевой стороне коносамента. Перевозчик имеет право после принятия данной партии грузить или выгружать любые другие грузы в этом или ином порту линии, а также выполнять различные вспомогательные операции и ремонтные работы. Условия перевозки и тарифы разрабатываются линейной компанией. действуют для всех грузоотправителей и в течение длительного периода вплоть до изменения.

С юридической точки  зрения коносамент является:

  • распиской перевозчика или его агента, подтверждающей,  что  груз погружен на определенное судно или принят на склад для погрузки;
  • доказательством договора морской перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Коносамент в качестве договора морской перевозки выдается после заключения контракта на перевозку. В этом его отличие от чартера, который содержит в себе все условия перевозки, и если грузоотправитель является также фрахтователем, условия чартера имеют привилегию перед коносаментом. В связи с этим важно, чтобы условия контракта на перевозку не расходились с условиями в коносаменте;
  • "титульным" документом, ценной  бумагой. Будучи распиской перевозчика, подтверждающей  получение  груза  на  борт  судна, коносамент выступает как документ, который позволяет покупателю распоряжаться грузом, когда он еще находится в море, передать право на  владение  грузом, если груз был индивидуализированным или специфическим товаром при договоренности сторон.– является оборотным документом.

Содержание коносамента:

  • наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;
  • наименование перевозчика;
  • место приема или погрузки судна;
  • наименование отправителя;
  • место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна;
  • наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя";
  • наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо указание на то, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенном в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;
  • время и место выдачи коносамента;
  • число составленных экземпляров коносамента;
  • подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Коносаменты обычно составляется в трех экземплярах. Все экземпляры составляют так называемый полный комплект и являются оригиналами. После выдачи груза, остальные оригиналы теряют силу, и с судоходной компании снимается всякая ответственность за груз. Грузоотправитель решает,  какое  количеством  оригиналов коносамента должно быть подписано. В случае если один оригинал  утерян,  груз  можно  получить  по второму оригиналу.

В коносаменте дается описание груза, вес брутто, количество мест, маркировка. Обычно описание груза дается кратко. Однако бывает, что требуется подробное описание груза (в случае  банковского кредита или для получения импортной лицензии). Оговорка "Said  to contain  (s.t.c.)" печатается или наносится штампом и означает "содержание по заявлению", т.е. когда брокер  не может знать содержимое ящика [26,c.123].

Коносамент не всегда оформляется брокером, это может  делать грузоотправитель, также часто коносамент оформляет агент.

Дата на коносаменте должна соответствовать действительной дате погрузки груза на судно. Однако если брокер решит, он может  поставить дату отхода судна. Таким образом, документ обусловливается этой датой, и она не может быть превышена.

Коносамент может быть трех видов:

  • ордерный;
  • на предъявителя;
  • именной;

Ордерный коносамент - ценная бумага,  по  которой  груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу  банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным  в  практике  морских перевозок.

Именной коносамент - ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя. Груз выдаётся прямо получателю, указанному в коносаменте. Именной является прямой противоположностью ордерному коносаменту.

Коносамент на предъявителя - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначении должен быть выдан любому лицу, предъявившему его.

Как форма договора морской перевозки в линейном судоходстве используются коносаменты линейные, чартерные, береговые, бортовые.

Линейный коносамент - документ, в  котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент - документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный  коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом - добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи  товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент - документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара  на  судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент - документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

Коносамент, который не содержит оговорок о каких-либо  нарушениях груза или упаковки, называется — «чистый»  коносамент. Антоним чистого коносамента — "нечистый" коносамент, который содержит оговорку о порче груза, нарушениях в упаковке, недостаче и т.п. Если в коносаменте делаются исправления, необходимо указывать инициалы брокера и штамп — "изменение одобрено" — и наименование компании. Когда меняется пункт назначения, брокер вносит его в коносамент оговоркой — "назначение  изменено, которая вносится во все оригиналы коносамента.  Объем услуг, оказываемый морскими линейнымиперевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями значительно больше, чем в трамповом судоходстве.

Обычно, морские линейные перевозчики  принимают на себя обязательства по оплате стоимости погрузки товаров в порту отправления и выгрузки в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного судоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок дается в проформах линейных коносаментов.

Кардинальное различие между рынками трампового и линейного тоннажа заключается в принципиально разных системах формирования цен перевозки. Цены перевозки на трамповой рынке складываются в основном стихийно в результате действия саморегулирующегося рыночного механизма. На фрахтовом рынке линейного тоннажа цены перевозки складываются под регулирующим воздействием субъектов рынка – судовладельцев, грузовладельцев, грузоперевозчиков и грузоотправителей.

Издержки судовладельца  в линейном судоходстве делятся  на две части: на постоянные и переменные. Постоянные издержки включают в себя все расходы, связанные с поддержанием расписания движения судна или судов. Переменные издержки связаны с грузом. К ним относиться стоимость погрузочно - разгрузочных работ, индивидуальная для каждого вида грузов, стоимость специального захода линейного судна в порт вне расписания для доставки груза и т.п. Удельные издержки значительно превышают издержки в судоходстве трамповом. Линейное судоходство «дороже» трампового за счет конструктивно более сложных, а отсюда и более дорогостоящих судов, вследствие необходимого технологического недогруза судов, из-за необходимости создавать и поддерживать аппарат, обеспечивающий приток грузов.

И линейное и трамповое  судоходство в равной мере  заинтересованы в малоценных грузах (партии черных и ценных металлов, семена, каучук и т.д.). Малоценные грузы формируют пограничную зону, что дает возможность пользоваться услугами как одних, так и других в зависимости от уровня цен перевозки и сервиса. Эта взаимосвязь заставляет линейное судоходство поддерживать свои тарифы в пограничной зоне на уровне, учитывающем конкуренцию трамповому судоходству.

Значительная роль в  формировании цен в линейном судоходстве  принадлежит эластичности спроса на тоннаж. Существо этого свойства сводится к тому, что товары разной стоимости по разному реагируют на рост цен перевозки. Отсюда,  задачей линейного тарифа заключается в том, чтобы привлечь пограничные малоценные грузы путем снижения цены перевозки до конкурентного уровня, после которого экспорт товара, ориентированного на ставки фрахта  трампового судоходства. С другой стороны, чтобы компенсировать потери на малоценных грузах, необходимо повысить цены на перевозки высокоценных малоэластичных грузах.

Конференция – соглашение, договор, заключенный между судоходными компаниями, поддерживающими линейное сообщение на совпадающих маршрутах[15, c.93]. Такое соглашение устанавливает единые для всех членов конференции минимальные тарифы и правила из применения. Члены конференции не вправе снижать тарифы для привлечения грузов на свои линии, мне имеют право смягчать условия из применения.

Вместе с тем конференциальные соглашения не регламентируют иные формы  конкурентной борьбы. К ним относятся  повышения качества сервиса - сокращение сроков доставки, повешение сохранности грузов, дополнительные транспортно – экспедиционные услуги. Не ограничивается конкуренция в рекламной деятельности.

 Не все судоходные компании, имеющие линии, согласны проводить общую тарифную политику. Некоторые компании предпочитают самостоятельность и по тем или иным причинам не входят в конференции – это так называемые аутсайдеры. Несмотря на жесткие правила и крупные штрафы участник конференции все таки идут на нарушения. Принципиальное значение конференций линейных судовладельцев в том, что именно она способствуют формированию управления ценами перевозок, линейными тарифами согласно устоявшимся принципам [25, c.118-120].

Новейшая история линейного  судоходства ознаменовала коренными  изменениями в технологии перевозок, которые принесла с собой контейнерная революция. Использование контейнеров позволяет повысит сохранность груза. Но главная выгода заключается  в резком  ускорении темпов грузовых, в ускорении стояночного времени, упростились транспортно-экспедиторские операции. Контейнеризация охватывает все больший круг грузов. Так например во всемирном масштабе пропускная способность портов мира достигает более 250 млн контейнеров. Их перевозка осуществляется между портами Азии, Европы и Северной Америки. Предполагается, что в сроке объем перевозок увеличится примерно до 1 млрд тонн.

Информация о работе Ответственность на нарушение договора морских перевозок грузов