Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целевая направленность курсовой работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- проследить историю развития института повышенной опасности в российском и зарубежном праве;
- рассмотреть понятие, виды источника повышенной опасности и деятельности, представляющей опасность для окружающих;
- определить понятие источника повышенной опасности;
- проанализировать основания ответственности;
- рассмотреть случаи снижения и исключения ответственности владельца источника повышенной опасности;
- изучить особенности рассмотрения гражданских дел о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина источника повышенной опасности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ…………………………………………..6
1.1 История развития института источника повышенной опасности………6
1.2. Понятия и признаки источника повышенной опасности………………12
1.3. Основания и условия возникновения обязательств по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности………………………19
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ…………………………………28
2.1. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности жизни, здоровью и имуществу граждан………………………………..28
2.2 Обязательства, освобождающие владельца источника повышенной опасности от обязанности возмещения вреда, или влияющие на размер возмещения……………………………………………………………………………35
2.3. Особенности рассмотрения гражданских дел о возмещении вреда, причиненного здоровью источником повышенной опасности…………………….40
Заключение……………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик_ВРЕД.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА  ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ…………………………………………..6

1.1 История развития института  источника повышенной опасности………6

1.2. Понятия и признаки  источника повышенной опасности………………12

1.3. Основания и условия  возникновения обязательств по  возмещению вреда, причиненного  источником повышенной опасности………………………19

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ…………………………………28

2.1. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности жизни, здоровью и имуществу граждан………………………………..28

2.2 Обязательства,  освобождающие владельца источника  повышенной опасности от обязанности  возмещения вреда, или влияющие  на размер возмещения……………………………………………………………………………35

2.3. Особенности  рассмотрения гражданских дел  о возмещении вреда, причиненного  здоровью источником повышенной  опасности…………………….40

Заключение……………………………………………………………………47

Список литературы……………………………………………………………51

 

Введение

Современный этап социально-экономического развития характеризуется стремительным научно-техническим прогрессом, который подразумевает динамику общественных связей, постоянно растущую технико-энергетическую вооруженность и усложнение процессов общественного производства. Все это порождает появление новых видов источников повышенной опасности, менее подконтрольных человеку, усложнения уже существующих. Так, рост автопарка и интенсивности движения транспортных потоков зачастую превращает автомобиль из орудия создания материальных благ в орудие разрушения. Многократное же усложнение производственного процесса, интенсивное использование автономной энергии, электрической энергии высокого напряжения, сильнодействующих и ядовитых химических веществ вообще создает реальную опасность нарушения экологического равновесия в природе, что может привести к катастрофическим последствиям для существования человечества.

Все сказанное  указывает на необходимость решения  масштабной задачи правового опосредования  научно-технического прогресса путем совершенствования российского законодательства, регламентирующего последствия причинения вреда источником повышенной опасности, установления единообразия в толковании применения законодательства РФ, регламентирующего последствия причинения вреда источником повышенной опасности и практики его применения.

Степень научной  разработанности составляют труды  отечественных специалистов, занимающихся разработкой теоретических и  практических аспектов ответственности  за вред, причиненный источником повышенной опасности: Б.С. Антимонова, А.М. Беляковой, О.В. Дмитриевой, О.А. Красавчикова и др. Общетеоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-цивилистов: Н. Егорова «Понятие источника повышенной опасности», А. Субботина «Субъекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности», С. Сухорукова «Причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», С. Шишкина «Деликтные обязательства владельцев источников повышенной опасности перед третьими лицами», «Источник повышенной опасности и его виды» и др. авторов.

Объектом исследования выступает сложный комплекс гражданско-правовых отношений, возникающих при причинении вреда источником повышенной опасности. Предметом исследования составляют нормы гражданского и смежного законодательства предусматривающих понятие, виды и основания возникновение обязательств вследствие причиненного вреда деятельностью, опасной для окружающих.

Цель исследования – анализ существующих теоретических  положений, правовых норм, а также  материалов судебной практики, касающихся вопросов возмещения ущерба, причиненного источником повышенной опасности, анализ юридической природы обязательства из причинения вреда источником повышенной опасности, а также получение на этой основе выводов о перспективе развития правового регулирования данного института, наиболее адекватного отвечающего его юридической природе. Соответственно необходима выработка рекомендаций, способствующих правильному пониманию содержания действующих правовых норм по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности и внесения изменений в действующее законодательство.

Правовую основу курсовой работы составляют следующие  нормативно-правовые акты: ГК РФ (часть  вторая), ФЗ РФ «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ФЗ РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также подзаконные акты в рассматриваемой сфере. Эмпирическую основу исследования составляют Постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также обобщении правоприменительной практики.

Целевая направленность курсовой работы обусловила необходимость  решения следующих задач:

- проследить  историю развития института повышенной  опасности в российском и зарубежном  праве;

- рассмотреть  понятие, виды источника повышенной  опасности и деятельности, представляющей  опасность для окружающих;

- определить  понятие источника повышенной  опасности;

- проанализировать  основания ответственности;

- рассмотреть  случаи снижения и исключения ответственности владельца источника повышенной опасности;

- изучить особенности  рассмотрения гражданских дел  о возмещении вреда, причиненного  здоровью гражданина источника  повышенной опасности.

Для решения  поставленных задач при исследовании использовался общенаучный диалектический метод познания, а также методы: сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический, методы анализа и синтеза. В качестве основного средства поверки, повышения достоверности и значимости сделанных теоретических обобщений использован метод сравнительного анализа положений российского законодательства, правоприменительной практики, доктрины, то есть сравнительно-правовой метод в собственном смысле слова.

Структура курсовой работы состоит из ведения, двух глав (объединяющих шесть параграфов), заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ  ПРАВЕ

1.1 История  развития института источника  повышенной опасности

Деятельность, создающую повышенную опасность  для окружающих, в законодательстве и литературе называют «источником повышенной опасности»1. Данное понятие появилось в результате первой советской кодификации гражданского законодательства. Несмотря на то, что рассматриваемая правовая категория практически не существует в зарубежном праве, отдельные признаки деликта, урегулированного в настоящее время нормами ст.1079 ГК РФ, появились в цивилистике уже достаточно давно.

Известно, что  попытки разрешения проблем, связанных  с причинением вреда в результате создания «повышенной опасности», обусловлены началом бурного развития научно-технического прогресса во второй половине XIX века. Эти процессы, наряду с другими факторами, обусловили тенденцию девальвации вины в гражданском праве как условия ответственности.

Повышенная ответственность за причинения вреда владельцами «опасных предприятий» (прежде всего железнодорожных) была предусмотрена уже в Австрийском законе от 5 марта 1869 г., Германском законе от 07 июня 1871 г., Швейцарском законе от 01 июля 1875 г. и др.2

«Идея повышения опасностей», как некоторое «этическое оправдание для привлечения к ответственности того, кто оказался лишь случайной и невольной причиной вреда», была предложена немецким юристом М.Рюмелином: тот, кто своей деятельностью повышает опасности для окружающих свыше обычного уровня, должен нести на себе и ответственность за это повышение. Для обоснования возложения подобной ответственности использовалась также «идея риска», выдвинутая французской юриспруденцией: всякий, кто действует, должен нести на себе риск за все случайные последствия своей деятельности.3

В конце 19 века в истории развития ответственности  «за вину» и ответственности  без вины наступил новый этап. Начало этого периода совпало с началом  промышленной революции, давшей мощный толчок развитию производительных сил, в том числе источников повышенной опасности, приведшей к углублению общественного разделения труда, усилению взаимосвязей между различными участниками гражданского оборота, возникновению монополий.

Усиление начала ответственности независимо от вины до неопределенной силы выразилось в постепенном появлении в нормативных актах новых видов ответственности собственников или пользователей за вред, причиненный принадлежащими им вещами, в частности, дикими животными, разрушающимися строениями и т.п.

Однако определяющей тенденцией развития гражданско-правовой ответственности в странах Запада является отказ от принципа вины как  одного из основных условий ответственности. Это связано, прежде всего, с использованием на производстве, в быту новых машин, товаров, технологических процессов, которые неподконтрольны человеку и поэтому могут причинить ущерб и при отсутствии вины в поведении их владельца.

В законодательстве Российской империи исследуемый  нами специальный деликт появляется в конце XIX века. Нормы – прототипы соответствующих конструкций советских кодексов, содержащие признаки ответственности за причинение вреда повышенно опасной деятельностью (предметами), можно заметить в ст. 683 Свода законов гражданских, 92 Общего устава российских железных дорог, приложениях к ст.ст. 1564-15624 Устава промышленности и др.4

В соответствии со ст. 683 Свода законов гражданских (в ред. Закона от 4 июня 1912 г.) владельцы железнодорожных и пароходных предприятий отвечали за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, если не доказывали, что несчастье произошло: а) не по вине управления предприятием и его агентов или б) вследствие воздействия непреодолимой силы.5

Статья 688 Свода  законов гражданских предусматривала  возложение ответственности за причинение вреда на держателей «диких и других опасных животных»; однако согласно этой статье (в отличие, например от § 833 Германского гражданского уложения) владелец дикого животного отвечал на началах вины.

В книге пятой  проекта гражданского уложения, представленной в Государственную Думу в 1913 г., возложение повышенной ответственности предусматривалась ст. 2621 и 2622. Ст. 2621 проекта устанавливала ответственность за причинение смерти или телесное повреждение «вследствие опасностей, сопряженных с железнодорожным движением». Основаниями освобождения владельца железной дороги (под которой понимался «всякий рельсовый путь, независимо от рода двигательной силы») являлись:

а) непреодолимая  сила;

б) «непредотвратимое  деяние лиц, не принадлежащих к составу  служащих или рабочих железной дороги»;

в) «злой умысел или грубая неосторожность самого погибшего  или пострадавшего»6.

Ст.2622 говорила об ответственности в случае причинения кому-либо смерти или телесного повреждения  « на фабрике, заводе или горном промысле вследствие действия машин или других орудий или вследствие каких-либо опасных для жизни и здоровья условий данного производства, а равно в случае причинения кому-либо смерти или телесного повреждения при особо опасных строительных предприятиях, как-то: при сооружении туннелей, мостов, портов и т.п.» Условия ответственности «владельца предприятия» были те же, что и в ст. 2621.7

Советскому  гражданскому законодательству термин «источник повышенной опасности» был  известен еще с 20-х годов. Впервые  он использован в статье 404 ГК РСФСР, введенного в действие постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года. Как указывалось в этой статье, лица и предприятия, деятельность которых, связана с повышенной опасностью для окружающих, как-то: железные дороги, трамвай, фабрично-заводские предприятия, торговцы горючими материалами, держатели других диких животных, лица, возводящие строения и иные сооружения, и т.п., отвечают за вред, причиненный «источником повышенной опасности», говорилось: Организации и граждане, деятельность которых связана с источником повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».8

Известно, что  проект Русского гражданского уложения использовался при разработке проекта  ГК РСФСР 1922 г. Специальные деликты, предусмотренные в ст.2621 2622 проекта  РГУ, были закреплены в ст. 404 ГК РСФСР 1922 г.

При этом очевидно, что появлению нового абстрактного понятия «источник повышенной опасности» мы обязаны стремлению к лаконичности разработчиков первого советского Гражданского кодекса, количество статей которого в несколько раз меньше, чем в проекте РГУ. Сходные деликты были объединены в одну статью, вследствие чего появилась необходимость закрепления за всеми повышенно-опасными объектами единого термина.  Кроме владельцев «опасных предприятий» в перечень владельцев источников повышенной опасности ст. 404 ГК РСФСР 1922 г. попали также субъекты виновной ответственности по ст. 2635 2636 РГУ – лица, в «заведовании» которых находятся машины, паровые котлы и другие « опасные предметы», а также лица, в «пользовании» которых находятся «животное 9дикое или домашнее)»9.

Информация о работе Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности