Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:06, дипломная работа
Цель настоящего исследования заключается в комплексном анализе правовых норм, регулирующих отношения по возмещению вреда, причиненного федеральными государственными органами и их должностными лицами, а также обосновании ряда теоретических выводов и практических предложений по их дальнейшему развитию и совершенствованию.
Необходимость реализации поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
а) определить нормативную основу возмещения вреда, причиненного государственными органами, а также их должностными лицами, и правовую природу этих норм;
б) исследовать основание и условия возмещения вреда, причиненного федеральными государственными органами, а также их должностными лицами, и в особенности понятие и сущность противоправной деятельности;
Вред может быть причинен не только действиями, но и бездействиями. Бездействие, влекущее обязанность возместить вред, по общему правилу, должно быть противоправным. Однако, в отличие от действия, бездействие признается противоправным лишь в случаях, если осуществление соответствующего действия входило в обязанность причинителя. Именно поэтому бездействие как основание возникновения обязанности по возмещению вреда специально названо в норме, посвященной ответственности за вред, причиненный государственными органами и органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, поскольку именно они таким органом и лицам чаще всего предписывается совершение определенных действий.
Противоправность, как одно из условий, деликтной ответственности за вред, причиненный властными органами, обладает определенной спецификой. В российском гражданском праве применяется система генерального деликта, в соответствии с которой всякое причинение вреда предполагается противоправным и влечет обязанность причинителя возместить этот вред, если только он не докажет свою управомоченность на его причинение. В рассматриваемой области действуют, однако, прямо противоположное правило, а именно, что всякий акт власти предполагается законным, в том числе и тот, которым кому-либо причинен вред. Условием возмещения вреда, причиненного актом власти, является обязательная предварительная его отмена или признание его недействительным.
Наконец, специфика противоправности в рассматриваемой области, особенно в сфере деятельности правоохранительных органов и суда, состоит еще и в том, что действие соответствующего органа или должностного лица на момент их совершения могут формально отвечать всем требованиям закона, но, в конечном счете, оказаться незаконными. Например, следователь, рассматривающий уголовное дело, мог иметь все основания для вынесения определения о заключении лица под стражу. Но в последующем, если лицо окажется невиновным, эти действия должны быть признаны незаконными.
Третье условие –
причинная связь между
Четвертое условие – вина. Если выше названные три условия носят объективный характер, четвертое – вина причинителя – отражает отношение лица к совершенным противоправным действиям, т. е. носит субъективный характер.
Именно субъективная оценка действий определяет формы вины: умысел и неосторожность. Для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред формы вины значения не имеют.
Гражданско-правовую ответственность отличает присущей ей принцип презумпции виновности причинителя. Причинитель предполагается виновным, если не докажет отсутствие своей вины.
Субъективное условие ответственности специфично тем, что в тех случаях, когда вред причиняется незаконными актами, деликтное обязательство возникает на общих основаниях, в том числе при наличии их вины. При этом вина соответствующих должностных лиц, особенно тогда, когда незаконный акт власти принят коллегиальным органом, понимается достаточно широко, поскольку сама по себе незаконность акта едва ли не во всех случаях свидетельствует о вине тех лиц, которые приняли такой акт. Однако когда вред причиняется указанными в законе неправомерными действиями правоохранительных органов или суда, он подлежит возмещению независимо от вины конкретных должностных лиц.
2.2 Специальные условия возникновения обязательств из причинения вреда
Наряду с особенностями общих условий ответственности за вред, причиненный актами власти, данный вид обязывает вследствие причинения вреда характеризуется тремя тесно взаимосвязанными специальными условиями.
Во-первых, причиной вредоносного результата должна быть именно деятельность органа власти.
Во-вторых, вред может быть причинен не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а лишь тем, кто относится к числу должностных лиц.
В-третьих, должностное лицо обладает правом на принятие решения по отношению к прав и законным интересам лица лишь при исполнении служебных обязанностей32.
В самом общем виде деятельность властных органов характеризуются тем, что они выражают властные предписания и все лица, которым адресованы те или иные акты, обязаны им подчиняться. В связи с тем, что гражданское законодательство предусматривает некоторые особенности ответственности за вред, причиненный различными актами власти, они подразделяются на две большие группы.
Акты, которые принимаются
в сфере административного
Акты, принимаемые
Под действием ст. 1069 ГК РФ подпадают различные акты управления. Это разнообразные властные предписания, принимаемые в сфере административного управления: приказы, распоряжения, указания, предписания, подлежащие обязательному исполнению теми лицами, которым они адресованы. Причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме.
Статья 1069 ГК РФ особо выделяет такой вид актов управления, как издание не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления.
Наряду с действием, т. е. активным поведением государственных или муниципальных органов, а также их должностных лиц, вред может быть причинен и путем бездействия. Ибо в области властно-административных отношений требуется активность, и непринятие необходимых мер, предусматриваемых законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.
Так, например, когда должностное лицо или государственный орган должны были действовать в силу возложенных на них обязанностей (совершить то или иное действие, предусмотренное законом в интересах гражданина или юридического лица; принять необходимые меры по пресечению правонарушения), но не сделали этого, что и стало результатом вреда.
Нужно отметить, что законодательство не содержит какого-либо перечня незаконных действий (бездействий) органов и их должностных лиц в сфере административного управления, следовательно, сюда можно отнести любые акты управления, которые приняты соответствующими должностными лицами при исполнении служебных обязанностей и обязательны для исполнения лицами, которым они адресованы.
Если вред причинен, хотя бы и действиями должностного лица, но не при исполнении им служебных обязанностей, возникающие при этом обязательство подчиняется общим правилам о возмещении вреда, т. е. в соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В отличие от актов управления акты правоохранительных органов и суда, незаконность которых может привести к возникновению обязательства вследствие причинения вреда, четко определены в ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред подлежит возмещению, если он причинен:
- в результате незаконного осуждения;
- незаконного привлечения к уголовной ответственности;
- незаконного применения
к лицу в качестве меры
- незаконное наложение
административного взыскания в
виде ареста, а так же вред,
причиненный юридическому лицу
в результате незаконного привл
Не перечисленные в ст. 1070 ГК РФ незаконные действия правоохранительных органов и суда (например: незаконное проведение обыска; незаконное задержание подозреваемого и т. д.), которыми причинен вред, по смыслу закона приравнивается по своим гражданско-правовым последствиям к незаконным актам управления и, следовательно, вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ (вина устанавливается при рассмотрении гражданского иска).
Вторым специальным условиям наступления ответственности за вред, причиненный органами власти, является причинение вреда не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а именно должностным лицом.
Гражданский кодекс не дает определения должностного
лица. Поэтому в данном случае необходимо
ссылаться на ст. 285 УК РФ, где дается определение
должностного лица. Так, согласно примечанию
1 к ст. 285 УК РФ «должностными лицами признаются
лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»33 к представителям власти следует относить тех работников государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требование и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями) независимо от их ведомственной подчиненности. Причем к этой категории относятся не, только те, кто непосредственно представляют органы законодательной власти (Государственную Думу, Совет Федерации РФ, законодательные органы субъектов РФ), но и представители исполнительной власти (в системе МВД, ФСБ, таможни, налоговой службы и т. д.), судебной власти и прокуратуры34.
Под организационно-
Согласно постановлению,
под административно-
В УК РФ сказано, что названные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию. Из смысла закона следует, что их выполнение может быть как возмездным, так и безвозмездным. Важное практическое значение имеет подчеркнутое в названном постановлении Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. положение о том, что лицо может быть признано должностным, если указанные в законе обязанности возложены на него в установленном законом порядке.
По мнению А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого данное определение должностного лица нельзя считать общеотраслевым. «Применительно к исследуемому деликту под должностными лицами более правильно понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе или к подчиненным. Иными словами, речь идет лишь о тех служащих, которые обычно именуют представителями власти в узком смысле этого понятия. Типичными представителями служащих такого рода, являются работники милиции, налоговой полиции, прокуратуры, таможни, представители различных инспекций и т. д.»35.
Третье специальное условие – должностное лицо обладает правом на принятие актов власти лишь при исполнении служебных обязанностей. Служебные обязанности должностных лиц определяются законодательством, актами, определяющими компетенцию соответствующих органов государства и муниципального образований, и должностным положением самого работника.
Рассмотренные особенности характерны для причинения вреда как актами управления, так актами правоохранительных органов и судов. Однако наряду с этим каждый из указанных случаев обладает некоторыми особыми чертами, которые должны быть рассмотрены более подробно.
3 Особенности
ответственности за вред, причиненный
органами власти и их
3.1 Ответственность за вред, причиненный актами управления
Информация о работе Ответсвенность за вред, причиненный властными органами и их должностными лицами