Понятие и структура правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина».
В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Содержание работы

Введение
1. Человек и гражданин как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей
1.1 Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
2. Понятие и структура правового статуса личности
2.1 Правовой статус личности: понятие, структура
2.2 Виды правового статуса
2.3 Основные права личности
Заключение
Список литературы
I. Задачи
II. Дидактический тест

Файлы: 1 файл

Конституционное право(контрольная+тест).docx

— 82.55 Кб (Скачать файл)

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, – в Конституции;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Понятие основных прав и свобод человека и  гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.3

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано  с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет  здесь двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе  с тем конституционное право  выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую  роль. Оно закрепляет основные обязанности  человека и гражданина, которые:

1) имеют всеобщий характер;

2) не зависят от конкретного правового статуса лица;

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким  обязанностям отнесены те, осуществление  которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие – только на гражданина Российской Федерации.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Соблюдение  основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного  воздействия.

Таким образом, основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Различие  между понятиями «право» и  «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого  избирать вид и меру своего поведения  как человека, как гражданина государства.

Вместе  с тем понятие «свобода» в  большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные  права и свободы принято классифицировать натри группы: личные; политические; социально-экономические.

Однако  система основных прав и свобод характеризуется  не только их группировкой, но и тем  порядком расположения, который устанавливается  в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового  статуса личности, которой придерживается государство.

В действующей  Конституции, основанной на новой концепции  прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем  политические, а потом социально-экономические  права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 году.

В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.4

Отметим, что возможна и иная классификация  прав и свобод.

Права и  свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные.

Такое деление  проводится как в мировой юридической  практике, так и в национальных правовых системах, в том числе  и в российской. Между всеми  видами и разновидностями прав, существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи  выделяют три поколения прав:

- первое–это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской);

- второе–социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение н т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;

- третье  поколение – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных завоеваний (право народов на мир, безопасность, разоружение, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойнyю жизнь и т. д.).

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию данного  института, историческую связь времен, общий прогресс в данной области.

В отечественной  литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости.

Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются  в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды). Следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует  хотя бы название знаменитой «Декларации  прав человека и гражданина» 1789 г. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституции. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государств вами, и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более, что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.5

 

 

 

 

1.1 Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ

 

В вопросе  о правах личности одно из центральных  мест занимает проблема гарантий, ибо  о реальной ценности прав, свобод и  обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации.

В современных  условиях проблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большей  степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью  реализации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна их главных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение  и углубление правового статуса  личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением  каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека – это в конечном счете экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Эта активность может превратить букву закона в  живую действительность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно  существующие противоречия), а также  субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому  подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается  действительность, направленная на развитие активности народа.6

Традиционно систему гарантий прав, свобод и  обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки  зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям – и это важно подчеркнуть – уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.

Гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Отсюда  и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в  качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие  гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.

Материальные  гарантии – это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические  гарантии – это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные  гарантии – система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к  Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и  образованность человека. К числу  духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию  идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального  образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Информация о работе Понятие и структура правового статуса личности