Понятие и структура правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина».
В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Содержание работы

Введение
1. Человек и гражданин как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей
1.1 Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
2. Понятие и структура правового статуса личности
2.1 Правовой статус личности: понятие, структура
2.2 Виды правового статуса
2.3 Основные права личности
Заключение
Список литературы
I. Задачи
II. Дидактический тест

Файлы: 1 файл

Конституционное право(контрольная+тест).docx

— 82.55 Кб (Скачать файл)

Еще более вредно и недопустимо  наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что  нарушает их официальный статус, свидетельствует  о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к  неразберихе, нарушениям законности, прав личности.

Проблемы правового статуса  граждан РФ в современных условиях обстоятельно исследованы в последней  книге Л.Д. Воеводина. Опираясь на уже  известные работы в данной области  и новейшее законодательство, автор  показал особенности этого статуса  в возрождаемой России.

2.2 Виды правового  статуса

 

Различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся  за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных  экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных  производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии  учесть всего многообразия субъектов  права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он же не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения  определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны  и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует  конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных  прав и обязанностей гражданина. Твердое  знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в  жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса  соотносятся между собой как  общее, особенное и единоличное. Они тесно взаимосвязаны и  взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах –  гражданина своего государства (общий  статус), он принадлежит к определенному  слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы  не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать  ему как базовому, первичному, исходному.

Правовой статус – сложная, собирательная  категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В  структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

При этом, как уже отмечалось, права  и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового  статуса. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции России.

Следует сказать, что категория  правового статуса – сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х годов, она обычно отождествлялась  с правоспособностью и не рассматривалась  в качестве самостоятельной. Ведь оба  эти свойства возникают и прекращаются у субъекта одновременно, оба в  равной мере неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее основанием для  отождествления.

Лишь в последующий период, с  развитием юридической мысли, в 70-80-х  годах, категория правового статуса  получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как  одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

Было установлено, что правоспособность и правовой статус – разные явления  и категории. Они соотносятся  как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

В настоящее время вопросы правового  статуса личности составляют важнейшее  самостоятельное научное направление  в общей теории государства и  права, а также в отраслевых юридических  дисциплинах.

2.3 Основные права  личности

 

В общей шкале гуманитарных ценностей  права человека, как и сам человек, занимают центральное место и  доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны. «Человеческое  измерение – оселок любых общественных преобразований, точка отсчета в  решении глобальных и текущих  задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных программ. Именно с этих позиций оцениваются  сегодня все происходящие в стране и в мире события и процессы.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а  также их обязанности, составляют важнейший  социальный и политико-юридический  институт, объективно выступающий мерилом  достижений данного общества, показателем  его зрелости, цивилизованности. Он средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизм власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время  это непременное условие совершенствования  самого индивида, упрочения его статуса, достоинства.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений  государства и личности всегда представлял  собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера  общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.

Главная трудность заключалась  и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать  свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные  цели – то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и  обязанностях человека.

Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и  их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральном пути.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

По мнению С.С. Алексеева, «именно  в категории прав человека гуманитарная мысль и гуманитарное движение обрели стержень, глубокий человеческий и  философский смысл». Вся рассматриваемая  проблема является сложной и многоплановой, имеет множество аспектов.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила  указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость  придерживаться в данной области  общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных  актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Европейская конвенция  о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой текущего законодательства, касающегося личности.

Оба эти документа фиксируют  широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также  обязанностей. Исходные их положения  гласят, что права и свободы  человека являются естественными и  неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго  имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор  места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться  собственностью, покидать страну и  возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан  на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в  государственные органы, получать и  распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие  права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство всех перед  законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или  близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном  порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в нашем законодательстве, их не было раньше ни в бывшей советской  Конституции, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст.2 Конституции РФ).

При этом подчеркивается, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст.18).

Права человека представляют собой  ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие  угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ст.45). Данное положение также закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня – это безусловная  норма.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое  деление проводится как в мировой  юридической практике, так и в  национальных правовых системах, в  том числе российской. Между всеми  видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные  исследователи выделяют три поколения  прав: первое – это политические, гражданские и личные права, провозглашенные  в свое время первыми буржуазными  революциями и закрепленные в  известных Декларациях (американской, английской, французской); второе –  социально-экономические права, возникшие  под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе  СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и  т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.).

Информация о работе Понятие и структура правового статуса личности