Понятие и структура правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина».
В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Содержание работы

Введение
1. Человек и гражданин как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей
1.1 Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
2. Понятие и структура правового статуса личности
2.1 Правовой статус личности: понятие, структура
2.2 Виды правового статуса
2.3 Основные права личности
Заключение
Список литературы
I. Задачи
II. Дидактический тест

Файлы: 1 файл

Конституционное право(контрольная+тест).docx

— 82.55 Кб (Скачать файл)

Юридические гарантии представляют собой систему  юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и  гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные  законом, а также право на получение  квалифицированной юридической  помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию  причиненного ущерба.

Среди юридических  гарантий прав личности следует различать  гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы  прав и свобод, их конкретизация  в текущем законодательстве; юридические  факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую  группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры зашиты и меры ответственности  виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления  контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина – всеобщность зашиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно  соприкасаются с организационными гарантиями. Организационные гарантии – это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера. Цель организационных гарантий – повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д. 7

Статья 45 Конституции РФ устанавливает:

1. Государственная защита прав  и свобод человека и гражданина  в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый  вправе защищать свои права  и свободы всеми способами,  не запрещенными законом».

Содержание  этой статьи тесно связано с положением ст. 2 Конституции, провозгласившей, что  человек, его права и свободы  являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства. Реализация этой гуманной конституционной нормы требует  государственной гарантии, с одной  стороны, и предоставления каждому  возможности самому защищать свои права - с другой, что и отражено в данной статье.

Под государственной  защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в  то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам  права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены  и защищены на деле. Такое понимание  прямо вытекает из установленного в  ст. 18 Конституции положения о  том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием.

Важнейшее значение в связи с этим принадлежит  органам законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Речь идет и об отдельных законах, и о кодифицированных актах, как, например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс и др. Многие законопроекты, касающиеся прав и свобод, находятся на рассмотрении Федерального Собрания.

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности  и др. находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находится в совместном федерации и ее субъектов, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных прав и свобод.

Особую  роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту Российской Федерации как гаранту  прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции). Как глава государства  Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности  для выполнения этой обязанности. В  его непосредственном подчинении имеется  аппарат, в частности специальные  структурные подразделения, которые  способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи (подразделения, которые занимаются рассмотрением поступающих к  Президенту жалоб, предложений и  других обращений по вопросам гражданства, реабилитации жертв политических репрессий  и др.).

Многие  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и  решаются на уровне Правительства Российской Федерации и его аппарата. В  этом участвуют практически все  министерства и ведомства. Например, Министерство социального обеспечения  обязано принимать меры к обеспечению  пенсионных прав граждан, МВД - решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и  иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации  также должны разрабатывать и  реализовывать меры, гарантирующие  политические, социальные, экономические  и культурные права граждан.

Конституция Российской Федерации предусматривает  существование высокой государственной  должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В деле защиты прав и свобод человека и гражданина видное место отводится Прокуратуре  Российской Федерации, которая действует  на основании Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г.8 Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач прокуратуры. В целях ее реализации она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В органах  прокуратуры в соответствии с  их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения. Ответ прокурора  на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба не удовлетворена, заявителю  должен быть разъяснен порядок обжалования  принятого решения.

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры  не подменяют иные государственные  органы и должностных лиц, которые  осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор  не только рассматривает и проверяет  жалобы и иные обращения о нарушении  прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок  защиты их прав и свобод, принимает  меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Важной  государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита.

Гарантия  судебной защиты означает, с одной  стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с  другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять  по ней законное, справедливое и  обоснованное решение.

Под судами как органами судебной власти, осуществляющими  защиту прав и свобод граждан, имеются  в виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции (см. комментарий к этой статье). Такими судами являются суды общей юрисдикции от районного суда до Верховного Суда Российской Федерации, арбитражные суды (в систему этих судов входят арбитражные суды субъектов Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) и самый молодой суд страны - Конституционный Суд Российской Федерации. Эти суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий стоят на страже законных прав и свобод человека и гражданина.

Круг  дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение  к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования  перед административным. Главное из них - самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей.

Конституционная норма носит универсальный характер и является непосредственно действующей. Под каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя.

Право на обращение в суды Российской Федерации  за защитой своих прав и свобод имеют как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства  и иностранцы.

Часть 1 статьи 46 полностью соответствует  требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, в ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека установлено, что "каждый человек  имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными  судами в случае нарушения его  основных прав, предоставленных ему  конституцией или законом".

Судебная  защита распространяется не только на основные права, но и на те, которые  предоставлены законом, другим нормативным  или индивидуальным правовым актом. Это вытекает и из содержания ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (см. комментарий к этой статье).

В части 2 статьи 46 развиваются общие положения  о праве на судебную защиту, содержащиеся в ч. 1. Раскрытию ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.9

По ряду вопросов, возникших у судов при рассмотрении дел по применению положений названного Закона даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан"10

Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права  и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления Государственной  Думы и Правительства Российской Федерации. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах  или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные  в ст. 125 Конституции, которые могут  быть оспорены лишь в Конституционном  Суде. Не могут рассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования. Например, исключение касается жалоб  на решения и действия, связанные  со спорами, возникающими из гражданских, жилищных, трудовых, семейных правоотношений. Они подлежат, в соответствии с  требованиями ст. 1 ГПК, рассмотрению по нормам законодательства о гражданском  судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у которого возникли эти правоотношения, может в порядке, установленном  гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенного  или оспариваемого права или  охраняемого законом интереса.

В уголовном  судопроизводстве также есть нормы  о порядке разрешения жалоб на решения и действия различных  должностных лиц, которые рассматриваются  в порядке, отличном от установленного упомянутым Законом от 27 апреля 1993 г. Такие правила содержатся в главе 19 УПК и решают вопросы обжалования  в суд ареста или продления  срока содержания под стражей  органом дознания, следователем и  прокурором.

Важным  моментом, способствующим обеспечению  судебной защиты, является содержащееся в Законе правило, по которому каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные  служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами  и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

К решениям и действиям, а также бездействию, которые могут быть обжалованы в  суд, относятся коллегиальные и  единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов, предприятий, объединений, должностных  лиц, государственных служащих, в  результате которых нарушены права  и свободы гражданина, созданы  препятствия осуществлению гражданином  его прав и свобод, на гражданина незаконно возложены обязанности  или он незаконно привлечен к  ответственности.

Очень важно, что закон не содержит заранее  очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин  считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд. Так, в суд может быть обжалован отказ в постановке на учет по улучшению жилищных условий, снятие с такого учета, отказ в государственной регистрации кооператива, в регистрации транспортных средств, в зачислении детей в дошкольное или школьное учреждение, в принятии в высшее учебное заведение, в выдаче документа о реабилитации как жертвы политических репрессий и т.д.

Законодательство, касающееся прав и свобод граждан  должно соответствовать требованиям  Конституции и никоим образом  не создавать какие-либо преграды для  защиты прав и свобод граждан, гарантируемых  государством. В связи с этим необходимо отметить особое значение, которое  имеет осуществление Конституционным  Судом Российской Федерации его  функции конституционного контроля.

Применительно к рассматриваемой проблеме большой  интерес представляет постановление  Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности  п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК в связи с жалобами ряда граждан (ВКС, 1996, № 2, с. 2). Оно вынесено по делу, связанному с применением уголовно-процессуального законодательства, но имеет и общее значение.

Информация о работе Понятие и структура правового статуса личности