Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа
В работе рассмотрены понятие и виды трудовых пенсий , общие правила обращения за назначением пенсий, порядок их выплаты, исчисления размера. Отражены взгляды ученых и практиков на проблемы пенсионной системы РФ и предложения по её реформированию .
Введение 3
Глава 1. Трудовые пенсии по старости и пенсионная система Российской Федерации: реалии и перспектив 6
1.1 Понятие и общие условия назначения трудовых пенсий в Российской Федерации. Виды трудовых пенсий по старости 6
1.2 Трудовые пенсии по старости: настоящее и будущее. Увеличение возраста выхода на пенсию: – «за» и «против» 10
1.3 Работающий пенсионер – причина дефицита пенсионного
бюджета? 13
1.4 Новая пенсионная формула. 15
Глава 2. Порядок назначения и выплаты трудовой пенсии по старости в Российской Федерации 19
2.1 Обращение за назначением трудовой пенсии 19
2.2 Общие правила организации выплаты и доставки пенсии 23
2.3 Конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный
капитал 26
2.3.1 Расчетный размер трудовой пенсии 26
2.3.2 Стажевый коэффициент для трудовых пенсий, соотношение
заработков 33
2.3.3 Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии 36
2.3.4 Валоризация пенсионных прав 37
Глава 3. Практика назначения и исчисления размеров трудовых пенсий по старости на примере управления Пенсионного фонда РФ в ……. районе. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной7. Что такое страховая часть трудовой пенсии, её состав и порядок формирования, будет рассмотрено во второй главе работы. Накопительная часть трудовой пенсии – не новое понятие в пенсионном законодательстве, но как фактическая выплата – она «молода». Выплата пенсионных накоплений гражданам, имеющим право на назначение трудовых пенсий в виде накопительной части, срочной пенсионной или единовременной выплаты начата только с 01.07.2012 г. Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"8 определен, в том числе, порядок реализации прав граждан на назначение соответствующих видов выплаты.
Как предполагалось ранее, при вводе в законодательную базу накопительного принципа, накопительная часть пенсии должна была в будущем стать основной составляющей пенсии.
Это реалии сегодняшнего дня. Однако, реформа пенсионной системы, предпринятая в 2001 году, продолжается.
В настоящее время пенсионная система Российской Федерации проходит очередной этап реформирования, вызванный накопившимися проблемами. В качестве основных проблем пенсионного обеспечения обычно называют увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который в 2012 году превысил 1 триллион рублей, составив 1,8% ВВП. Это также и неотработанные механизмы инвестирования пенсионных накоплений. Так, за всю практику инвестирования пенсионных накоплений с 2004 по 2012 гг. доходность вложений составила у государственной управляющей компании (Внешэкономбанка) – 149%, у негосударственных пенсионных фондов – 159%, при том, что накопленная инфляция за этот периода составила 215%. Это означает, что вложения пенсионных средств с начала реформы и до настоящего времени оказались убыточными!9
Наиболее важной проблемой, наиболее острой, является то, что размеры пенсий нынешних пенсионеров слишком малы для того, чтобы называться «замещением утраченного заработка».
Специалисты в области пенсионного права уже давно говорят о том, что российская пенсионная система находится в кризисе, призывают далее реформировать пенсионное законодательство, дабы «покончить с пенсионной нищетой, продолжающейся уже почти 20 лет»10.
Для выхода из кризиса, как полагают ученые, необходимы дополнительные средства. Необходимо увеличить ту долю внутреннего валового продукта, который используется для пенсионных нужд. Второе направление поиска дополнительных средств – сокращение расходов на пенсионное обеспечение, которые, как они полагают, являются излишними.
Некоторые политики, лоббирующие скорее интересы бизнес- сообщества, нежели интересы застрахованных лиц, одним из способов сокращения расходов видят в увеличении возраста выхода на пенсию на общих основаниях. Свою точку зрения они подкрепляют статистическими данными о возрастах выхода на пенсию в разных странах мира, представленными Организацией экономического сотрудничества и развития.
Так, в США возраст выхода на пенсию, независимо от пола, в настоящее время составляет 66 лет, но будет постепенно, начиная с 2017 г. до 2020 г., подниматься до 67 лет. Нет различия между мужчинами и женщинами при определении возраста выхода на пенсию по старости и во многих других странах. Например в Германии и Испании право выхода на пенсию по возрасту наступает в 65 лет, во Франции – в 60 лет. В Италии и Великобритании половая градация присутствует: женщинам предоставляется право в 60, мужчинам - в 65 лет11.
В обоснование своей позиции, сторонники увеличения пенсионного возраста указывают и на то, что средняя продолжительность жизни в России в последние годы увеличилась, и, как следствие, увеличивается количество прожитых лет в период после 55 и 60 лет, соответственно у женщин и мужчин12.
1.3 Работающий пенсионер – причина дефицита пенсионного бюджета?
Еще один способ экономии – пересмотр порядка назначения и выплаты пенсии работающим пенсионерам. Предлагается использовать положения статьи 26 Конвенции международной организации труда (далее – МОТ) № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения»13. А именно: «…законодательство страны может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица, его прочие средства или совокупность таковых превышает установленную сумму».
Против данных кардинальных предложений по совершенствованию пенсионного законодательства высказывается научное сообщество, занимающееся проблемами пенсионного обеспечения уже не первое десятилетие.
Действительно, доля работающих пенсионеров в последние годы неуклонно увеличивается. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, трудовая пенсия по старости – это самый распространенный вид пенсии в России, ее получают более 33,5 миллионов пенсионеров. По состоянию на 1 апреля 2013 г. в стране продолжали официально работать 12,7 миллионов пенсионеров, что составило почти 38% получающих пенсии по старости, тогда как 1 января 2012 г. - 36,4%.
Факторы, влияющие на трудовую активность старшего поколения, неоднократно исследовались. Несомненно, некоторые из них заложены в самой пенсионной системе, то есть внутренние факторы: это, в том числе, пенсионный возраст, уровень пенсионного обеспечения. Но есть и внешние факторы, к которым, в первую очередь, относятся: состояние здоровья старшего поколения и его самооценка, продолжительность жизни после достижения пенсионного возраста, качество медицинского обслуживания пожилых лиц, уровень занятости и прочее.
В эпоху СССР под действием различных факторов в нашей стране за короткий срок существенно менялась численность пенсионеров. Наиболее наглядный пример – середина 50-х годов 20 века. До 1956 года трудились около половины всех пенсионеров. В 1957 году их стало в пять раз меньше. Причинами столь резкого сокращения численности работающих явились пенсионная реформа, в соответствии с которой пенсии по старости возросли в 2-2,5 раза, и введенные ограничения, касающиеся выплаты пенсии работающим пенсионерам14.
В п. 4 ст. 18 Закона № 173-ФЗ законодатель указал, что выплата трудовой пенсии по старости, в том числе пенсионерам, осуществляющим работу, производится в установленном размере без каких-либо ограничений.
К слову, первоначально, в проекте указанного закона, данная норма отсутствовала. И, исходя из буквального текста дающего определение понятию трудовой пенсии (ежемесячная выплата в целях компенсации застрахованным заработной платы, утраченной ими в связи с наступлением нетрудоспособности или вследствие старости)15, работающим пенсионерам пенсию по старости выплачивать не следовало, так как они не утратили заработок и компенсировать им нечего.
По какой причине решили изменить проект и выплачивать пенсию в полном объеме работающим пенсионерам? Учли прошлый опыт. Согласно статье 22 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О госудрственных пенсиях в Российской Федерации»16 работающим пенсионерам пенсия выплачивалась в полной сумме (без надбавки на иждивенцев). Принималось во внимание и то, что в СССР (ко времени его распада) многие ограничения, касающиеся выплаты пенсий работающим пенсионерам были сняты. Осознавалась также опасность наступления негативных последствий, к которым привело бы решение о прекращении выплаты пенсий работающим пенсионерам: оставление многими из них работы и вследствие этого увеличение дефицита рабочей силы, в том числе там, где сравнительно низкая оплата труда; рост числа малоимущих и т.д.
1.4 Новая пенсионная формула.
В 2012 году по поручению Президента Российской Федерации Правительством была разработана «Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года». Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 года № 2524-р.
Еще раз хотелось бы отметить, что за период с 2002 года в действующей пенсионной системе накопились нерешенные вопросы: отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе; финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий); нарастающие риски, связанные с сохранностью накопительного элемента; неразвитые финансовые институты; сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера.
Именно на решение этих основных вопросов и была направлена разработанная стратегия. Цель стратегии обеспечить: гарантированный социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения; долгосрочную финансовую сбалансированность пенсионной системы; удержание на приемлемом уровне страховой нагрузки пенсионной системы на экономику страны.
Стратегия определяет и основные принципы формирования пенсионных прав: адекватность пенсионных прав заработной плате; учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию; обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера17.
Ключевым элементом Стратегии, как считают её разработчики, должна стать новая пенсионная формула18, которая была разработана и представлена для широкого обсуждения.
В настоящее время размер трудовой пенсии по старости зависит, в первую очередь, от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.
Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.
Ключевые моменты новой пенсионной формулы следующие.
При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены. При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент». Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент. В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.
По новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Это говорит о том, что не предполагается повышение пенсионного возраста. Граждане будут приобретать право выхода на пенсию по старости также: в 55 лет – женщины, в 60 лет – мужчины. Но государство будет стимулировать более поздний выход на пенсию.
Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год).
Таким образом, чем выше заплата и продолжительнее общий стаж, чем позднее наступит дата выхода на трудовую пенсию по старости, тем выше будет размер трудовой пенсии по старости19
Важно, что представленная россиянам новая методика расчета пенсий выносится на общественное обсуждение. Эксперты прогнозируют, что существенных корректировок в предложенную формулу внесено не будет. Но чтобы разобраться в новых правилах и сформулировать свое мнение относительно новой формулы, граждане могут просчитать размер будущей пенсии, ответив на несколько простых вопросов пенсионного калькулятора20.
Очень позитивны обещания разработчиков формулы, но есть и другое мнение. Так, довольно резко по поводу пенсионного калькулятора выразился исполнительный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов: «Разрабатываемая пенсионная формула позволяет лишь рассчитать размер трудовой пенсии при конкретных параметрах: скажем, сколько получит работающий гражданин, выйдя на пенсию, если в течение всего времени будет получать 20 тысяч рублей (без последующего повышения или снижения). Но вряд ли кто-то точно знает, сколько будет зарабатывать лет через пятнадцать. И вот эти моменты, согласитесь, немаловажные, пенсионная формула не учитывает. Поэтому лично я отношусь к пенсионному калькулятору как к некой игрушке»21.
Поскольку новая пенсионная формула должна заработать с января 2015 года, в 2013 году, как планируется, должны быть приняты основные законы по реформированию пенсионной системы, в течение будущего года предстоит больная работа по конвертации пенсионных прав, по перерасчету трудовых пенсий.
В следующей главе работы будет дана характеристика действующего порядка назначения и выплаты трудовой пенсии по старости. Будет затронут вопрос о переменных, влияющих на размер трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Информация о работе Порядок назначения и выплаты трудовой пенсии по старости в Российской Федерации