Права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. И если в юридической литературе демократических стран Запада права человека, конституционно-правовой статус личности, механизмы и процедуры его защиты довольно подробно исследованы, то правовая регламентация правового статуса личности в странах Востока практически не исследована. Чтобы восполнить пробел, рассмотрим вопросы реализации прав человека с теоретической и практической точек зрения в Китайской народной Республике.

Содержание работы

Введение

Глава 1. История развития вопроса о правах человека в Китае

1.1 Вопрос о правах человека в Китае в период демократизации и реформ

Глава 2. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей граждан КНР

Глава 3. Права человека в Китае: официальная позиция

3.1 Права человека в Китае: реальное положение вопроса о правах человека в Китае. Демократическая оппозиция официальным заявлениям

Глава 4. Права человека в Китае на современном этапе. Оценка мирового сообщества реализации прав человека в КНР

4.1 Вопрос о соблюдении прав человека в Китае согласно "Всеобщей декларации прав человека"

4.2 Преследования религиозного движения Фалуньгун

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

реферат на тему права человека в китае.docx

— 78.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. История развития вопроса о правах человека в Китае

 

1.1 Вопрос о правах человека  в Китае в период демократизации  и реформ

 

Глава 2. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей граждан КНР

 

Глава 3. Права человека в  Китае: официальная позиция

 

3.1 Права человека в  Китае: реальное положение вопроса  о правах человека в Китае.  Демократическая оппозиция официальным  заявлениям

 

Глава 4. Права человека в  Китае на современном этапе. Оценка мирового сообщества реализации прав человека в КНР

 

4.1 Вопрос о соблюдении  прав человека в Китае согласно "Всеобщей декларации прав  человека"

 

4.2 Преследования религиозного  движения Фалуньгун

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение

 

 

Введение

 

Идея универсальности  человеческих прав, проистекающая из убежденности в их естественном происхождении, была провозглашена в двух важнейших  в истории западной цивилизации  документах - Декларации независимости  Соединенных Штатов Америки и  французской Декларации прав человека и гражданина и закреплена Генеральной  Ассамблеей ООН во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Она  закладывает основы единого понимания  прав человека и позволяет проявлять  заботу и беспокойство об их соблюдении во всех странах мира. Права человека в настоящее время стали одной из ключевых научных проблем, которые изучаются с самых широких и разнообразных позиций: с философско-гуманистической точки зрения, в аспекте сущности и явления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения экономической и культурной политики, борьбы с экологическими угрозами и преступностью и т. д. На права человека возлагают решение ряда внутренних, международных и глобальных задач. Вместе с тем, права человека в разных частях света реализуются далеко не одинаково. Происходит это, главным образом, вследствие их нарушения в условиях господства антидемократических режимов тоталитарных или авторитарных, коммунистических или фундаменталистских, либо вследствие анархического безвластья. Существенную роль также играет и то обстоятельство, что во многих странах, позже вступивших на путь модернизации и развития, ценность прав человека осознается лишь постепенно, по мере того, как общество расстается с традиционным прошлым. Быстрее этот процесс проходит в тех частях общества, которые теснее всего связаны с современностью - в городской среде, среди интеллигенции, медленнее - в архаичных структурах. Большое значение имеют разносторонние - культурные, политические, экономические связи со странами Запада. Всеобщность фундаментальных прав человека не дает, однако, оснований полностью игнорировать проистекающее из разного культурного опыта неодинаковое толкование отдельных прав и свобод человека и, особенно, их неодинаковую ценностную иерархию.

 

Не стоит забывать, что  у каждого народа свой взгляд на мир, свое понимание вещей, а различные  условия жизни предопределяют различие образов мышления, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие  на жизнь людей. Не только социально-политические и экономические, но и духовно-культурные факторы влияют на общественное развитие, которое затем формирует господствующее мировоззрение и идеалы. Многообразие мира предполагает многообразие форм его отражения. Именно поэтому понимание  реализации прав человека в классической западной трактовке не может в  полной мере быть осознано (а, соответственно, и воплощено в жизнь) в умах восточных людей. Сопоставление результатов развития Востока и Запада показывает, что противоположность их способов производства сопровождается и дополняется противоположностью мировоззренческих моделей, основанных на различных системах духовно-культурных ценностей: на Западе - общечеловеческие ценности на базе приоритета прав отдельной личности и ее суверенитета; на Востоке - общенациональных цивилизационных ценностей на базе приоритета национально-государственных, общественных, корпоративных интересов перед правами индивида. Именно поэтому Востоку всегда было чуждо понятие прав человека вообще.

 

Права человека обнаруживают свое присутствие практически в  каждой сфере жизнедеятельности  человека. И если в юридической  литературе демократических стран  Запада права человека, конституционно-правовой статус личности, механизмы и процедуры  его защиты довольно подробно исследованы, то правовая регламентация правового  статуса личности в странах Востока  практически не исследована. Чтобы восполнить пробел, рассмотрим вопросы реализации прав человека с теоретической и практической точек зрения в Китайской народной Республике.

 

"Различные общества  формулируют свою концепцию прав  человека на разнообразных культурных  идиомах", - пишет в своей книге  известный этнограф Асмаром Легессе. И действительно, как утверждает китайский исследователь Чун Шуло, китайский язык даже не испытывал потребности в термине "права", пока не появилась необходимость искусственно ввести его в язык, для перевода западной концепции в конце девятнадцатого столетия, тем не менее замечая, что отсутствие данного термина в языке "не подразумевает, что китайцы никогда не требовали прав или не обладали основными правами человека". Удивление вызывает тот факт, как китайцы могли требовать права, не имея в своем языке даже подобного термина. Поэтому утверждение о том, что они обладали основными правами, кажется полностью неправдоподобным. Имели ли китайцы эти права, пользовались ли ими или могли только "обладать" этими правами?

 

Чунь Шуло утверждает, что "идея прав человека развивалась в Китае давно", особенно право на восстание, которым "неоднократно пользовались на протяжении всей истории Китая". Но цитаты, которые он приводит из классических текстов, свидетельствуют только о том, что правитель "имеет обязанности перед небесами заботиться об интересах людей". Таким образом, единственным правом, которое ему удалось доказать, является не всеобщее право, а обязанность правителя перед небесами, которая сильно отличается от прав людей в отношении правителя. Аналогично Шао Чуаньлэн утверждает, что "китайская политическая теория санкционировала народные восстания против репрессивных правителей", но он также не в состоянии доказать, что подобная возможность была основана на правах человека. Вместо этого он просто предполагает, что демократия, в очень свободном смысле данного термина, может быть приравнена к правам человека. Например, после выделения элитарного, иерархического и основополагающего характера традиционных китайских социальных отношений и конфуцианской политической и социальной философии Шао Чуаньлэн добавляет, что "в китайской цивилизации также существовали и демократические черты", несомненно относя это к демонстрации существования прав человека.

 

Хотя на правителей действительно  были возложены тяжелые обязанности  и обязательства, тем не менее, это  являлось только одной стороной отношений, основанных на праве. Обязательства  сами по себе даже не предполагают, не говоря о том, что устанавливают, существование прав для тех, в  чьих интересах они должны действовать. Традиционная китайская доктрина почти  полностью выражена в перечислении обязанностей правителей, но китайские  исследователи относятся к этому  только как к "различным подходам к правам человека". Фактически это  является альтернативным подходом к  проблеме человеческого достоинства; подходом, который не включает в  себя права человека. Существует поразительное  сходство между традиционными китайскими, африканскими и исламскими ценностями, с одной стороны, и идеями естественного права досовременного Запада, с другой. Например, размышления Фомы Аквинского о тирании являются фактически идентичными с китайской теорией "мандата Неба". В дополнение необходимо отметить, что средневековые понятия о естественном праве не включают в себя концепцию прав человека.

 

Рассматривая проблему прав человека в такой загадочной для  многих обывателей стране как Китай, необходимо помнить об историческом процессе развития Срединной империи  и о ее культурном прошлом. В последние годы руководство Китайской Народной Республики все большее внимание уделяет вопросам прав человека. С 1991 г. пресс-канцелярией Государственного совета было опубликовано свыше десяти официальных "Белых книг", посвященных этой тематике. Например, в 2005 г. была опубликована "Белая книга о прогрессе Китая в области защиты прав человека в 2004 году". Целью ее публикации, по сообщениям агентства "Синьхуа", было "углубленное ознакомление международного сообщества с нынешним положением в области защиты прав человека в Китае". На 2-ой сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва, прошедшего в марте 2004 г., было принято решение включить в Конституцию КНР следующее положение: "государство уважает и гарантирует права человека".

 

В опубликованной 19 октября 2005 г. "Белой книге" - "Развитие демократии в Китае" говорится, что  китайский народ сегодня пользуется всесторонними, реальными и достаточными правами человека. Согласно этому  документу, Конституция м законы КНР защищают свободу вероисповедания, слова, печати и собрания граждан, признают и защищают права граждан на имущество, честь, имя, личное достоинство, неприкосновенность личности и жилья. В "Белой книге" подчеркивается, что Конституция и законы КНР гарантируют права граждан на труд, отдых, равенство и одинаковую заработную плату мужчин и женщин, интеллектуальную собственность, социальные гарантии, получение материальной помощи, образование, свободу бракосочетания и развода, а также права на научно-исследовательскую, литературно-художественную и другие формы культурной деятельности. В документе обращается внимание на то, что в Китае разработаны законы, нацеленные на защиту прав человека и интересов представителей "слабых групп", таких как пожилые, женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др., и что КНР присоединилась к 21-й Международной Конвенции о правах человека.

 

В то же время многие международные  правозащитные организации, оппозиционно настроенные граждане КНР, проживающие  как внутри страны, так и за ее пределами, а также ряд западных правительств подвергают ситуацию с  правами человека в Китае серьезной  критике. Интересно, что и КНР  не оставляет своих критиков без  ответа. Так, в марте 2005 г. пресс-канцелярией Госсовета был опубликован доклад "Права человека в США - 2005", в котором обращалось внимание на большое количество жертв преступлений с применением насилия и другие проблемы американского общества.

 

Внимание властей по вопросам прав человека, которые ранее провозглашались  происками буржуазной пропаганды, свидетельствуют  о том, что критика не проходит без внимания. Анализ вышеприведенных  документов позволяет сделать вывод  о том, что, с одной стороны, традиционное стремление "дать отпор", но с другой - реальное желание улучшить правовое положение граждан и приглушить остроту правозащитной проблематики в отношениях с западными демократиями, развитие которых крайне необходимо для продолжения экономических  реформ в стране.

 

 

Глава 1. История развития вопроса о правах человека в Китае

 

В Общей программе Народного  политического консультативного совета Китая, провозгласившего в 1949 г. создание Китайской Народной Республики, декларировалось, что граждане КНР пользуются правами: свободы убеждения, слова, собраний, организации обществ, переписки, личности, проживания, передвижения, вероисповедания  и демонстраций. В Конституции КНР, принятой в 1954 г. эти права в основном были подтверждены, за исключением права передвижения, которое к тому времени все более ограничивали, и права личности, которые не поддавались точной регламентации. В дальнейшем основные права человека и гражданина также фиксировались конституциями и другими законодательными актами КНР.

 

В 1955 г. премьер Госсовета  Чжоу Эньлай на Бандунгской конференции стран Азии и Африки заявил, что Китай уважает права человека. Конференция приняла декларацию, среди десяти принципов которой был пункт об уважении "основных прав человека". Однако очень скоро в Китае началась массовая политическая кампания борьбы с "правыми", в ходе которой права человека попирались самым жестоким образом. "Культурная революция" подвела под такую практику и теоретическую базу, объявив права человека "предметом роскоши и драпировкой капитализма". Так продолжалось до 1979 г., когда официальное, идеологически обоснованное поношение прав человека почти полностью исчезло. По меньшей мере власти и официальная печать стали призывать к уважению этих прав.

 

Еще в 1948 г. гоминьдановское правительство подписало принятую 3-ей сессией Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщую декларацию прав человека. В 1971 г. КНР была принята в ООН, а с 1981 г. стала членом Комитета ООН по правам человека. Китай подписал ряд документов ООН, осуждавших дискриминацию женщин, расовую дискриминацию, апартеид, использование пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания. Однако Пекин надолго затянул присоединение к принятым ООН в 1966 г. Международному пакту о гражданских и политических правах и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.

 

Когда в 1988 г. отмечалась 40-я  годовщина принятия Всеобщей декларации прав человека, в Китае было опубликовано немало материалов по правам человека. В середине мая 1989 г. премьер Госсовета  КНР Ли Пэн заявил: "Мы не считаем свободу, демократию, права человека прерогативой капитализма. Социалистические государства также должны быть свободными, демократическими, где человек пользуется полными правами". Однако спустя несколько дней после этого заявления в Пекине было объявлено чрезвычайное положение, а затем произошла и трагедия на площади Тяньаньмэнь.

 

После этих событий китайская  печать стала предостерегать "небольшую  группу людей на Западе" от вмешательства  во внутренние дела Китая под предлогом  защиты прав человека. Согласно официальной точки зрения, выраженной в "Белой Книге по правам человека в Китая", полное владение правами человека представляется "идеалом, к которому давно стремится человечество". Вместе с тем, "развитие ситуации с правами человека, на которое накладывают ограничения исторические, социальные, экономические и иные условия, представляет собой исторический процесс. Поскольку в разных странах исторический фонд, общественный строй, культурные традиции, экономическое развитие сильно различается, поскольку и понимание прав человека очень часто неодинаково".

Информация о работе Права человека