Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:14, реферат
Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. И если в юридической литературе демократических стран Запада права человека, конституционно-правовой статус личности, механизмы и процедуры его защиты довольно подробно исследованы, то правовая регламентация правового статуса личности в странах Востока практически не исследована. Чтобы восполнить пробел, рассмотрим вопросы реализации прав человека с теоретической и практической точек зрения в Китайской народной Республике.
Введение
Глава 1. История развития вопроса о правах человека в Китае
1.1 Вопрос о правах человека в Китае в период демократизации и реформ
Глава 2. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей граждан КНР
Глава 3. Права человека в Китае: официальная позиция
3.1 Права человека в Китае: реальное положение вопроса о правах человека в Китае. Демократическая оппозиция официальным заявлениям
Глава 4. Права человека в Китае на современном этапе. Оценка мирового сообщества реализации прав человека в КНР
4.1 Вопрос о соблюдении прав человека в Китае согласно "Всеобщей декларации прав человека"
4.2 Преследования религиозного движения Фалуньгун
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
-- политические права
-- на ряд конституционных формулировок (например, упоминавшейся выше ст. 38 о защите чести и достоинства граждан) наложили свой отпечаток последствия "культурной революции", -- периода террора и репрессий, сопровождавшихся публичным унижением многих выдающихся лиц;
-- в Конституции имеются
нормы о правовом статусе
-- в конституционной
-- для Конституции КНР
характерно довольно подробное
регулирование обязанностей
Необходимо отметить, что в китайской литературе дается иная по сравнению с общепринятой трактовка правового статуса человека в КНР. Обычно подчеркивается, что при оценке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и реальности этой страны, часто встречается и апелляция к представлениям китайского народа, которые и воплощены в законодательстве (в данном случае о роли Коммунистической партии не упоминается, КПК как бы отходит в тень, а правовой статус человека выступает как реализация интересов только народа): "У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основываются на длительном опыте. В соответствии с этими представлениями в Китае были разработаны соответствующие законы и политические установки".
Глава 3. Права человека в Китае: официальная позиция
В официальных заявлениях
китайское руководство
И действительно, в стране, где население веками влачило жалкое существование и угроза голодной смерти нависала над крестьянством (составляющим большую часть населения страны), особенно в периоды стихийных бедствий и годы междоусобных войн, поддержание жизни было главной заботой руководства Китая. Поэтому народная власть придает главное значение именно этой проблеме - обеспечению людей питанием и одеждой. И хотя еще не все проблемы в этом отношении решены, все же Китай, будучи страной развивающейся, добился огромных успехов в этой области. При этом в Китае традиционно задачи обеспечения государства в целом, коллектива являются приоритетными по сравнению с удовлетворением потребностей отдельного человека. Это - аксиома, которой Китай придерживался в монархический период, и который перешел в республиканский. Известный китайский революционер-демократ Сунь Ятсен также был убежден, что интересы нации выше, чем благополучие отдельного человека. По этому правилу, несмотря на внешнее выражение полного согласия со странами Запада в вопросе прав человека и подписания соответствующих соглашений, правительство Гоминьдана, правившее страной с 1927 по 1948 гг., и коммунисты, пришедшие к власти в результате победы в гражданской войне в конце 1940-х г., также неизменно следовали этому пути.
Следует заметить, что для коммунистов, как и для их предшественников, обычным было говорить об интересах нации, народа, масс, но не о правах и интересах личности. Укоренившаяся со времен Конфуция и Мэн Цзы формула "Народ - основа государства (власти)" были восприняты и мыслителями и политическими деятелями 20 в. Она подразумевала, что интересы (особенно материальные) народа выше интересов властителей (императора, чиновника). Конечно, в реальной жизни этот принцип не соблюдался.
Формально, провозглашая главным правом человека (народа) право на жизнь и материальное благополучие, Коммунистическая партия Китая наследует традиционное отношение правителей к интересам народных масс. Личность сама по себе не считается самоценной, независимой, самостоятельной. Такова сила традиционной политической культуры, и она принималась и признавалась не только властью, но и основной массой населения - крестьянством, для которого идеалом выступали достаток в пище и одежде. В основном (но не полностью) компартия покончила с голодом, хотя, как отмечают исследователи, до 2006 года за гранью бедности по официальным данным числилось 70-80 млн. человек.
За период реформ уровень материального благополучия резко возрос по сравнению с прежними временами, когда бедность воспевалась и восхвалялась самим Мао Цзэдуном. И все же нужда и потребность в одежде остается для многих крестьян постоянной и трудно разрешимой проблемой.
Интересно в этой связи то, что официальная пропаганда в стране неизменно утверждает, что вопрос о поддержании жизни, представляющийся главным в правах человека, полностью решен и речь может идти об улучшении материальных условий жизни, достижения уровня развитых стран. Выдвинутый Дэн Сяопином лозунг построения общества "малого достатка", его призыв "Обогащайтесь!" заменили собой проповедовавшиеся Мао Цзэдуном слова "Бедность содержит революционный дух" и внедрявшийся им принцип уравниловки.
Настаивая на том, что жизнь является главной чертой обеспечения прав человека, китайская пропаганда при этом подчеркивает, что в стране полностью обеспечиваются и политические права личности. Хозяином страны, в отличие от предыдущих режимов, стал народ, обладающий всеми демократическими свободами.
После 1949 г. в Китае установилась
подлинная демократия с присущими
ей национальными особенностями. По
мнению составителей основного официального
документа о правах человека в
Китае, утвердившиеся в Китае
социалистическая демократия и правовая
система полностью
Как пишет известный профессор,
главный научный сотрудник
Вопреки заявлениям западной печати в Китае, как утверждается в официальных документах КНР, нет политических заключенных, а есть лишь лица, понесшие уголовные наказания. И вся судебная система на практике строится на соблюдении законных прав граждан. Судебным же преследованиям и наказаниям подвергаются лишь те "контрреволюционные элементы", угрожающие национальной безопасности, что в Китае приравнивается к уголовным преступлениям.
Самым значительным и существенным китайская пропаганда считает право на труд, закрепленное в Конституции страны. Без труда невозможно было бы обеспечить и право на жизнь, и материальное благополучие. По сравнению со старым Китаем, произошла и важная, принципиальная перемена в положении женщин, что особенно отмечается в официальных документах. Они не только получили возможность трудиться, но и стали получать равную с мужчинами зарплату, чего раньше не было.
Права и интересы рабочих
защищают и обеспечивают государство
и профсоюзы. Они успешно разрешают
конфликты и споры между
Согласно заявлениям правительства
в Китае полностью соблюдаются
права в области
Особое внимание, и это постоянно подчеркивается, уделяется правам национальных меньшинств. Во многих сферах им предоставляется больше привилегий, чем национальным ханьцам (коренной национальности). Это, в частности, проявляется в политике ограничения рождаемости, которая не распространяется на малые народности.
3.1 Права человека в
Китае: реальное положение
Официальный документ, подробно разбирающий вопрос о правах человека в Китае, был опубликован в ноябре 1991 г. с тех пор правительство Китая неоднократно возвращается к этому сюжету, давая отпор "вражеской" пропаганде, особенно американской, обвиняющей Китай в нарушении прав человека. Во всех заявлениях, по существу, повторяются и воспроизводятся основные положения, содержащиеся в первоначальном документе. Добавляются лишь встречные обвинения в адрес США и других западных стран в нарушении прав человека и в ущербности демократии и ущемлении свободы личности, в наличии контроля и цензуры над прессой, чего якобы нет в Китае.
Новый лидер партии и государства Ху Цзиньтао, пришедший к власти после 16 съезда КПК (2002), в своих публичных выступлениях подчеркивает необходимость соблюдения Конституции; провозглашает, что "основой государства является человек"; заявляет, что главной задачей партии и государства является служение народу; что партия должна работать на пользу всего народа; что власть должна выполнять волю народа, полностью учитывать его интересы и мнения. Выдвинутая им идея "гармоничного общества достатка и всеобщего процветания", в котором все равны и все пользуются одинаковыми правами, не сходит со страниц газет и журналов. Подобное заявление нового лидера, в котором не упоминалось о классовой борьбе как движущей силе развития общества, были положительно оценены многими в Китае как свидетельство того, что КПК пойдет вперед по пути политических реформ, социальной справедливости и демократических свобод. Необходимо, также, отметить, что тон и содержание выступлений руководства страны меняется не только в зависимости от внутриполитической ситуации, но и событий, происходящих за пределами Китая. Так, в конце мая 2005 г. Ху Цзиньтао в закрытом докладе дал свою оценку так называемым цветным революциям в Грузии, Киргизии и на Украине. Вину за эти события он возложил на европейские страны и США, предложив усилить контроль за средствами печати.
В первой части доклада Ху Цзиньтао указал на необходимость ввести строгий контроль за средствами массовой информации, особенно теми, которые не слушают указаний ЦК и распространяют идеи "буржуазного либерализма". Во второй части доклада он говорил о необходимости установить более жесткий контроль за теми изданиями, которые проповедуют "буржуазный либерализм", за теми людьми, кто участвует в "движении Фалунгун", и за всеми неправительственными организациями. По его мнению необходимо наносить удар потеем силам, которые не согласны с ЦК и уничтожать их в зародыше. Он особенно акцентировал внимание на необходимости не допускать никакой иностранной поддержки "цветным революциям" в какой бы форме они ни выражались. А также установить контроль над теми фондами, которые используют иностранные деньги. В третьей части доклада он указал необходимость упорядочить издательское дело, с тем чтобы сократить количество негосударственных компаний в области культуры и представить им лишь право на распространение литературы, но не право ее издания. В журнале "Кайфан", перепечатавшем этот доклад отмечалось, что Ху Цзиньтао все более отчетливо проявляет качества, присущие "великому вождю", что дало повод многим китайским демократам расценивать этот доклад как возвращение к эпохе Мао Цзэдуна.