Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Из данной цели вытекаю следующие задачи:
-рассмотрение таких понятий как институт опеки, попечительства и патронажа;
- раскрыть права и обязанности опекунов и граждан, находящиеся под опекой;
- организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Попечительство, патронаж, опека……………………………….……..8
§1.1. История формирования института опеки…………………………….….8
§1.2. Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение….…..12
§1.3. Установление опеки, попечительства и патронажа…………………....20
§1.4. Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….26
Глава II. Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой……………………………………………………………………………31
§2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя……………………….…….31
§2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………….………………….42
Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами………………………………………………………………...……..64
§3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства………………………….…...…….64
§3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………..…...71
Заключение……………………………………………………………….………80
Список использованной литературы…………………………………..……….85

Файлы: 1 файл

диплом сама делала.docx

— 138.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава I. Попечительство, патронаж, опека……………………………….……..8

§1.1.   История формирования института опеки…………………………….….8

§1.2.   Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение….…..12

§1.3.   Установление опеки, попечительства и патронажа…………………....20

§1.4.   Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….26

Глава II. Права и обязанности опекунов  и граждан, находящихся под опекой……………………………………………………………………………31

§2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя……………………….…….31

§2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………….………………….42

Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами………………………………………………………………...……..64

§3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи,  материнства и детства в области опеки и попечительства………………………….…...…….64

§3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………..…...71

Заключение……………………………………………………………….………80

Список использованной литературы…………………………………..……….85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Опека и попечительство на пороге XXI века приобретает новое звучание. Сегодня проблема попечительства актуализируется на всех уровнях человеческого бытия.

Актуальность определяется тем, что в последние годы наблюдается рост социального  сиротства несовершеннолетних, которое напрямую связано с критическим положением Российской семьи: прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев в семье, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Наблюдается массовая безработица.

Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации приводит к увеличению числа детей, находящихся  в социально  опасных для них условиях жизни: растет количество детей, принимающих наркотики, алкоголь и токсиманические вещества. Беспризорники, которые просят милостыню на вокзалах и улицах, стали уже привычной частью «интерьера» любого города. Конечно, среди них встречаются и бродяжки, но в основном это дети, по той или иной причине оставшиеся без родителей. Такие дети с трудом приживаются в детских домах, интернатах и приемниках-распределителях. Понятно, что по-настоящему хорошо ребенку может быть только в семье.

В обществе активно обсуждаются вопросы о перераспределении бремени обязательств и ответственности между мужчинами и женщинами в их заботе о семье, о патронажных семьях или новой модели попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, о попечительских советах в общеобразовательных учреждениях, о партнерстве государственного и коммерческого сектора в создании института попечительства в стране, о попечительстве богатых стран над бедными.

Однако очевидно, что в современной России, при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности - удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга. Психологи утверждают, что люди обладают «сильнейшей потребностью в присоединенности. Существование тесных, проверенных временем личностных взаимоотношений повышает жизнеспособность индивидуумов и групп»

Вопреки всему современное российское общество по-прежнему зиждется на семье. «В 90-е годы заметной особенностью российского общества стала концентрация людей на семейно-ориентированном образе жизни, связанная у большинства с необходимостью выживания в условиях кризиса...».

Потребность человека в заботе о ближнем сегодня должна культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами и, безусловно, «эксплуатироваться», но, разумеется, в пределах допустимого. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц. Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что в свою очередь обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально полезной единицы  потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.

Попечительство на пороге XXI века приобретает новое звучание. Сегодня проблема попечительства актуализируется на всех уровнях человеческого бытия.

Современное попечительство строится на идее заботы о сохранении и восстановлении, совершенствовании и защиты всего многообразия человеческой жизни. «Каждый человек уникален, ценен и незаменим» - максима современного попечительства. Все, у кого есть ресурс, должны делать вклад в общее дело попечительства. Миссия попечительства XXI века - забота о сохранении и восстановлении, совершенствовании и защите всего многообразия человеческой жизни на Земле. Соматическое, психическое и нравственное здоровье каждого человека - критерий успешности попечительской деятельности. Ежегодные (с 1990 года) Доклады ООН о развитии человека - реализация миссии попечительства на глобальном уровне.

Законодательство об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, иных Федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих семейные правоотношения, настоящего Закона.

Если законодательством Российской Федерации, либо международным договором, или соглашением установлены иные нормы, применяются нормы законодательства Российской Федерации, международного договора или соглашения.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами.

На уровне ведомств приняты Законы «О порядке освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями», «О создании единой психологической службы».

В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х гг., изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, тем не менее положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц практически не затронуло. К числу произошедших перемен могут быть отнесены: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия «опека над имуществом».

При написании работы я знакомилась с действующим законодательством по данному вопросу и сравнивала его с существовавшим ранее.

Целью  дипломной работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами. Из данной цели вытекаю следующие задачи:

-рассмотрение таких понятий  как институт опеки, попечительства  и патронажа;

- раскрыть права  и обязанности опекунов и граждан, находящиеся под опекой;

- организация работы Управления  по вопросам семьи, материнства  и детства в области опеки  и попечительства.

При написании работы, раскрывая изменения в законодательстве по данному вопросу, использовался исторический аналитический методы, сравнительно-правовой анализ официальное и научное толкование текстов нормативных актов.

Первая глава посвящена рассмотрению таких понятий   как опека, попечительство и патронаж,  даётся историческая справка по истории формирования института опеки.

Во второй главе излагаются права и обязанности опекунов и  попечителей, а также права граждан,  находящихся под опекой.

В третьей главе раскрывается практический опыт работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства. Рассматривается новая модель работы органа опеки и попечительства.

В заключении содержатся выводы и рекомендации по данной дипломной работе.

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Попечительство, патронаж, опека

§1.1 История формирования института опеки

Современная Российская действительность требует организации надёжной результативной системы социальной защиты населения, расширения социальной работы, подготовки социальных работников разных специализаций для различных категорий населения. Для выбора наиболее действенных форм и методов социальной помощи населению целесообразно изучить историю становления и развития системы государственного призрения в России.

Одним из важных звеньев отечественной государственной системы призрения является помощь детям, утратившим попечение родителей. 
Истории известны следующие способы помощи осиротевшим детям: усыновление, опека, патронат и помещение их в специальные учреждения для детей, утративших родительское попечение.1

Опека в Древней Руси означала "приказать кому-либо несовершеннолетнего", "иметь его у себя на руках, в доме", "отдать на руки". Тот, кому "отдавали на руки" осиротевшего ребенка, назывался печальником, ему поручалось "печаловаться" о детях, "а печаль - это больше, чем забота". Понятие "печаль" подразумевало в Древней Руси нравственное участие опекуна в судьбе опекаемого. Термин же "опека" русское законодательство заимствовало позже из литовского права. Потребность в опеке существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. Она всегда была связана с заменой родительской власти. Именно этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки проходят через всю историю развития института опеки и проявляются у всех народов. Но первоначально опека возникала не столько по соображениям нравственного порядка для того, чтобы позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников - претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. Первый случай опеки над ребенком, упомянутый в летописи, относится к 879 году. В документе читаем: "Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу - родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал". Это сообщение летописца означает, что Рюрик назначил опекуном своего сына родственника. Другими словами, после смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роду занимали место умерших. Иной опеки при родовом строе не было. За неимением ближайших родственников-мужчин опека поручалась матери, как это было, например, после смерти князя Игоря, когда опекуншей над Святославом стала его мать. В Повести временных лет под 945 годом сообщается следующая информация: "И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле до сего времени. Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши". В данном случае смерть Игоря была неожиданной, и поэтому он не передал никому на руки своего сына, то есть не назначил опекуна. Ольга же, будучи женщиной властной (как видно из ее дальнейших поступков, описываемых Нестором в Повести временных лет), взяла на себя все права и обязанности опекуна своего сына малолетнего князя Святослава. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только о воспитании и прокормлении сироты, об охране его от обид и несправедливостей. Имущество же сироты принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права на это имущество. Однако родичи ребенка-сироты осуществляли за опекуном строгий надзор, их мнение было очень влиятельным. Таковы скупые сведения об опеке над осиротевшими детьми в дохристианской Руси. Первые упоминания о законодательном регулировании института опеки на Руси встречаем уже в Русской Правде2.

Они являлись выражением отчасти прежнего, родового порядка, отчасти были заимствованы из византийского права. Институту опеки посвящены статьи 99 и 101 Русской Правды пространной редакции. Статья 99 посвящена праву опеки над сиротами и имеет ввиду, очевидно, семью горожанина-купца или ростовщика. Если после смерти отца в семье оставались малые дети, и мать выходила вторично замуж, то их опекуном назначался один из близких родственников, или им мог быть отчим. Этому опекуну во временное пользование передавалось движимое и недвижимое имущество несовершеннолетних, причем передача ценного имущества, служившего источником существования хозяина дома, осуществлялась при свидетелях. В статье оговаривались обязанности и права опекуна. Он имел право продолжить торговую деятельность и брать себе доходы от нее, но был обязан вернуть стоимость самого товара наследникам по окончании опеки. Приплод от скота и детей челяди, родившихся за время его опеки, он обязан был отдать подопечным. Все утраты имущества, которые произошли по его вине, он также должен был восполнить. Окончание опеки связывалось с достижением подопечным зрелости ("донеле же возмогуть"1) без точного фиксирования возраста.

Эта статья, видимо, написана до принятия Русью христианства, то есть до 988 года. Подтверждением тому является отсутствие упоминаний в статье церковной власти, которая претендовала на дела, связанные с опекой. Статья 101 пространной редакции Русской Правды по содержанию примыкала к статье 99. Согласно этой статье вдова при малолетних детях обязана была сохранять имущество семьи (юридически - имущество мужа) для передачи его детям. Если она его утрачивала и оставляла детей без средств, а сама находила обеспечение, выйдя вторично замуж, то была обязана выплатить детям утраченное, вероятно, из средств второго мужа. Упоминая об имуществе, Русская Правда ничего не сообщала о воспитании сироты. Несмотря на скупость информации об опеке в Древней Руси, ясно, что с ее помощью решалась задача сохранения семьи для осиротевшего ребенка. Но все же, анализируя статьи Русской Правды, касающиеся опеки, напрашивается вывод о том, что в первую очередь государство стремилось защитить собственность сироты. Если появилась такого рода статья, значит существовала потребность в ней, продиктованная условиями жизни русского государства рассматриваемого периода истории. Можно предположить, что не исключением была ситуация, когда опекуны бесконтрольно пользовались имуществом сироты. Для того, чтобы защитить осиротевшего ребенка от произвола взрослых хотя бы в сфере собственности, государство вводит статьи подобного рода. В ходе развития Древнерусского государства опека постепенно приобретала все более зримые черты. Более отчетливым становился круг возможных опекунов, которыми могли быть отчим и ближайшие родственники. Также осуществлялась опека по завещанию. Появилась опека по назначению органами, облаченными властными полномочиями. В данном случае имеется в виду власть церковная, поскольку духовенство и в те времена ведало семейными, наследственными и опекунскими делами. Уточним, что за опекунами продолжали следить родственники подопечного. Со временем чисто нравственная обязанность опекуна возвратить имущество опекаемого к моменту, когда тот становился самостоятельным, превращалась в юридическую, из безотчетного и полновластного распорядителя опекун становился представителем интересов опекаемого. Теперь уже за его деятельностью наблюдали не только родственники, но и органы власти, духовенство, а на первый план выступали не права, а обязанности опекуна. Таким образом, в IХ - ХI вв. был заложен фундамент для последующего законодательного оформления института опеки в России.

Информация о работе Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой