Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Из данной цели вытекаю следующие задачи:
-рассмотрение таких понятий как институт опеки, попечительства и патронажа;
- раскрыть права и обязанности опекунов и граждан, находящиеся под опекой;
- организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Попечительство, патронаж, опека……………………………….……..8
§1.1. История формирования института опеки…………………………….….8
§1.2. Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение….…..12
§1.3. Установление опеки, попечительства и патронажа…………………....20
§1.4. Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….26
Глава II. Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой……………………………………………………………………………31
§2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя……………………….…….31
§2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………….………………….42
Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами………………………………………………………………...……..64
§3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства………………………….…...…….64
§3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………..…...71
Заключение……………………………………………………………….………80
Список использованной литературы…………………………………..……….85
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей.
В тех регионах РФ, где отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть приняты в школу-интернат . По их желанию дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть приняты (с преимущественным правом при зачислении) в школу-интернат с первоначальной летной подготовкой .
Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любого типа, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей .
В соответствии с п. 4 ст. 35 ГК РФ и п. 1 ст.147 СК РФ опекуны (попечители) не назначаются детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон (п. 4 ст. 35 ГК РФ) возлагает на указанные учреждения. СК РФ (п.1 ст. 147), конкретизируя это положение в отношении несовершеннолетних детей, находящихся в воспитательных учреждениях, называет администрацию этих учреждений ответственной за выполнение обязанностей опекунов (попечителей).
Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию детей и осуществлению над ними опеки (попечительства) весьма сложно. Так, основными задачами воспитательного учреждения являются:
а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
б) обеспечение социальной защиты,
медико-психолого-
в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
г) обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
д) охрана прав и интересов воспитанников .
Понятно, что выполнение перечисленных задач относится и к функциональной деятельности опекунов (попечителей).
В случае временного помещения ребенка, уже находящегося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка не прекращаются. Причиной временного устройства подопечного ребенка в воспитательное учреждение могут быть различные обстоятельства, не связанные с виновным поведением опекуна или попечителя (болезнь, служебная командировка и т.п.).Выполнение администрацией воспитательных учреждений обязанностей опекуна (попечителя) осуществляется с соблюдением норм семейного и гражданского законодательства о правах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка (ст. 26, 28, 37, 38 ГК РФ; ст. 150 СК РФ).
Воспитательное учреждение выступает в защиту личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, а также выполняет иные функции опекуна (попечителя). Как опекун или попечитель несовершеннолетнего подопечного, воспитательное учреждение несет ответственность за причиненный им вред в порядке и по основаниям, установленным ГК РФ (ст. 1073, 1074 ГК РФ).
Так, учреждение обязано возместить вред, причиненный находящимся в нем малолетним (несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Причем обязанность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним подопечным, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2, 4 ст. 1073 ГК РФ).
При причинении вреда находящимся в воспитательном учреждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет это учреждение несет дополнительную (субсидиарную) ответственность, т.е. обязано возместить вред полностью или в недостающей части в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Однако обязанность учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении подопечным, причинившим вред, совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 3 ст. 26, п. 2, 3 ст. 1074 ГК РФ).
Правовой статус воспитательного учреждения, выполняющего функции по опеке (попечительству), предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 , которое регулирует деятельность как государственных, так и муниципальных воспитательных учреждений. Что касается негосударственных воспитательных учреждений подобного типа, то данное Типовое положение может выполнять для них функции примерного.
Указанным Типовым положением установлено, что в своей деятельности администрация воспитательного учреждения руководствуется федеральным законодательством и решениями соответствующего органа управления образованием, а также международными актами в области защиты прав ребенка. Каждое воспитательное учреждение имеет свой устав, который утверждается учредителем.
Деятельность любого воспитательного учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
Одной из основных целей опеки и попечительства является образование и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. В воспитательном учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, на это направлен образовательный процесс, организация которого (в том числе начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение итоговой аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196.
Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознакомительных целях, обследовании условий жизни и быта воспитанников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в необходимых случаях актов, направлении запросов о представлении сведений о деятельности учреждения и т.п.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства. Под выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. Законодательством РФ предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждений .
В частности, при выпуске воспитательным учреждением они обеспечиваются одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием . Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования) за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб.
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования), обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.
Вопрос о бытовом устройстве, определении на работу или учебу (исходя из образования и возраста) выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением может быть решен органом местного самоуправления и комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника с учетом конкретных жизненных обстоятельств. Дети, находящиеся в воспитательных интернатах и учебных учреждениях, не остаются без внимания органов опеки и попечительства.
Полное государственное попечение в детском учреждении (доме ребенка; детском доме смешанного типа для детей раннего (с полутора до трех лет), дошкольного и школьного возраста; школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторном детском доме для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальном (коррекционном) детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; доме инвалидов и др.) в определенной степени возмещает ребенку семью.
Опекуны (попечители) таким детям не назначаются. Согласно ГК РФ их опекунами и попечителями являются соответствующие учреждения. Семейный кодекс возлагает обязанности опекунов (попечителей) в таких случаях на администрацию учреждения, воспитанником которого является ребенок, т.е. на главного врача, директора и т.п. Поэтому руководитель любого из названных учреждений выполняет не только свои функциональные обязанности, но и обязанности опекуна (попечителя) своего воспитанника. При этом не имеет значения, есть ли у ребенка родители или родственники. Сам по себе факт передачи несовершеннолетнего на полное государственное попечение означает, что всю заботу о воспитаннике, защиту его прав и интересов берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. Свои отношения с родителями ребенка, его родственниками руководитель учреждения строит в соответствии с правилами педагогического свойства. Защита имущественных, жилищных прав воспитанника осуществляется ими по правилам, предусмотренным ГК РФ.
При передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства обязаны оказывать ему всяческую помощь как в воспитании, так и в организации его лечения, отдыха, в решении разного рода проблем, возникающих в опекунской семье. Решаются эти проблемы по-разному, в том числе путем устройства подопечного для оздоровления, обучения в одно из интернатных учреждений на время.
При временном устройстве подопечного в одно из детских интернатных учреждений медицинского, педагогического и др. профиля права и обязанности опекуна (попечителя) сохраняются. Он по-прежнему защищает права и интересы подопечного, принимает участие в его воспитании, а в выходные, каникулярные дни делает это лично. Если почему-либо всякий личный контакт между подопечным и его опекуном (попечителем) прекратился без уважительных к тому причин, органам опеки и попечительства по ходатайству администрации детского учреждения следует прекратить опеку (попечительство) и принять меры к дальнейшему устройству ребенка.
Кодекс, возлагая на органы опеки и попечительства функции по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству, предусматривает осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания, образования, предусматривает, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Тем самым создается дополнительная и очень важная предпосылка для защиты прав, интересов детей, оставшихся без семьи.
Выпускники детских учреждений, как никто другой, нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. В противном случае могут сойти на нет все многолетние усилия, направленные на их развитие и воспитание. К выпускникам этих учреждений следует отнести тех, кто завершил курс обучения, оздоровления, социальной реабилитации и получил удостоверяющий этот факт документ. До этого момента содержащиеся в интернатном учреждении дети пользуются правами, установленными в Семейном кодексе РФ. После выхода из интернатного учреждения выпускник любого возраста становится обладателем целого ряда прав. В их числе права, призванные обеспечить: социальную адаптацию, возможность повышения профессионального уровня образования; источник существования; трудоустройство; жилье.
Выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда.
Информация о работе Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой