Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Из данной цели вытекаю следующие задачи:
-рассмотрение таких понятий как институт опеки, попечительства и патронажа;
- раскрыть права и обязанности опекунов и граждан, находящиеся под опекой;
- организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Попечительство, патронаж, опека……………………………….……..8
§1.1. История формирования института опеки…………………………….….8
§1.2. Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение….…..12
§1.3. Установление опеки, попечительства и патронажа…………………....20
§1.4. Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….26
Глава II. Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой……………………………………………………………………………31
§2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя……………………….…….31
§2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………….………………….42
Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами………………………………………………………………...……..64
§3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства………………………….…...…….64
§3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………..…...71
Заключение……………………………………………………………….………80
Список использованной литературы…………………………………..……….85

Файлы: 1 файл

диплом сама делала.docx

— 138.42 Кб (Скачать файл)

- в случае необходимости  оказывают содействие в подборе  лиц, способных к выполнению обязанностей  попечителя, готовят материалы, необходимые  для назначения попечителя, а  также об освобождении или  отстранении попечителя от выполнения  возложенных на него обязанностей;

- ведут учет лиц, в отношении  которых установлено попечительство;

- в установленном законом  порядке осуществляют защиту  прав и интересов подопечных  в случае использования попечителем  попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления  подопечного без ухода и необходимой помощи;

-осуществляют устройство  совершеннолетних дееспособных  лиц, нуждающихся по состоянию  здоровья в попечительстве в  форме патронажа, в учреждения  системы социальной защиты;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан  по вопросам попечительства в  форме патронажа и принимают  по ним меры.39

Нуждающимся в государственной защите признается  ребенок, которому не обеспечен, или обеспечен в недостаточной степени, (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления.

К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:

- родители которых неизвестны;

-утратившие вследствие  смерти обоих или единственного  родителя; 
отобранные у родителей;

- родители которых ограничены в родительских правах;

- родители которых лишены родительских прав;

- не имеющие связи с  родителями, либо утерявшие их (беспризорные дети);

- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;

- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными), или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

- находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;

- с ограниченными возможностями (инвалиды);

- из семьи беженцев или временных переселенцев;

- а также, другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя или ребенка органом опеки и попечительства установлены основания. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком, либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции глава органа местного самоуправления вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).40

Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству над детьми определяется настоящим законом, уставом соответствующего муниципального образования.

Контроль уполномоченных служб (организаций) за состоянием развития дееспособного ребенка, нуждающегося в государственной защите - регулярно проводится уполномоченной службой (организацией).

Контроль осуществляется в виде регулярно проводимых уполномоченной муниципальной службой по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства, оценок выполнения плана по защите прав ребенка.

Результаты проверки утверждаются в письменной форме в виде акта комиссией по опеке и попечительству над детьми и являются основанием для пересмотра плана по защите прав ребенка, внесения в него изменений и дополнений.

Сроки проведения проверок выполнения плана - первая проверка проводится в первые четыре недели после утверждения комиссией по опеке и попечительству над детьми плана по защите прав ребенка, вторая проверка осуществляется не трех месяцев после проведения первой проверки. Впоследствии проверки осуществляются не реже, чем 1 раз в полгода. 
В исключительных случаях дата проверки может быть перенесена, если это соответствует интересам ребенка.41

С 2003 г. открыта экспериментальная площадка по патронату и началась работа по внедрению новой модели опеки и попечительства над гражданами.

Основные принципы построения модели:

- семья – единственно  возможное наилучшее место для  нормальной жизни и развития  ребенка;

- кровная семья лучше  для ребенка, чем любая другая, основная работа должна проводиться  по предотвращению отобраний  детей от родителей; 
- уникальность каждого случая предопределяет многообразие ситуаций, следовательно, необходима гибкая форма помощи;

- патронажное воспитание  – новая, более гибкая, чем другие  формы устройства ребенка в  семью и форма работы с проблемной  семьей;

- воспитание брошенного  ребенка – тяжелый социально  – педагогический труд, который  должен быть оплачен – необходима  профессионализация труда воспитателей, берущих детей на воспитание  в семью; 
- партнерство – основной принцип взаимодействия всех сторон;

- профессионализация воспитателей  не означает наличие у них  диплома, она означает способность  к самообучению при наличии  стартовой подготовки и готовность  быть партнером психологам и  педагогам;

- мобильность службы –  первый залог успеха в работе  с проблемной семьей и кандидатами  в патронатные воспитатели.

Основные цели работы:

-  перекрыть поток детей, направляемых в гос. учреждения органами опеки, иметь возможность поместить в семью любого ребенка, которому требуется и возможно устройство в семью, и на любой срок; 
- вернуть детей домой или не допустить изъятие ребенка из кровной семьи путем социальной помощи на дому и на основе сотрудничества с родителями; 
-  реформировать работу органов опеки на основе перепрофилирования детских домов (домов ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком.

Основные ожидаемые последствия от внедрения предлагаемой модели: 
- меньшее количество детей будет отбираться у родителей;

- те дети, которые на  время будут изыматься из семьи, смогут в нее вернуться;

- те дети, которым нельзя  будет вернуться в семью, будут  воспитываться другой семье;

- планирование попечения  над ребенком будет означать  проведение периодической оценки  состояния ребенка и пересмотр  мер его государственной защиты, тем самым ребенок не сможет быть отправлен в детский дом в младенчестве и забыт там до совершеннолетия;

- те сиротские учреждения, которые не будут перепрофилированы  в службы органов опеки, перестанут  получать детей и будут закрыты после выпуска имеющихся в них детей;

- в результате произойдет  большая экономия бюджетных средств  как при подсчете текущих расходов (содержание в семье дешевле  содержания в учреждении за  счет экономии на зданиях и  коммунальных услугах), так при  подсчете отдаленных последствий (высвобождение площадей, занимаемых  детскими сиротскими учреждениями, сокращение потока помещаемых  в тюрьмы молодых людей).42

Результатом работы рабочей группы явилось создание Проекта Законов для Российской Федерации и для субъекта Российской Федерации «О минимальных государственных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми», которые уже приняты как целое в Калининградской области и частично в Москве.

Рабочая группа разработала также пакет рабочих материалов по планированию работы по защите прав ребенка, по оценке ребенка, находящегося на попечении, по работе с гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью, разработан весь пакет документов о реформировании государственных сиротских учреждений в службы по опеке и попечительству, ряд других методических документов.

 

§3.2 Новая модель работы органа опеки и попечительства

В соответствии со статьёй 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству и являются органами опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом вторым ст. 121 СК РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, СК РФ, ГК РФ».

В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке и попечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. Кроме этого, как того требует закон, в уставе муниципального образования должен  быть раздел по организации работы по опеке и попечительству над различными категориями граждан, в т.ч. несовершеннолетними детьми, указано на какое структурное подразделение возлагается эта работа, какие документы подписываются собственно главой органа опеки и попечительства и каким руководителем службы (структурного подразделения) и т.д.43

На практике, многие органы местного самоуправления, по тем или иным причинам не внесшие вопросы организации работы по опеке и попечительству в свои уставы, выносят отдельные постановления по данному вопросу, подробно регламентируя работу по опеке и попечительству над детьми.

В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в должной мере. Вот почему так необходимо реформирование этой работы, создание «новой модели » по организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей.

Действующее законодательство (ст. 121 Семейного кодекса РФ) дает возможность уже сейчас организовать работу по опеке и попечительству над детьми не в традиционном, малоэффективном варианте, а по т.н. «новой модели».

В чем же заключаются основные элементы «новой модели»?

Во-первых, расширяется круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сюда входят также и родительские дети, дети, имеющие законного представителя, но нуждающиеся в государственной защите. Это «дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления » (ст. 1 Закона г. Москвы « Об организации работы по опеке и попечительству »).

Правом определить относится ребенок к категории нуждающегося в государственной защите или нет, наделяется глава органа опеки и попечительства, путем издания соответствующего постановления об этом. 
Оказание своевременной помощи этим детям и семьям может существенно снизить риск, а в ряде случаев предотвратить их попадание в категорию оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, решается основная задача – сохранение ребенка в семье и семьи для ребенка. Поэтому вторым элементом новой модели работы является введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите. К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи. Работа по социальному патронату может осуществляться учреждением, предоставляющим патронатное воспитание (далее – учреждение). Это либо вновь созданное учреждение или перепрофилированное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о котором мы будем говорить далее.

В настоящее время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «Родители не вправе представлять интересы детей своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

Информация о работе Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой