Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Из данной цели вытекаю следующие задачи:
-рассмотрение таких понятий как институт опеки, попечительства и патронажа;
- раскрыть права и обязанности опекунов и граждан, находящиеся под опекой;
- организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Попечительство, патронаж, опека……………………………….……..8
§1.1. История формирования института опеки…………………………….….8
§1.2. Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение….…..12
§1.3. Установление опеки, попечительства и патронажа…………………....20
§1.4. Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….26
Глава II. Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой……………………………………………………………………………31
§2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя……………………….…….31
§2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………….………………….42
Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами………………………………………………………………...……..64
§3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства………………………….…...…….64
§3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………..…...71
Заключение……………………………………………………………….………80
Список использованной литературы…………………………………..……….85
- в случае необходимости
оказывают содействие в
- ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство;
- в установленном законом
порядке осуществляют защиту
прав и интересов подопечных
в случае использования
-осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.39
Нуждающимся в государственной защите признается ребенок, которому не обеспечен, или обеспечен в недостаточной степени, (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления.
К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:
- родители которых неизвестны;
-утратившие вследствие
смерти обоих или
отобранные у родителей;
- родители которых ограничены в родительских правах;
- родители которых лишены родительских прав;
- не имеющие связи с родителями, либо утерявшие их (беспризорные дети);
- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;
- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными), или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
- находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;
- с ограниченными возможностями (инвалиды);
- из семьи беженцев или временных переселенцев;
- а также, другие дети,
признанные в установленном
Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя или ребенка органом опеки и попечительства установлены основания. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком, либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции глава органа местного самоуправления вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).40
Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству над детьми определяется настоящим законом, уставом соответствующего муниципального образования.
Контроль уполномоченных служб (организаций) за состоянием развития дееспособного ребенка, нуждающегося в государственной защите - регулярно проводится уполномоченной службой (организацией).
Контроль осуществляется в виде регулярно проводимых уполномоченной муниципальной службой по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства, оценок выполнения плана по защите прав ребенка.
Результаты проверки утверждаются в письменной форме в виде акта комиссией по опеке и попечительству над детьми и являются основанием для пересмотра плана по защите прав ребенка, внесения в него изменений и дополнений.
Сроки проведения проверок
выполнения плана - первая проверка проводится
в первые четыре недели после утверждения
комиссией по опеке и попечительству над
детьми плана по защите прав ребенка, вторая
проверка осуществляется не трех месяцев
после проведения первой проверки. Впоследствии
проверки осуществляются не реже, чем
1 раз в полгода.
В исключительных случаях дата проверки
может быть перенесена, если это соответствует
интересам ребенка.41
С 2003 г. открыта экспериментальная площадка по патронату и началась работа по внедрению новой модели опеки и попечительства над гражданами.
Основные принципы построения модели:
- семья – единственно возможное наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка;
- кровная семья лучше
для ребенка, чем любая другая,
основная работа должна
- уникальность каждого случая предопределяет
многообразие ситуаций, следовательно,
необходима гибкая форма помощи;
- патронажное воспитание
– новая, более гибкая, чем другие
формы устройства ребенка в
семью и форма работы с
- воспитание брошенного
ребенка – тяжелый социально
– педагогический труд, который
должен быть оплачен –
- партнерство – основной принцип взаимодействия
всех сторон;
- профессионализация
- мобильность службы –
первый залог успеха в работе
с проблемной семьей и
Основные цели работы:
- перекрыть поток детей, направляемых
в гос. учреждения органами опеки, иметь
возможность поместить в семью любого
ребенка, которому требуется и возможно
устройство в семью, и на любой срок;
- вернуть детей домой или не допустить
изъятие ребенка из кровной семьи путем
социальной помощи на дому и на основе
сотрудничества с родителями;
- реформировать работу органов опеки
на основе перепрофилирования детских
домов (домов ребенка) в уполномоченные
службы органов опеки и ввести в действие
планирование попечения над ребенком.
Основные ожидаемые последствия
от внедрения предлагаемой модели:
- меньшее количество детей будет отбираться
у родителей;
- те дети, которые на
время будут изыматься из
- те дети, которым нельзя будет вернуться в семью, будут воспитываться другой семье;
- планирование попечения
над ребенком будет означать
проведение периодической
- те сиротские учреждения,
которые не будут
- в результате произойдет
большая экономия бюджетных
Результатом работы рабочей группы явилось создание Проекта Законов для Российской Федерации и для субъекта Российской Федерации «О минимальных государственных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми», которые уже приняты как целое в Калининградской области и частично в Москве.
Рабочая группа разработала также пакет рабочих материалов по планированию работы по защите прав ребенка, по оценке ребенка, находящегося на попечении, по работе с гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью, разработан весь пакет документов о реформировании государственных сиротских учреждений в службы по опеке и попечительству, ряд других методических документов.
§3.2 Новая модель работы органа опеки и попечительства
В соответствии со статьёй 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству и являются органами опеки и попечительства.
В соответствии с пунктом вторым ст. 121 СК РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, СК РФ, ГК РФ».
В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке и попечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. Кроме этого, как того требует закон, в уставе муниципального образования должен быть раздел по организации работы по опеке и попечительству над различными категориями граждан, в т.ч. несовершеннолетними детьми, указано на какое структурное подразделение возлагается эта работа, какие документы подписываются собственно главой органа опеки и попечительства и каким руководителем службы (структурного подразделения) и т.д.43
На практике, многие органы местного самоуправления, по тем или иным причинам не внесшие вопросы организации работы по опеке и попечительству в свои уставы, выносят отдельные постановления по данному вопросу, подробно регламентируя работу по опеке и попечительству над детьми.
В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в должной мере. Вот почему так необходимо реформирование этой работы, создание «новой модели » по организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей.
Действующее законодательство (ст. 121 Семейного кодекса РФ) дает возможность уже сейчас организовать работу по опеке и попечительству над детьми не в традиционном, малоэффективном варианте, а по т.н. «новой модели».
В чем же заключаются основные элементы «новой модели»?
Во-первых, расширяется круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сюда входят также и родительские дети, дети, имеющие законного представителя, но нуждающиеся в государственной защите. Это «дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления » (ст. 1 Закона г. Москвы « Об организации работы по опеке и попечительству »).
Правом определить относится
ребенок к категории нуждающегося в государственной
защите или нет, наделяется глава органа
опеки и попечительства, путем издания
соответствующего постановления об этом.
Оказание своевременной помощи этим детям
и семьям может существенно снизить риск,
а в ряде случаев предотвратить их попадание
в категорию оставшихся без попечения
родителей.
Таким образом, решается основная задача – сохранение ребенка в семье и семьи для ребенка. Поэтому вторым элементом новой модели работы является введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите. К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи. Работа по социальному патронату может осуществляться учреждением, предоставляющим патронатное воспитание (далее – учреждение). Это либо вновь созданное учреждение или перепрофилированное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о котором мы будем говорить далее.
В настоящее время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «Родители не вправе представлять интересы детей своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».
Информация о работе Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой