Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Из данной цели вытекаю следующие задачи:
-рассмотрение таких понятий как институт опеки, попечительства и патронажа;
- раскрыть права и обязанности опекунов и граждан, находящиеся под опекой;
- организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Попечительство, патронаж, опека……………………………….……..8
§1.1. История формирования института опеки…………………………….….8
§1.2. Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение….…..12
§1.3. Установление опеки, попечительства и патронажа…………………....20
§1.4. Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….26
Глава II. Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой……………………………………………………………………………31
§2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя……………………….…….31
§2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………….………………….42
Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами………………………………………………………………...……..64
§3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства………………………….…...…….64
§3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………..…...71
Заключение……………………………………………………………….………80
Список использованной литературы…………………………………..……….85

Файлы: 1 файл

диплом сама делала.docx

— 138.42 Кб (Скачать файл)

Кроме того, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности зачисляются на полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения.

Источником существования выпускника детского учреждения интернатного типа, не достигшего 18 лет, будет пенсия по случаю потери кормильца. Если выпускник учится, то он сохраняет право на получение этой пенсии до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет. Поскольку причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия, выплачиваемая на детей, потерявших кормильцев, перечисляется на личный счет несовершеннолетнего в Сберегательном банке, по выходе из детского учреждения накапливается сумма, которая также составляет источник его существования. То же самое можно сказать о причитающихся воспитаннику алиментах. Эти учреждения вправе помещать получаемые на воспитанника алименты в банк. При выпуске сумма полученных на воспитанника алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ .

Несомненно, помочь выпускнику, не имеющему ни материальной, ни моральной поддержки, призвано правило, согласно которому выпускники учреждения, обучающиеся в учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждение в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению администрации учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание. Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или начала дальнейшего обучения. Причем никаких возрастных ограничений на этот счет указанное типовое положение не делает.

Трудоустройство выпускников детских учреждений интернатного типа обеспечивается обязанностью брать на работу выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Без наличия жилья невозможно нормальное существование выпускника интернатного учреждения. Оно предоставляется ему либо в соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РФ либо согласно п. 3 ст. 60 . Но, чтобы использовать действующие правила, необходимо, во-первых, при оформлении поступления ребенка в детское учреждение интернатного типа не оставить без внимания документы, относящиеся к праву несовершеннолетнего на жилье (его часть).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при выпуске выдают не только свидетельство о рождении (паспорт), документ об образовании, но и документы, подтверждающие право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионную книжку, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги, если таковые имелись, и др.

Права выпускников детских учреждений защищаются органами опеки и попечительства, поскольку попечительство над воспитанником со стороны администрации учреждения прекращается при его выпуске из этого учреждения. Если выпускник не достиг совершеннолетия и ему назначен попечитель в установленном законом порядке, защиту прав и интересов ребенка осуществляет этот попечитель.

Органы опеки и попечительства оказывают ему необходимую помощь. Когда выпускнику исполнилось 18 лет, органы опеки и попечительства делают все необходимое, чтобы помочь ему защищать свои права и интересы. Вся работа по охране прав выпускника-подростка может быть поручена органами опеки и попечительства администрации детского учреждения в лице его руководителя. В любом случае подобного рода поручение должно быть адресным.

Органы опеки и попечительства осуществляют не только контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей - воспитанников детских учреждений, но и проверяют, как защищаются права их выпускников, следят за тем, чтобы в личном деле воспитанника были все документы, позволяющие защитить его интересы после выпуска.

Дети, находящиеся в разного рода детских учреждениях, в своих правах максимально приближаются к детям, находящимся в семье. Кодекс особо рассматривает права детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Это несовершеннолетние, которых почему-либо не удалось устроить в приемную семью, а потому они попали на полное государственное попечение. Надо полагать, что положения ст. 149 Семейного кодекса не распространяются на детей, временно находящихся в перечисленных учреждениях, когда есть родители или заменяющие их лица, которые осуществляют все права и обязанности родителей. Любой воспитанник детского интернатного учреждения имеет все те права, обладателем которых является каждый несовершеннолетний. Эти права осуществляются, во-первых, путем передачи его на опеку (попечительство), усыновление, в приемную семью; во-вторых, посредством комплектования детских учреждений для осиротевших детей, организационно приближенных к семейным условиям воспитания .

Специальные права воспитанников - детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно предусматривает право детей на:

бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

-защиту своих прав  и интересов;

-уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

-удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

-защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

-развитие своих творческих способностей и интересов;

-получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

Несовершеннолетний, направляемый в одно из указанных учреждений, представляет в числе прочих документов пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим).

Причитающиеся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца и социальные пенсии, установленные для детей, потерявших кормильцев, подлежат перечислению на наличный счет ребенка: в размере 50% - на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери; 25% - на детей, утративших одного из родителей. В таком же размере выплачиваются и социальные пенсии. Порядок использования алиментов определен ст. 84 Семейного кодекса.

Все документы должны быть представлены своевременно, до устройства ребенка в дом ребенка, дом-интернат и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При необходимости отдел социальной защиты населения запрашивает все недостающие документы для назначения пенсии и пособия. Если же они не были назначены или когда смерть родителей (одного из них) произошла в период пребывания ребенка в детском учреждении, администрация этого учреждения представляет в отдел социальной защиты населения заявление о назначении пенсии, пособия воспитаннику и имеющиеся в ее распоряжении соответствующие документы. При необходимости запрашиваются все недостающие документы для назначения пособия, пенсии. В случае отсутствия документов, подтверждающих трудовой стаж родителей, ребенку назначается и выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей.

То же самое можно сказать об алиментах. Если они почему-либо не взысканы, администрации детского учреждения предстоит это сделать. Все вещи, которые воспитанник учреждения приобретает на свои собственные средства, являются его собственностью, о чем следует сделать пометку в личном деле несовершеннолетнего. На детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в одном из перечисленных учреждений, распространяются правила относительно права собственности на жилое помещение, пользование жилым помещением, на получение жилого помещения. Права, связанные с трудоустройством воспитанника детского учреждения, возникают при его выпуске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами

§3.1 Организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования города Сызрани и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу организации и деятельности органов опеки и попечительства.

Правовую основу деятельности органа Отдел по вопросам семьи, материнства и детства по осуществлению опеки и попечительства над детьми составляют Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.37

Глава органа местного самоуправления как руководитель органа опеки и попечительства издает постановления по следующим вопросам:

- о признании ребенка  нуждающимся в государственной защите (в соответствии со статьей 6 настоящего закона);

- о делегировании полномочий  по опеке, попечительству уполномоченной службе (организации);

- о передаче ребенка  на полное государственное обеспечение;

-об утверждении плана по защите прав ребенка;

- о направлении его  в учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей;

- об опеке, попечительстве;

- о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;

- о разрешении вступить  в брак до достижения брачного возраста;

- о признании несовершеннолетнего эмансипированным.

Заключает договоры:

- о передаче ребенка  на воспитание в приемную семью;

- о доверительном управлении  имуществом.

В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций глава муниципального образования города вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации ).

Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется Уставом муниципального образования города Сызрани.38

К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения, организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, а также муниципальные служащие, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите. Координация работы и контроль за исполнением функций по охране прав и состоянию развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, по благосостоянию и охране прав подопечных, по своевременному рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан возлагаются на главу муниципального образования города.

Организация работы органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа.

К компетенции главы муниципального образования по осуществлению функции попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится издание распоряжений по следующим вопросам:

- об установлении попечительства  в форме патронажа;

- о разрешении регистрации  попечителя на площадь подопечного  на время исполнения им попечительских обязанностей;

- об освобождении или  отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей;

- о прекращении попечительства  в форме патронажа.

В соответствии с вышеизложенными на них задачами органы опеки и попечительства:

- устанавливают попечительство  в форме патронажа в соответствии  со статьей 41 Гражданского кодекса  Российской Федерации и назначают  попечителей над совершеннолетними дееспособными лицами;

- освобождают и отстраняют  попечителей от выполнения возложенных  на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- выносят решения о  прекращении попечительства в форме патронажа;

- принимают меры по  защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой  площади в интересах подопечного;

- возбуждают в судах  дела, связанные с защитой прав  и охраняемых законом интересов подопечных;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан  по вопросам попечительства в  форме патронажа и принимают  по ним меры.

Управления социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации):

- оказывают до установления  попечительства в форме патронажа  необходимую помощь совершеннолетним  дееспособным лицам, которые по  состоянию здоровья не могут  самостоятельно осуществлять свои  права и выполнять свои обязанности;

Информация о работе Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой