Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Из данной цели вытекаю следующие задачи:
-рассмотрение таких понятий как институт опеки, попечительства и патронажа;
- раскрыть права и обязанности опекунов и граждан, находящиеся под опекой;
- организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Попечительство, патронаж, опека……………………………….……..8
§1.1. История формирования института опеки…………………………….….8
§1.2. Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение….…..12
§1.3. Установление опеки, попечительства и патронажа…………………....20
§1.4. Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….26
Глава II. Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой……………………………………………………………………………31
§2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя……………………….…….31
§2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………….………………….42
Глава III. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами………………………………………………………………...……..64
§3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства………………………….…...…….64
§3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………..…...71
Заключение……………………………………………………………….………80
Список использованной литературы…………………………………..……….85
Права детей, находящихся под опекой (попечительством), как и любых несовершеннолетних детей, подразделяются на личные и имущественные. К личным правам относятся:
- право на воспитание в семье опекуна (попечителя);
- право на заботу со стороны опекуна (попечителя);
- право на совместное проживание с опекуном (попечителем). При достижении подопечным 16 лет органы опеки и попечительства могут разрешить раздельное проживание, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;
- право на обеспечение условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения человеческого достоинства. При этом опекун (попечитель) не обязан содержать подопечного за счет своих средств, он лишь обеспечивает условия содержания за счет средств, причитающихся подопечному;
- право на общение с
родителями и другими
- право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- право на защиту от
злоупотреблений со стороны
К имущественным правам детей, находящихся под опекой (попечительством), относятся:
- право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права
- право на получение вне очереди жилого помещения по окончании пребывания у опекунов (попечителей), если ранее у подопечного не было жилого помещения на праве собственности или в пользовании;
- право собственности на доходы, полученные подопечным; на имущество, полученное в дар, по наследству; на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
- право распоряжения имуществом, находящимся в собственности ребенка в соответствии со ст. 26 и 28 ГК РФ.
§ 2.3. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей. Существующие в нашей стране формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные, государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Последние иногда называют альтернативными формами устройства детей. Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
- усыновление (удочерение);
- опека (попечительство);
- передача в приемную семью
- устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения). В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей.31
Количество детей, оставшихся без попечения родителей в стране – один из показателей ее благополучия и стабильности. За последние 10 лет снизилось количество государственных учреждений опеки и попечительства, но увеличилось число воспитывающихся в них детей. По соотношению таких домов и детей в них, можно говорить о разукрупнении этих учреждений. В России есть и такие детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей . Такую систему организации жизни детей нельзя считать приближенной к семье. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.
Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, в каждом субъекте Российской Федерации действуют специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков. Детские приемники-распределители в настоящее время переполнены.
Государственная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей включает в себя устройство детей в следующие типы государственных учреждений:
Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителям, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детей с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей.32
Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
Следующая форма государственного устройства - детский дом, являющийся государственным образовательно-воспитательным учреждением, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании.
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках и секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе. Еще одна форма устройства детей-сирот – это круглосуточные школы-интернаты.33
В них принимаются: дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено. К детским домам можно отнести собственно детский дом, детский дом семейного типа. Отчасти функции детского дома как постоянного места, где ребенок живет и воспитывается, выполняют круглосуточные школы-интернаты.
Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.
Различают несколько типов интернатов:
- интернаты с
- вспомогательные интернаты
для детей с легкой степенью
олигофрении и задержкой
- интернаты для детей
с глубокой умственной
Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.
Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений .
Приют социальный для детей и подростков - приют для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Целью социального приюта является социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-социальную помощь, их дальнейшее жизнеобеспечение. Время нахождения в приюте 2-6 месяцев.
Согласно статистическим данным за 2009 год, в России - около 750 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примерно 80% из них - это социальные сироты. С каждым годом эта проблема приобретает все большую остроту и актуальность. Число беспризорников в стране не уменьшается, а напротив - непрерывно растет.34
За последние сто лет наша страна переживает уже третью волну сиротства. Но если в первых двух случаях резкое увеличение безнадзорных и беспризорных детей было вызвано гибелью родителей во время революции и двух мировых войн, то в настоящее время ситуация в России породила новую форму сиротства. Оно названо «социальным», поскольку у большинства детей родители живы, но лишены родительских прав. В Нижневартовске работает социальный приют «Арго».
Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями. Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот.
В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).35
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
К образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся следующие учреждения: детский дом (для детей раннего (с полутора до трех лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом - школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.36
Информация о работе Права и обязанности опекунов и граждан, находящихся под опекой