Права и обязанности родителей по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 06:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение особенностей прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, правовых аспектов их реализации.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить особенности установления происхождения детей;
2. Изучить особенности установления материнства и отцовства;
3. Выявить особенности регистрации рождения ребёнка по законодательству РФ;
4. Проанализировать общую характеристику родительских прав и обязанностей;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1 Основания возникновения прав и обязанностей родителей…………..6
1.1 Установление происхождения детей………………………………….6
1.2 Установление материнства и отцовства………………………………9
1.3 Регистрация рождения ребёнка………………………………………25
2 Права и обязанности родителей по законодательству РФ…...............30
2.1Общая характеристика родительских прав……...…………………...30
2.2 Споры между родителями, связанные с воспитанием детей….…...59
Заключение…………………………………………...…………………...70
Список использованных источников……………………………………73

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по юриспруденции - Права и обязанности родителей по законодательству РФ.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Родительское воспитание не должно причинять вред физическому или психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию. В противном случае согласно абзацу 2 п. 1 ст. 66 СК РФ другой родитель вправе воспрепятствовать общению родителя с ребёнком; в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 68 СК РФ суд вправе отказать в иске родителям о передаче им ребёнка и согласно п. 2 ст. 68 СК РФ передать ребёнка на попечение органам опеки и попечительства; согласно п. 1 ст. 73 СК РФ родители могут быть ограничены в родительских правах, и как крайняя мера – лишены родительских прав в случае злоупотребления родительскими правами и при жестоком обращении с ребёнком (ст. 69 СК). Кроме того, в качестве оперативной меры органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 77 СК РФ.

Передача ребёнка на воспитание другим родственникам, в образовательное, воспитательное учреждение не освобождает родителей от ответственности. Эта ответственность может иметь как гражданско-правовой, так и административный и уголовный характер. В частности, согласно п. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причинённый несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине [10, с. 23].

Право на образование ребёнка неразрывно связано с правом на воспитание и предусмотрено п. 2 ст. 63 СК РФ, а также международными договорами.

Статьёй 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) признаётся право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Согласно п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией № 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 28 Конвенции ООН «О правах ребёнка» предусматривает, что государства-участники признают право ребёнка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности [30, с. 35]:

1) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

2) поощряют развитие различных  форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

3) обеспечивают доступность высшего  образования для всех на основе  способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

4) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

5) принимают меры по содействию  регулярному посещению школ и  снижению числа учащихся, покинувших  школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте [31, с. 18].

Ранее в п. 2 этой же статьи предусматривались государственные гарантии финансовой и материальной поддержки в воспитании детей раннего детского возраста, в обеспечении доступности образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоёв населения. В настоящее время государство отказалось от этой функции.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными для ребёнка, что должны обеспечить родители [29, с. 17].

Другим не менее важным правом и обязанностью родителей является право представлять интересы ребёнка в соответствии со ст. 64 СК РФ.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (без доверенности, а лишь на основании свидетельства о рождении ребёнка).

Родители выступают в гражданских, административных и других правоотношениях в качестве представителей своих детей и выражают их интересы. Так, в соответствии с п. 5 ст. 286 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим.

Право на защиту ребёнка предусмотрено как п. 1 ст. 64 СК РФ, так и ГК РФ, а также другими нормативными правовыми актами.

Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребёнка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений. Родители обязаны защищать не только те права детей, которые предусмотрены семейным законодательством, в частности гл. 11 СК РФ, но и гражданские, административные и другие права [27, с. 35].

Статья 1167 ГК РФ определяет особенности защиты наследственных прав несовершеннолетних. При наличии среди наследников несовершеннолетних раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. В целях охраны законных интересов указанных наследников о составлении соглашения о разделе наследства (ст. 1165 ГК) и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства должен быть уведомлён орган опеки и попечительства.

Институт защиты прав несовершеннолетних включает в себя не только материальные, но и процессуальные нормы. Так, ст. 37 ГПК РФ определяет, что права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности (ч. 3 ст. 37 ГПК) [28, с. 52].

В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних. Например, ребёнок, достигший 16 лет, может обратиться в суд с заявлением об эмансипации; несовершеннолетняя мать, достигшая 14 лет, вправе подать исковое заявление об установлении отцовства. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК) [16, с. 34].

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и интересами детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Это может быть как родственник ребёнка, так и работник органа опеки и попечительства [17, с. 25].

Право требовать возврата ребёнка от любого лица, удерживающего его не на законном основании, предусмотрено абзацем 1 п. 1 ст. 68 СК РФ, которая носит название «Защита родительских прав». Родительские права также требуют необходимой защиты в случае их нарушения. Это может иметь место тогда, когда ребёнка удерживают другие лица, в том числе родственники, вопреки мнению родителей, а иногда и ребёнка при отсутствии законного основания. Споры по данному вопросу подлежат разрешению в судебном порядке. Однако суд вправе с учётом мнения ребёнка отказать родителю в иске, если придёт к выводу, что передача ребёнка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего (абзац 2 п. 1 ст. 68 СК), например, если для здоровья, развития ребёнка ему опасно оставаться с родителями. При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребёнка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребёнком, привязанность ребёнка к лицам, у которых он находится, и другие обстоятельства. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребёнок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передаёт несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребёнка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п. 2 ст. 68 СК).

При рассмотрении исков родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на основании закона или решения суда (опекунов, попечителей, приёмных родителей, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений), необходимо выяснять, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребёнка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям.

Право на защиту родительских прав включает защиту права на воспитание, образование ребёнка, общение, получение информации о ребёнке и др. В то же время реализация большинства из родительских прав невозможна при отсутствии ребёнка. Право требовать возврата ребёнка лежит в основе реализации других прав [23, с. 46].

Родительские права должны осуществляться обоими родителями и не должны противоречить интересам детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Так, органы опеки и попечительства рассматривают вопросы [22, с. 20]:

- о фамилии, имени ребёнка, если между родителями имеются разногласия (п. 4 ст. 58 СК);

- о назначении представителя для защиты прав и интересов ребёнка в случае разногласий между родителями и детьми (п. 2 ст. 64 СК);

- о назначении опекуна или попечителя.

Суд рассматривает споры, предусмотренные семейным и иным законодательством, в соответствии с ГПК РФ, в частности:

- о месте жительства ребёнка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК);

- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка (п. 2 ст. 66 СК);

- об устранении препятствий к общению с ребёнком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК);

- о возврате родителям ребёнка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК);

- о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребёнка без законных на то оснований (п. 2 ст. 150 СК);

- о возврате приёмному родителю  ребёнка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК);

- о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК);

- о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК);

- об ограничении родительских  прав (п. 1 ст. 73 СК);

- об отмене ограничения родительских  прав (п. 1 ст. 76 СК);

- об установлении усыновления (п. 1 ст. 125 СК);

- об отмене усыновления (п. 1 ст. 140 СК);

- о возможности выезда ребёнка из Российской Федерации в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своём несогласии на выезд (ст. 21 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Все споры по поводу воспитания и осуществления других прав в отношении детей разрешаются судом с участием органа опеки и попечительства. Одним из самых сложных вопросов является вопрос определения места жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей. Например, при расторжении брака каждый из родителей желает, чтобы ребёнок проживал с ним.

При этом суд должен всё-таки определить, с кем из родителей будет проживать ребёнок. Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров [39, с. 41]:

1. Самый главный критерий –  это интересы ребёнка, а также  учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК).

2. Возраст ребёнка. Как правило, детей в возрасте до трёх  лет оставляют с матерью.

3. Привязанность ребёнка к каждому  из родителей, братьям, сёстрам, другим членам семьи.

4. Нравственные и иные личные качества родителей.

5. Отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком.

6. Возможность создания ребёнку  условий для воспитания и развития (с учётом рода деятельности  и режима работы родителей, их  материального и семейного положения).

7. Другие обстоятельства, характеризующие  обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Названные положения ч. 3 ст. 65 СК РФ были предметом жалобы, поданной в Конституционный Суд РФ. В качестве обоснования жалобы указывалось на то, что названная норма предоставляет суду право выносить решение об определении места жительства ребёнка, как правило, в пользу матери, и п. 2 ст. 66 СК РФ, закрепляющий разрешение судом спора между родителями о порядке осуществления родительских прав и тем самым приводящий к затягиванию сроков рассмотрения дела, нарушает его право на заботу о детях и их воспитание, закреплённое ст. 38 (ч. 2) Конституции РФ.

Информация о работе Права и обязанности родителей по законодательству РФ