Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 06:50, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение особенностей прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, правовых аспектов их реализации.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить особенности установления происхождения детей;
2. Изучить особенности установления материнства и отцовства;
3. Выявить особенности регистрации рождения ребёнка по законодательству РФ;
4. Проанализировать общую характеристику родительских прав и обязанностей;
Введение………………………………………………………………….....3
1 Основания возникновения прав и обязанностей родителей…………..6
1.1 Установление происхождения детей………………………………….6
1.2 Установление материнства и отцовства………………………………9
1.3 Регистрация рождения ребёнка………………………………………25
2 Права и обязанности родителей по законодательству РФ…...............30
2.1Общая характеристика родительских прав……...…………………...30
2.2 Споры между родителями, связанные с воспитанием детей….…...59
Заключение…………………………………………...…………………...70
Список использованных источников……………………………………73
- права и обязанности родителей не прекращаются, а лишь ограничиваются, и, как правило, ограничение носит временный характер;
- родителям могут быть
- не прекращаются алиментные обязательства, наследственные правоотношения;
- мнение родителей учитывается
при изменении фамилии ребенка.
В случае если оба родителя
ограничены в родительских
В течение трех дней с момента вступления решения в законную силу суд направляет выписку из решения суда об ограничении в родительских правах в орган записи актов гражданского состояния [37, с. 42].
В последующем ограничение родительских прав может быть отменено судом в порядке ст. 76 СК РФ. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене соответствующих ограничений. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам. Согласие ребенка, достигшего 10 лет, на отмену ограничения родительских прав не требуется.
Оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего, не связанной с лишением или ограничением родительских прав, является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Данная мера имеет следующие особенности [42, с. 129]:
1) основанием является
2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;
3) данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
4) решение об отобрании ребенка
носит административный характе
5) осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства;
6) о применении данной меры
должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если
прокурор не согласен с данной мерой, он
вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от
17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»
7) в течение семи дней после вынесения административного
акта орган опеки и
8) как и любые действия административных органов,
действия органов опеки и попечительства
могут быть обжалованы
2.2 Споры между родителями, связанные с воспитанием детей
При осуществлении родителями родительских прав и обязанностей между ними могут возникнуть споры различного характера по поводу воспитания детей. Это связано с тем, что возможны не одинаковые, в том числе и противоположные, подходы отца и матери к решению тех или иных вопросов образования и воспитания детей, большинство из которых разрешается, как правило, по взаимному согласию родителей. Безусловно, далеко не все споры между родителями в отношении детей имеют серьезное значение и влекут соответствующие правовые последствия для всех членов семьи, а потому могут быть улажены без вынесения их на рассмотрение суда или привлечения органа опеки и попечительства и компетентных государственных органов. Поэтому к объектам семейно-правового регулирования относятся не все без исключения споры между родителями о воспитании детей, а только представляющие наибольшую значимость, как для родителей, так и для детей, и которые не могут быть разрешены без применения предусмотренной СК судебной или иной процедуры. Так, если родители не могут достичь согласия по вопросам воспитания (например, о способах и методах воспитания) или образования ребенка, то они вправе обратиться за помощью в орган опеки и Попечительства. Орган опеки и попечительства дает родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий с учетом интересов ребенка. Эти рекомендации относятся к области педагогики и не подлежат принудительной реализации. Однако если между родителями возникает спор о праве на воспитание ребенка и они не в состоянии достичь соглашения, то такой спор разрешается в судебном порядке. К подобным спорам закон относит прежде всего споры об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК) и об осуществлении родительских прав родителем проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК) [40, с. 136].
Как определено п. 3 ст. 65 СК, при отсутствии соглашения родителей о месте жительства детей при раздельном проживании родителей спор между родителями может быть разрешен судом по требованию любого из них. Причем спор о месте жительства детей суд может рассматривать в период брака родителей, в бракоразводном процессе, после расторжения брака родителей. При разрешении спора между родителями о месте жительства несовершеннолетних детей суд должен исходить, во-первых, из равенства родительских прав и обязанностей отца и матери и, во-вторых, из интересов и мнения несовершеннолетних детей (при обязательном учете мнения ребенка, достигшего десяти лет). В качестве обстоятельств, которые суду необходимо принять во внимание при разрешении данного спора, п. 3 ст. 65 СК называет: а) привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; б) возраст ребенка; б) нравственные и иные личные качества родителей; в) отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; г) возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей, состояние здоровья родителей и другое). При этом само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться определяющим условием для передачи ему несовершеннолетних детей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т. п. Кроме того, в таких ситуациях рекомендуется выявлять психологическую предпочтительность одного из родителей для ребенка с учетом сходства (или различия) их темперамента, имеется ли у каждого из родителей другая семья, причины распада брака родителей ребенка и т. п. В необходимых случаях к участию в рассмотрении дела судом в установленном законом порядке может быть привлечен эксперт-психолог (ст. 74-78 ГПК). В целях выявления мнения (желания) ребенка проживать с отцом или матерью он может быть опрошен судом, с учетом его возраста и развития. Суд вправе отступить от мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, если оно противоречит его интересам (ст. 57 СК) [33, с. 119].
К участию в таких делах судом обязательно привлекается орган опеки и попечительства, заключение которого по существу спора между родителями и акт обследования условий их жизни имеют решающее значение для вынесения судом решения о месте проживания детей (ст. 78 СК). Вместе с тем следует иметь в виду, что суд должен оценивать такие заключения в совокупности с другими доказательствами. В случае несогласия суда с заключением органа опеки и попечительства в судебном решении должны быть приведены конкретные мотивы, которыми при этом руководствовался суд.
Судебная практика свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения споров о месте жительства детей они в большинстве случаев (по некоторым сведениям - до 90%) передаются на воспитание матери и проживают с ней. Причем подобные решения основаны не на приоритете права матери на воспитание детей, а на убеждении суда, что в том или ином конкретном случае (особенно если ребенок малолетний) мать сможет лучше, чем отец, выполнять обязанности по воспитанию ребенка. Нередки случаи, когда эти решения должным образом не мотивированы и принимаются в пользу матери независимо от подлежащих учету обстоятельств, что представляется в современных условиях ошибочным как с учетом требований закона, так и с точки зрения здравого смысла [20, с. 58].
Определяющим здесь должно являться только соблюдение интересов ребенка с учетом возможности создания родителями наиболее благоприятных условий для его воспитания и образования. Не исключено, что они будут более оптимальными для ребенка не у матери, а у отца. В этой связи немотивированное решение о передаче ребенка матери исходя только из сложившейся традиции и судебной практики может быть оспорено.
Спор между родителями о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим от ребенка родителем разрешается судом по их требованию (требованию одного из них), если родители не могут прийти к соглашению (п. 2 ст. 66 СК). К участию в деле привлекается орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). Суд при рассмотрении таких дел может принимать во внимание различные обстоятельства с учетом соблюдения принципа равенства родительских прав обоих родителей и интересов ребенка.
Так, суд должен учесть конкретные условия, в которых воспитываются дети, их возраст, особенности развития, характер взаимоотношений родителей, отношение к ним детей, условия жизни отдельно проживающего родителя, возможность положительного или отрицательного влияния его на детей, а также и другие конкретные обстоятельства, выявившиеся при рассмотрении дела. Судом при необходимости может быть назначена судебно-психологическая экспертиза, которая может проводиться как в отношении родителей (одного из них), так и по психологическому анализу ситуации (семейного конфликта). Такая экспертиза позволит выяснить важные обстоятельства психологической природы (например, наличие или отсутствие психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей и его характер, мотивационные линии поведения каждой из сторон, психологическую характеристику системы взаимоотношений ребенка с каждым из родителей) и в результате подтвердить или опровергнуть те или иные доводы каждой из сторон, что позволит суду принять правильное решение по делу. Однако следует иметь в виду, что заключение судебно-психологической экспертизы, как и заключение органа опеки и попечительства, является согласно ст. 78 ГПК одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.
В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения [34, с. 91].
При удовлетворении иска в резолютивной части решения суда с учетом обстоятельств дела конкретно определяется порядок общения отдельно проживающего родителя с ребенком, то есть указываются время, место, обстановка, продолжительность, периодичность общения и т.п. Причем такое общение может осуществляться не только путем личных встреч родителя и ребенка, но и в иных формах (телефонные переговоры, переписка и т. п.). Решение суда об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, подлежит обязательному исполнению обоими родителями по правилам ст. 406 ГПК, то есть в порядке, установленном для исполнения решения, обязывающего должника совершить определенные действия [35, с. 73].
В случае неподчинения родителя решению суда о порядке общения и участия другого родителя, проживающего отдельно от ребенка, в его воспитании родитель, чьи права на воспитание ребенка нарушаются, может обратиться в суд. За неисполнение решения суда на виновного родителя может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда, который взыскивается в доход государства (ст. 406 ГПК). При повторном и последующих нарушениях виновным родителем устанавливаемых сроков для исполнения решения суда на него вновь накладываются штрафы. Однако их уплата не освобождает родителя, с которым остался проживать ребенок, от обязанности выполнить решение суда о порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем (ст. 406 ГПК). Не исключены случаи, когда даже подобные меры не оказывают должного воздействия на родителя, с которым остался проживать ребенок, ведь принудительное исполнение решения суда по подобным делам практически невозможно. Поэтому сознательное невыполнение родителем судебного решения уже после применения к нему мер, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством (ст. 406 ГПК), может расцениваться как злостное невыполнение решения суда о порядке общения ребенка с другим родителем. В таком случае суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может в соответствии с п. 3 ст. 66 СК вынести решение о передаче ему ребенка, исходя при этом из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В юридической литературе отмечается, что предусмотренная п. 3 ст. 66 СК санкция имеет важное психологическое значение, поскольку одна угроза ее применения может изменить в лучшую сторону поведение родителя, проживающего совместно с ребенком и не выполняющего решение суда о порядке участия другого родителя в воспитании ребенка. Однако это вовсе не означает, что эта санкция имеет исключительно превентивный характер и не может быть реально применена на практике.
Информация о работе Права и обязанности родителей по законодательству РФ