Работодатели и инвесторы –
лица, занимающиеся «коммерческой эксплуатацией
исключительных прав» (В.А. Дозорев). Как
правило, они являются работодателями
авторов, создающих продукты интеллектуальной
деятельности на основании трудового
договора и в порядке служебного задания,
либо финансируют деятельность авторов
по договорам ,направленным на создание
интеллектуальных продуктов( например
,договоры на выполнение НИОКР). Данная
группа лиц ( среди них- изготовители аудиовизуальных
произведений, обладатели патентов на
служебные изобретения и . т .п.) относится
к производным правообладателям. У них
имеются исключительные интеллектуальные
права ( право интеллектуальной собственности),
но отсутствуют личные неимущественные
права на интеллектуальные продукты. Права
работодателей на интеллектуальные продукты
, полученные авторами по их заданию ( служебные
интеллектуальные продукты или служебные
результаты), имеют сходные черты с правами
на общие результаты предпринимательской
( иной экономической ) деятельности. Основанием
их возникновение является трудовой договор.
Творческие результаты, полученные в связи
с выполнением задания, выданного работодателем
на основании трудового договора, именуются
служебными результатами. Понятие «служебное
задание» включает задание, выдаваемое
работодателем работнику в пределах его
трудовой функции. Творческий результат,
полученный работником в процессе выполнения
трудовой функции, но без специального
задания работодателя, как правило, не
должно иметь статуса служебного результата.
У работодателя в таком случае возникает
первичное производное исключительное
право. Права инвесторов возникает
либо вследствие выполнения авторского
договора ( художественного заказа), либо
вследствие уступки прав на творческие
результаты, которые могут быть получены
при исполнении договоров НИОКР, коммерческой
концессии, простого товарищества. Этот
договор может быть заключен как с автором
, так и с другим правообладателем ( например,
с работодателем, приобретающим исключительные
права на служебный творческий результат).
Договоры о передаче исключительных прав
на творческие результаты заключаются
также в рамках инвестиционного соглашения
( внесения исключительных прав в качестве
вклада в уставный капитал на основании
договора о перераспределении долей в
уставном капитале) либо в результате
исполнения посреднических сделок( поручения,
комиссии, агентирования).
Лекция№
Тема:
Авторское право
Понятие и содержание авторского права
Эволюция авторского
права и эволюция
авторского права Республики Казахстан
Субъекты
авторского права .Соавторство
Объекты
авторского права
Сроки
в авторском праве
Ключевые слова: автор, авторское право, авторство,
соавторство, произведение, первичные
субъекты авторского права , производные
субъекты авторского права.
Определение
понятия «авторское право» отсутствует
в международных договорах. В национальном
законодательстве такие определения иногда
даются. Например, в Законе Республики
Казахстан «Об авторском праве и смежных
правах» установлено, что авторское право
— это отношения, возникающие в связи
с созданием и использованием произведений
науки, литературы и искусства. В Гражданском
кодексе Республики Казахстан понятие
«авторское право» не определено. Тем
не менее, используя общее определение
понятия «интеллектуальная собственность»,
можно предложить следующее определение
понятия «авторское право».
Авторское право - правовое
положение авторов и созданных им творческим
трудом произведений литературы, науки
и искусства.
Правовое положение
авторов обеспечивается законодательно
закрепленной совокупностью личных неимущественных
и исключительных прав на созданные ими
произведения литературы, науки или искусства.
Личные неимущественные права неотделимы
от личности автора, а исключительные
могут принадлежать иным лицам или быть
переданы им полностью или в части исключительным
или неисключительным способом.
Такой подход
к правовому положению автора в отношении
его творений сложился в основном на европейском
континенте. В восточных странах существовали
иные традиции и подходы к результатам
творчества, в частности, исключительные
права авторов не признавались. Индия
и Китай отдавали приоритет общественным,
а не частным интересам. В восточных культурах
было важно «что сказано», а не «кем сказано»
' в произведениях, поэтому авторское право
в сегодняшнем понимании там не существовало.
Первый закон об авторском праве был принят
в Китае лишь в 1991 г.
Несмотря на национальную
и культурную специфику стран мира, экономически
развитые страны смогли установить в мире
фактически унифицированный подход к
авторскому праву. Это стало одним из результатов
глобализации интеллектуальной собственности,
инициированной
развитыми странами для навязывания
и распространения собственной модели
интеллектуальной собственности на другие
регионы и страны. Глобализация западной
модели интеллектуальной собственности
осуществлялась прежде всего в интересах
внешней торговли товарами с воплощенными
в них объектами интеллектуальной собственности.
Средством такой
глобализации и экспансии стали международные
договоры в области интеллектуальной
собственности, которые имеют приоритет
над национальными нормами права.
Для понимания
существа и предназначения современной
системы авторского права целесообразно
кратко рассмотреть вопросы возникновения
и эволюцию института исключительного
авторского права, а также механизм распространения
такой правовой модели на другие страны.
Эволюция авторского права
Венецианское
авторское право. Моральные или личные
неимущественные права авторов стали
естественным образом признаваться с
появлением письменности и письменных
литературных произведений. Что касается
экономических или исключительных прав
авторов, то они стали косвенным образом
признаваться только после изобретения
печатной технологии И. Гуттенбергом
в 1440 г. и становления полиграфической
промышленности в ряде европейских стран.
Главная причина
возникновения исключительных прав на
произведения связана с ущербом, наносимым
издателям от того, что их книги перепечатывали
другие лица. Венецианская республика
в 1476 г. приняла Указ о патентах или привилегиях,
который распространялся на некоторые
творения человеческого разума, в частности
на изобретения и книги.
Считается, что
исключительное авторское право возникло
3 января 1491 г., когда была выдана первая
привилегия на книгу «Phoenix», автором которой
был юрисконсульт Петр из Равенны. Содержание
этой привилегии свидетельствует о том,
что она защищала не права автора, а интересы
издателя, которому автор разрешал опубликовать
свое произведение: «повелевается, чтобы
никто не осмеливался в городе Венеции
и во всех подвластных нам славных владениях
печатать или продавать напечатанные
экземпляры сказаннаго сочинения».
Другими словами,
автор обладал правом разрешать публикацию
произведения, но после такого разрешения
право на публикацию произведения переходило
к издателю. В случае нарушения запрета
на перепечатку книг к нарушителям применялись
меры наказания: конфискация всех экземпляров
книги и штраф за каждый экземпляр книги.
Такие меры охраны
могли косвенно защитить интересы автора,
если кроме суммы от продажи рукописи
он мог получать долю выручки от прода-
жи книг. Если же эта доля не
предусматривалась, то автор был даже
заинтересован в перепечатке своих книг,
поскольку она позволяла продавать копии
по более низким ценам и способствовать
большим объемам продаж и рекламе автора.
Привилегии Венецианской
республики предоставляли издателю право
на один из видов использования произведения
— право на воспроизведение. Сам же автор
никакими правами не наделялся. Другими
словами, с самого начала система исключительного
авторского права служила интересам правообладателей,
а не авторов.
Все последующие
века при любом изменении законодательства
тяжелый творческий труд авторов всегда
использовался для предоставления все
больших и больших прав тем, кто смог получить
права на авторские произведения.
Еще одна важная
особенность привилегий заключалась в
том, что они преследовали политические
и экономические цели. С одной стороны,
государство выполняло цензурные функции,
не допуская к изданию произведения, которые
могли представлять опасность для государства
и церкви. С другой стороны, государство
и его доверенные лица были заинтересованы
в издании произведений, поскольку полиграфическая
промышленность была высокоприбыльной
отраслью производства.
Английское авторское
право. Перепечатка книг затронула все
страны, в которых полиграфическая промышленность
получила широкое развитие. Модель защиты
интересов издателей, выработанная Венецианской
республикой, получила развитие в Англии.
В 1709 г. был принят, а в 1710 г. вступил в силу
Статут Анны, который не вполне обоснованно
считают первым в мире законом об авторском
праве.
В преамбуле к
Статуту отмечалось, что многие лица выпускают
книги без разрешения авторов или собственников,
вследствие чего последним наносится
значительный ущерб вплоть до полного
разорения. Используя уже известные лицемерные
обоснования (поощрение просвещения и
«побуждения ученых мужей к писанию полезных
книг»), закон устанавливал правовую охрану
изданных книг от перепечатки. Нарушение
закона влекло такие же меры, что и в Венецианской
республике — конфискация незаконной
(контрафактной) продукции и большие штрафы.
Помимо сходства
с моделью охраны Венецианской республики,
Статут Анны содержал новые нормы охраны.
Книги становились
охраняемыми при условии их внесения в
реестр гильдии книгоиздателей. Закон
устанавливал право издателя на опубликованное
произведение на 14 лет с момента его регистрации.
По истечении 14 лет права на издание переходили
к автору на 14 лет. Другими словами, автор
мог получить права на свое произведение
только спустя 14 лет после его регистрации
и опубликования. Эти права автор мог затем
уступить любому иному лицу. Когда указанные
выше сроки истекали, авторское право
прекращалось и произведение становилось
общественным достоянием, т. е. его можно
было свободно использовать без каких-либо
разрешений и ограничений.
Статут вводил
ограничения цен на книги ради общественных
интересов. Например, если издатель устанавливал
слишком высокие цены, специальная организация
могла снизить цены для того, чтобы книги
были доступны читателям.
Английская модель
авторского права не признавала личные
неимущественные права авторов до 1988 г.
Принципы Статута
Анны положены в основу законов об авторском
праве в Британском содружестве наций
и в США, где Закон «Об авторском праве»
вступил в силу в 1790 г.
Наибольшие изменения
Закон США претерпел в 1909 г., в соответствии
с ним авторское право возникало с момента
регистрации и депонирования произведения.
Обязательная регистрация и депонирование
сделали Библиотеку Конгресса США богатейшим
собранием опубликованных и неопубликованных
произведений.
После вступления
США в 1989 г. в члены Бернского союза Закон
«Об авторском праве» был изменен для
его соответствия Бернской конвенции,
запрещающей любые формальности (регистрацию
и депонирование) для возникновения авторского
права. Значительные дополнения в законодательство
об авторском праве США введены в 1998 г.
Французское авторское
право. Новая модель авторского права
сложилась во времена Великой французской
революции. В 1791 г. был принят Декрет о
праве на постановку и исполнение драматических
и музыкальных произведений, а в 1793 г. —
Декрет о праве собственности авторов
на литературные произведения, композиторов,
живописцев и рисовальщиков. Запрещалась
перепечатка или воспроизведение произведений
литературы и искусства в течение жизни
автора, а наследники и другие правопреемники
могли пользоваться авторским правом
в течение 10 лет после смерти автора.
Французское авторское
право ввело принцип автоматической охраны,
который означал независимость правовой
охраны от каких-либо формальностей, т.
е. авторское право возникает с момента
создания произведения, а не с момента
его регистрации и вне зависимости от
того, было ли произведение опубликовано,
обнародовано или доведено до всеобщего
сведения. Внешне демократичный принцип
автоматической охраны породил трудности
для автора, поскольку нужно было убедить
суд в своих правах на произведение, которое
было использовано без разрешения. Доказывание
авторства оказывалось во многих случаях
очень сложным, а иногда и невозможным.
Французская модель
авторского права признала личные неимущественные
права, которым придан вечный и неотчуждаемый
характер. Все авторское право признано
естественным правом человека. Кроме того,
французское законодательство впервые
в мире признало принцип национального
режима.
Французская доктрина
авторского права оказала влияние на законодательное
становление авторского права в других
странах и нашла отражение в Бернской
конвенции.
Бернская конвенция.
В середине XIX в. были заключены двусторонние
и многосторонние межгосударственные
договоры о взаимной охране авторского
права и возникла потребность в унификации
системы охраны. Бернская конвенция об
охране литературных и художественных
произведений, заключенная 9 сентября
1886 г. в Берне и вступившая в силу 5 декабря
1887 г., стала первым международным договором
в области авторского права. Техническое
совершенствование методов использования
произведений требовало изменений Конвенции,
которая пересматривалась в 1896, 1908, 1914,
1928, 1948, 1967, 1971 и 1979 гг. Страны, участвующие
в Конвенции, образуют Бернский союз. Административные
функции в отношении Бернской конвенции
выполняет ВОИС.
В 1979 г. в Бернскую
конвенцию введен Дополнительный раздел
для привлечения в ее члены развивающихся
стран. Принципы конвенции подтверждены
в Соглашении ТРИПС. Республика Казахстан
является членом Бернского союза с 10 ноября
1998 г.
Всемирная конвенция
об авторском праве. В 1928 г. Лига Наций
предложила унифицировать законодательство
об авторском праве в различных странах,
поручив разработку предложений Институту
интеллектуального сотрудничества, правопреемником
которого после Второй мировой войны стала
ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная
конференция по авторскому праву приняла
Всемирную конвенцию об авторском праве,
которая вступила в силу 16 сентября 1955
г. В 1971 г. была принята и в 1974 г. вступила
в силу новая редакция Всемирной конвенции
об авторском праве.