Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование механизма правового регулирования договора займа и кредита в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели нами были поставлены и успешно решены следующие задачи:
1) исследование дореволюционного периода развития договора займа и кредита;
2) анализ становления института займа и кредита в советский период;
3) проведение правового анализа сущности, содержания и предмета договора займа и кредита
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА
ЗАЙМА И КРЕДИТА В РОССИИ 6
1.1. Становление института займа и кредита в дореволюционный и
советский период 6
1.2. Правовое регулирование института займа и кредита в современной
России 19
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ЗАЙМА В
ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
2.1. Сущность, содержание и предмет договора займа 29
2.2 Виды договоров займа…………………………………………………….40
2.3. Особенности заключения и расторжения договора займа 47
ГЛАВА 3. КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР: ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ,
ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ 57
3.1 Сущность и предмет кредитного договора, права и обязанности сторон по кредитному договору 57
3.2. Ответственность сторон по кредитным договорам. Анализ судебной практики………………………………………………………………………..74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
В целях установления системы законодательства, регулирующего кредитные отношения, мы будем придерживаться традиционной системы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку. Первую ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, прямым действием, а также применяющаяся на всей территории РФ. Кроме этого, все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции16, не должны противоречить Конституции РФ.
Вторая ступень принадлежит Федеральным законам, которые принимаются в соответствии с Конституцией и регулируют многообразные и сложные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Центральным, основным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые, является Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) 17. Общие положения, регулирующие порядок образования юридических лиц, которыми являются кредитные организации, способы обеспечения обязательств, в частности кредитных, принципы построения договорных отношений и т.д., содержатся в первой части ГК, более детально кредитные отношения отражаются в части второй ГК, гл. 42 которой имеет название "Займ и кредит", а § 2 целиком посвящен кредиту. Нормы гл. 42 устанавливают понятие кредитного договора, условия его заключения, а также взаимоотношения сторон, возникающие при предоставлении кредита.
Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями нормативы, в том числе применительно к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам, а также предъявлять иные требования к деятельности кредитных организаций.
В качестве одного из основных законов, регулирующих кредитные отношения, можно назвать Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) "О банках и банковской деятельности"18.
Прежде всего, указанный закон среди прочих банковских операций в ст. 5 определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам.
Кроме этого, указанный закон определяет общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным документам, управлению в кредитной организации, порядку регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов, а также взаимоотношения между кредитными организациями и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях19.
Иные федеральные законы также регулируют взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления кредитной организацией и заемщиком, однако эти федеральные законы можно отнести к регулированию кредитных отношений только косвенно. К таким федеральным законом можно отнести:
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)20 - в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок;
Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 17.06.2010) "Об ипотеке (залоге недвижимости)"21 - в части государственного регулирования, процедуры и регистрации ипотеки, как способа обеспечения кредитного обязательства;
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле"22 - в части предоставления кредитов в иностранной валюте и кредитных взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 21.04.2011)"Об исполнительном производстве"23 - в части осуществления принудительного исполнения обязательств должников перед кредиторами, в том числе должников по кредитным обязательствам;
На следующей ступени - носящие подзаконный характер Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ.
Среди актов Президента, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Указ от 23.07.1997 N 773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам"24. Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.
Также, можно привести и Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 650 (ред. от 26.04.2009) "Вопросы Управления делами Президента РФ"25, который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.
Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1184 (ред. от 27.04.1995) "О совершенствовании работы банковской системы РФ"26 устанавливает некоторые общие положения в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности работы банковской системы, защиты интересов вкладчиков банка, в том числе принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства РФ для целей осуществления согласованных мер по реализации кредитно-денежной политики.
Постановления Правительства чаще всего носят адресный характер и применяются относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ:
Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 N 173 (ред. от 27.12.1994) "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов"27, устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.
Применительно к кредитным отношениям особое место занимают нормативно-правовые акты Центрального банка РФ28. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:
"Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (ред. от 27.07.2001)29, определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.
"Положение о Правилах
ведения бухгалтерского учета
в кредитных организациях, расположенных
на территории Российской
Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 N 109-И (ред. от 03.12.2010) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" 31, устанавливающая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.
До формальной отмены продолжают действовать некоторые акты Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания Госбанка СССР от 30.10.1987 N 174-87 (ред. от 05.04.2002) "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат"32, причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу.
Нормативно-правовые акты
органов исполнительной власти РФ,
то есть министерств и ведомств,
также применяются в сфере
регулирования кредитных
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.
В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений33, можно привести:
Письмо Минфина РФ от 03.11.1992 г. № 101 "О порядке корректировки ставок за пользование государственных кредитом на пополнение оборотных средств";
Письмо Минфина РФ от 23.04.1993 г. № 51 "Об изменении порядка расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств"34;
Письмо Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 315 "Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России"35;
Кроме этого, нельзя не принимать во внимание различные Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами в сфере регулирования финансовых, экономических, банковских, и в частности - кредитных отношений.
Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка от 02.12.1996 "О порядке и правилах совершения межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ"36. Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления различных банковских операций и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка37.
Между ЦБ РФ и национальными банками различных государств были подписаны соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь , между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана, ЦБ РФ и Банком Латвии, а также иные соглашения.
Кроме соглашений о расчетах с рядом государств были подписаны различные соглашения, регулирующие отношения в общем в банковской и в частности в кредитной сфере. Так, 17.07.1997 г. ЦБ РФ и Национальным банком Казахстана были подписаны соглашение о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, соглашение об организации корреспондентских отношений, а также соглашение о сотрудничестве в области исследований информации и статистики в банковской и финансовой сферах.
В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. Причиной этого является детальное регулирование банковских отношений императивными нормами законами и подзаконными актами. Кроме того, банковская система России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Следует отметить, что некоторые из них противоречат законодательству, прежде всего актам Банка России (например, касающиеся открытия ссудных счетов, способов погашения кредитов, минуя расчетный счет). Применение подобных обычаев недопустимо до внесения соответствующих изменений в нормативные акты38.
В рассматриваемую систему
нормативно-правовых актов, возможно включение
и локальных актов, определяющих
порядок деятельности тех или
иных подразделений кредитной
Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.
Упоминание о таких актах целесообразно включать в кредитный договор, также может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.
К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.
Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов, а также необходимости приведения различных актов в соответствие с действующим законодательством, а также поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений39.
Информация о работе Правовое регулирование договора займа в гражданском праве Российской Федерации