Правовое регулирование опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правого регулирования опеки и попечительства и также определить правовое положение опекунов и попечителей.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
определить акты, которые регулируют данную сферу;
выявить права и обязанности опекунов и попечителей;
раскрыть их сущность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…………..3
1. Источники правового регулирования опеки и попечительства………………….….…….5
1.1. Законодательство в сфере опеки и попечительства………………………………………5
1.2. Иные акты, регулирующие вопросы опеки и попечительства………………………….14
2. Правовое положение опекунов и попечителей……………………………………………20
2.1. Права опекунов и попечителей…………………………………………………………...20
2.2. Обязанности опекунов и попечителей……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт

Кафедра гражданского права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовое регулирование  опеки и попечительства

Ушакова Анастасия Витальевна

 

 

 

 

 

Руководитель

Старший преподаватель

_______________ А. Ю. Копылов 

 

 

«_______»_________________2012 г.

 

Студентка группы № 06809

________________    А. В.  Ушакова

 

 

 

 

 

Томск 2012

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………………...…………..3

1. Источники правового  регулирования опеки и попечительства………………….….…….5

1.1. Законодательство в  сфере опеки и попечительства………………………………………5

1.2. Иные акты, регулирующие  вопросы опеки и попечительства………………………….14

2. Правовое положение  опекунов и попечителей……………………………………………20

2.1. Права опекунов и попечителей…………………………………………………………...20

2.2. Обязанности опекунов и попечителей……………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………………………...41

Список использованной литературы………………………………………………………….43

 

 

 

Введение

24 апреля 2008 года Президентом  РФ был подписан ФЗ № 48 «Об  опеке и попечительстве»1. Впервые этот нормативно-правовой акт на законодательном уровне закрепил понятие опеки и попечительства, которые имеют большое значение для всего нашего государства.

Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, — вынужденная  обязанность любого социального  коллектива, а также любого государства. В настоящее время усиливается  роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления  детей, нуждающихся в государственной  помощи и защите их прав. Это связано  с тем, что сложные социально-экономические  условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи  и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту  численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительства. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную  ситуацию или оставшиеся без родительского  попечения. В России дети являются одной  из самых незащищенных социальных групп. А следовательно данная проблема по защите прав и интересов таких детей является наиболее острой в РФ.

Отсутствие трудностей в  установлении опеки (попечительстве) объясняет  широкое использование данной формы  устройства на воспитание в семью.

В этой связи актуален вопрос прав и обязанностей опекунов и попечителей. Поэтому тема «Правовое регулирование опеки  и попечительства» является своевременной, важной и существенной в отрасли семейного права и правовом поле в целом.

Целью курсовой работы является изучение правого регулирования опеки и попечительства и также определить правовое положение опекунов и попечителей.

Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

  • определить акты, которые регулируют данную сферу;
  • выявить права и обязанности опекунов и попечителей;
  • раскрыть их сущность.

В основу курсовой положены труды Пчелинцевой Л.М., Антокольской М.В., Нечаевой А.М, Кубанкина Е.И., Ершовой Н.М., Скловский К.И. и других авторов, а так же основные начала института опеки (попечительства), изложенные в семейном, гражданском законодательстве и других нормативно – правовых актах.

При написании работы были использованы описательный и сравнительный  методы, а также общенаучные методы анализа и синтеза.

 

 

1. Источники правового  регулирования опеки и попечительства

1.1. Законодательство  в сфере опеки и попечительства

Отношения в сфере опеки  и попечительства, прежде всего, регулируются национальным законодательством, т.е. нормами, содержащимися во внутренних источниках.

Конституция РФ (КРФ) предусматривает государственную поддержку детства (ст. 7), закрепляет положение о том, что детство находится под защитой государства (ст. 38).

Оригинальность отечественного института опеки и попечительства состоит в том, что большая  часть его норм расположена одновременно в нескольких отраслях законодательства, но в основном нормы, регулирующие данный институт, расположены в гражданском и семейном законодательстве.

Представляется, что включение  всего института опеки и попечительства в семейное законодательство нецелесообразно.

Во-первых, это связано  с основным назначением опеки (попечительства). Требуется такое устройство гражданина, которое обеспечивает при помощи действий другого физического лица восполнение недостающей дееспособности подопечного, а в необходимых  случаях также и защиту иных его  интересов.

Процесс восполнения заключается  в действиях опекуна или попечителя, а также органа опеки и попечительства, направленных на формирование воли подопечного, наиболее отвечающей его интересам, или замену недостатка этой воли. Юридические  действия были и остаются наиболее значимыми действиями, совершаемыми опекунами (попечителями) и органами опеки и попечительства в интересах  подопечных. На практике ради этих юридических  действий, направленных на достижение юридических последствий, и инициируется оформление опеки или попечительства со стороны тех лиц, которые и  безо всякого оформления уже давно  фактически осуществляют заботу о подопечном. Безусловно, опека и попечительство - это формы устройства лица, но устройство предполагает в первую очередь защиту интересов, представительство. Обязанности  опекуна по обеспечению условий  жизни подопечного или по воздействию  на его личность вторичны. Таким  образом, установление опеки и попечительства существенно влияет на осуществление  гражданских прав и обязанностей как опекуна (попечителя), так и  подопечного, что требует признания  данных отношений предметом гражданского законодательства2.

Во-вторых, опека не должна устанавливаться только со стороны родственников или иных членов семьи, а, напротив, как писал Г.Ф. Шершеневич, со стороны посторонних людей можно ожидать «большее беспристрастие», так как у родственников может присутствовать «эгоистическое сознание наследственных прав на имущество опекаемого»3. Правда, в современных условиях подобная проблема актуальна главным образом при осуществлении опеки над недееспособными гражданами, так как несовершеннолетние подопечные сравнительно реже обладают каким-либо имуществом. Таким образом, опека как явление исключительно юридическое, но не биологическое не требует наличия между опекуном (попечителем) и подопечным родственной связи.

По указанным причинам перемещение общих положений, «центра  тяжести» института опеки и попечительства в семейное законодательство было бы необоснованным и нарушило бы целостность  системы гражданского законодательства.

В то же время гражданско-правовая отраслевая принадлежность основной части  норм рассматриваемого института не означает, что опека (попечительство) совпадает с институтом законного  представительства. На это обращали внимание Н.М. Ершова4, К.И. Скловский5. Законное представительство в том смысле, в котором его принято понимать, возникает, в том числе у родителей и усыновителей в отношении детей, а потому с отношениями опеки и попечительства не совпадает. К.И. Скловский отмечает, что представительство является одним из средств «реализации прав и обязанностей по опеке, т.е. носит по отношению к опеке подсобный характер»6.

Институт опеки и попечительства невозможно определить только как гражданско-правовой институт, поскольку значительную часть  его норм составляют (и должны составлять) положения о выявлении лиц, нуждающихся  в попечении, установлении опеки  и попечительства, контроле за деятельностью  опекунов и попечителей. Функции  органов государственного управления во всех этих вопросах сводятся к организаторским. Наличие норм административно-правового  характера, обеспечивающих эти организаторские  функции посредством действий органов  опеки и попечительства, не позволяет  считать весь институт опеки и  попечительства гражданско-правовым.

Принятие первой части  Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой содержатся статьи, посвященные установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, ознаменовало «уход» института из семейного законодательства. Окончательно это перемещение состоялось с введением в действие СК РФ, гл. 20 которого носит название «Опека и попечительство над детьми», что соответствует п. 1 ст. 31 ГК РФ.

Однако во мнениях современных  правоведов по вопросу о месте  системы норм об опеке и попечительстве единство не обнаруживается. И.М. Кузнецова  называет опеку правовым институтом7, А.М. Нечаева, отмечая рассредоточение норм об опеке и попечительстве в гражданском и семейном законодательстве и не находя в этом никакого противоречия, указывает: «ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК - это, прежде всего, форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы»8. Тем самым А.М. Нечаева, по-видимому, допускает принадлежность норм об опеке и попечительстве одновременно двум отраслям законодательства. Во всяком случае, такая позиция является неопределенной, поскольку допускает совмещение различных понятий.

Л.М. Пчелинцева полагает, что институт опеки и попечительства является комплексным, поскольку «основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права»9.

Современные ученые-цивилисты, рассматривая положения гражданского законодательства об опеке и попечительстве, либо категорически утверждают, что  институт опеки и попечительства целиком принадлежит гражданскому праву10, либо присоединяются к наиболее распространенному мнению о том, что это институт комплексный.

В Федеральном законе «Об  опеке и попечительстве» впервые  четко регулируется порядок устройства лица под опеку (попечительство) по договору. Опека по договору возможна не только в отношении детей, как это имело место при создании приемных семей (ст. 151 — 155 Семейного кодекса Российской Федерации), но и в отношении взрослых подопечных. Это нововведение позволило увеличить число подопечных, которым назначены опекуны (попечители), и сократить число граждан, вынужденно пребывающих в учреждениях.

Институт опеки (попечительства) по договору не устраняет из законодательства конструкцию приемной семьи. Напротив, она сохраняется и обновляется, что потребовало, в том числе и внесения изменений в главу 21 Семейного кодекса РФ.

В то же время Закон допускает  возникновение иных, помимо приемной семьи, форм опеки и попечительства над детьми по договору. Такой формой сможет стать патронатная семья, существование которой в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено законами многих субъектов Российской Федерации.

Во всех случаях договорной опеки на уровне федерального законодательства урегулированы основные положения об опеке и попечительстве по договору. Такой договор Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве»11 рассматривается как гражданско-правовой. Однако порядок действий органов опеки и попечительства при заключении таких договоров, а также размер и порядок предоставления опекуну вознаграждения субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно в своих законах.

В качестве вознаграждения по договору органы опеки и попечительства не только выплачивают денежные средства, но и разрешать опекуну использовать в течение строго определенного срока в своих целях имущество подопечного, в том числе пользоваться его жилым помещением. При этом прекращение опеки или попечительства будет безусловным основанием «автоматического» прекращения пользования имуществом подопечного12.

Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» детализирует положения о порядке совершения действий по управлению, охране и распоряжению имуществом подопечных.

Принятие Федерального Закона «Об опеке и попечительстве вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство (Гражданский (часть первая), Жилищный и Семейный кодексы РФ).

Применение ФЗ «Об опеке и попечительстве» предполагает обращение к соответствующим законам. При этом некоторые нормы ФЗ полностью (или в части) воспроизводят положения указанных нормативных актов, приобретая тем самым прямое действие. Часть регулируемых вопросов предполагает решение через принятие Правительством РФ соответствующих постановлений.

Необходимо проанализировать ряд принципиальных положений ФЗ «Об опеке и попечительстве», связанных с регулированием опеки и попечительства, а, следовательно, и охраной прав и интересов соответствующих категорий граждан.

Заслуживает внимания предмет регулирования ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п. 1 ст. 1), который представляет специфические обязательственные правоотношения в сфере опеки и попечительства. Законодатель сформулировал достаточно широкий спектр подлежащих регулированию таких отношений. Тем самым положения ФЗ ориентированы на применение гражданских прав и обязанностей в сфере как семейных, так и гражданских правоотношений. Органично включены в состав регулирования не только гражданско-правовые и семейно-правовые отношения, но и публично-правовые аспекты опеки и попечительства13.

Законодатель воспринял  двоякий подход в использовании  термина «опека» в юридическом обиходе. Опека для целей ФЗ «Об опеке и попечительстве» - не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении (п. 2 ст. 1).

Особенности регулирования  закрепляются в отношении установления, осуществления и прекращения  опеки и попечительства над несовершеннолетними  гражданами. В данном случае применяются  нормы Семейного кодекса РФ (ст. 145-150). При этом в соответствии с  Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов. Тот же самый принцип разделения сфер нормотворчества заложен в семейном законодательстве (ст. 3 СК РФ).

Установлена зависимость  применения законов субъектов Федерации  от положений  ФЗ «Об опеке и попечительстве», которая определяется спектром решаемых вопросов. На уровне субъектов Федерации могут быть урегулированы вопросы, связанные с опекой и попечительством, не нашедшие отражение (решение) в комментируемом ФЗ. При этом особенности опеки и попечительства несовершеннолетних граждан регулируются законами субъектов Федерации в части вопросов, отнесенных к их ведению.

Информация о работе Правовое регулирование опеки и попечительства