Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение правого регулирования опеки и попечительства и также определить правовое положение опекунов и попечителей.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
определить акты, которые регулируют данную сферу;
выявить права и обязанности опекунов и попечителей;
раскрыть их сущность.
Введение……………………………………………………………………………...…………..3
1. Источники правового регулирования опеки и попечительства………………….….…….5
1.1. Законодательство в сфере опеки и попечительства………………………………………5
1.2. Иные акты, регулирующие вопросы опеки и попечительства………………………….14
2. Правовое положение опекунов и попечителей……………………………………………20
2.1. Права опекунов и попечителей…………………………………………………………...20
2.2. Обязанности опекунов и попечителей……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………………………….43
Министерство образования и науки РФ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Юридический институт
Кафедра гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Правовое регулирование опеки и попечительства
Ушакова Анастасия Витальевна
Руководитель
Старший преподаватель
_______________ А. Ю. Копылов
«_______»_________________2012 г.
Студентка группы № 06809
________________ А. В. Ушакова
Томск 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Источники правового
регулирования опеки и
1.1. Законодательство в
сфере опеки и попечительства……
1.2. Иные акты, регулирующие
вопросы опеки и
2. Правовое положение
опекунов и попечителей……………………
2.1. Права опекунов и попечителей…………………………………………………
2.2. Обязанности опекунов и попечителей…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
24 апреля 2008 года Президентом РФ был подписан ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве»1. Впервые этот нормативно-правовой акт на законодательном уровне закрепил понятие опеки и попечительства, которые имеют большое значение для всего нашего государства.
Цивилизованное общество
считает человека наивысшей ценностью,
а потому обращает на данную проблему
особое внимание. Однако нельзя не видеть
и того, что забота о тех согражданах,
которые не в состоянии позаботиться
о себе самостоятельно, — вынужденная
обязанность любого социального
коллектива, а также любого государства.
В настоящее время усиливается
роль органов опеки и попечительства
в процессе своевременного выявления
детей, нуждающихся в государственной
помощи и защите их прав. Это связано
с тем, что сложные социально-
Отсутствие трудностей в установлении опеки (попечительстве) объясняет широкое использование данной формы устройства на воспитание в семью.
В этой связи актуален вопрос прав и обязанностей опекунов и попечителей. Поэтому тема «Правовое регулирование опеки и попечительства» является своевременной, важной и существенной в отрасли семейного права и правовом поле в целом.
Целью курсовой работы является изучение правого регулирования опеки и попечительства и также определить правовое положение опекунов и попечителей.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
В основу курсовой положены труды Пчелинцевой Л.М., Антокольской М.В., Нечаевой А.М, Кубанкина Е.И., Ершовой Н.М., Скловский К.И. и других авторов, а так же основные начала института опеки (попечительства), изложенные в семейном, гражданском законодательстве и других нормативно – правовых актах.
При написании работы были использованы описательный и сравнительный методы, а также общенаучные методы анализа и синтеза.
1. Источники правового
регулирования опеки и
1.1. Законодательство в сфере опеки и попечительства
Отношения в сфере опеки и попечительства, прежде всего, регулируются национальным законодательством, т.е. нормами, содержащимися во внутренних источниках.
Конституция РФ (КРФ) предусматривает государственную поддержку детства (ст. 7), закрепляет положение о том, что детство находится под защитой государства (ст. 38).
Оригинальность отечественного
института опеки и
Представляется, что включение
всего института опеки и
Во-первых, это связано
с основным назначением опеки (попечительства).
Требуется такое устройство гражданина,
которое обеспечивает при помощи
действий другого физического лица
восполнение недостающей
Процесс восполнения заключается
в действиях опекуна или
Во-вторых, опека не должна устанавливаться только со стороны родственников или иных членов семьи, а, напротив, как писал Г.Ф. Шершеневич, со стороны посторонних людей можно ожидать «большее беспристрастие», так как у родственников может присутствовать «эгоистическое сознание наследственных прав на имущество опекаемого»3. Правда, в современных условиях подобная проблема актуальна главным образом при осуществлении опеки над недееспособными гражданами, так как несовершеннолетние подопечные сравнительно реже обладают каким-либо имуществом. Таким образом, опека как явление исключительно юридическое, но не биологическое не требует наличия между опекуном (попечителем) и подопечным родственной связи.
По указанным причинам
перемещение общих положений, «центра
тяжести» института опеки и
В то же время гражданско-правовая отраслевая принадлежность основной части норм рассматриваемого института не означает, что опека (попечительство) совпадает с институтом законного представительства. На это обращали внимание Н.М. Ершова4, К.И. Скловский5. Законное представительство в том смысле, в котором его принято понимать, возникает, в том числе у родителей и усыновителей в отношении детей, а потому с отношениями опеки и попечительства не совпадает. К.И. Скловский отмечает, что представительство является одним из средств «реализации прав и обязанностей по опеке, т.е. носит по отношению к опеке подсобный характер»6.
Институт опеки и
Принятие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой содержатся статьи, посвященные установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, ознаменовало «уход» института из семейного законодательства. Окончательно это перемещение состоялось с введением в действие СК РФ, гл. 20 которого носит название «Опека и попечительство над детьми», что соответствует п. 1 ст. 31 ГК РФ.
Однако во мнениях современных правоведов по вопросу о месте системы норм об опеке и попечительстве единство не обнаруживается. И.М. Кузнецова называет опеку правовым институтом7, А.М. Нечаева, отмечая рассредоточение норм об опеке и попечительстве в гражданском и семейном законодательстве и не находя в этом никакого противоречия, указывает: «ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК - это, прежде всего, форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы»8. Тем самым А.М. Нечаева, по-видимому, допускает принадлежность норм об опеке и попечительстве одновременно двум отраслям законодательства. Во всяком случае, такая позиция является неопределенной, поскольку допускает совмещение различных понятий.
Л.М. Пчелинцева полагает, что институт опеки и попечительства является комплексным, поскольку «основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права»9.
Современные ученые-цивилисты,
рассматривая положения гражданского
законодательства об опеке и попечительстве,
либо категорически утверждают, что
институт опеки и попечительства
целиком принадлежит
В Федеральном законе «Об
опеке и попечительстве»
Институт опеки (попечительства) по договору не устраняет из законодательства конструкцию приемной семьи. Напротив, она сохраняется и обновляется, что потребовало, в том числе и внесения изменений в главу 21 Семейного кодекса РФ.
В то же время Закон допускает возникновение иных, помимо приемной семьи, форм опеки и попечительства над детьми по договору. Такой формой сможет стать патронатная семья, существование которой в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено законами многих субъектов Российской Федерации.
Во всех случаях договорной опеки на уровне федерального законодательства урегулированы основные положения об опеке и попечительстве по договору. Такой договор Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве»11 рассматривается как гражданско-правовой. Однако порядок действий органов опеки и попечительства при заключении таких договоров, а также размер и порядок предоставления опекуну вознаграждения субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно в своих законах.
В качестве вознаграждения по договору органы опеки и попечительства не только выплачивают денежные средства, но и разрешать опекуну использовать в течение строго определенного срока в своих целях имущество подопечного, в том числе пользоваться его жилым помещением. При этом прекращение опеки или попечительства будет безусловным основанием «автоматического» прекращения пользования имуществом подопечного12.
Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» детализирует положения о порядке совершения действий по управлению, охране и распоряжению имуществом подопечных.
Принятие Федерального Закона «Об опеке и попечительстве вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство (Гражданский (часть первая), Жилищный и Семейный кодексы РФ).
Применение ФЗ «Об опеке и попечительстве» предполагает обращение к соответствующим законам. При этом некоторые нормы ФЗ полностью (или в части) воспроизводят положения указанных нормативных актов, приобретая тем самым прямое действие. Часть регулируемых вопросов предполагает решение через принятие Правительством РФ соответствующих постановлений.
Необходимо проанализировать ряд принципиальных положений ФЗ «Об опеке и попечительстве», связанных с регулированием опеки и попечительства, а, следовательно, и охраной прав и интересов соответствующих категорий граждан.
Заслуживает внимания предмет регулирования ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п. 1 ст. 1), который представляет специфические обязательственные правоотношения в сфере опеки и попечительства. Законодатель сформулировал достаточно широкий спектр подлежащих регулированию таких отношений. Тем самым положения ФЗ ориентированы на применение гражданских прав и обязанностей в сфере как семейных, так и гражданских правоотношений. Органично включены в состав регулирования не только гражданско-правовые и семейно-правовые отношения, но и публично-правовые аспекты опеки и попечительства13.
Законодатель воспринял двоякий подход в использовании термина «опека» в юридическом обиходе. Опека для целей ФЗ «Об опеке и попечительстве» - не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении (п. 2 ст. 1).
Особенности регулирования закрепляются в отношении установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами. В данном случае применяются нормы Семейного кодекса РФ (ст. 145-150). При этом в соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Тот же самый принцип разделения сфер нормотворчества заложен в семейном законодательстве (ст. 3 СК РФ).
Установлена зависимость применения законов субъектов Федерации от положений ФЗ «Об опеке и попечительстве», которая определяется спектром решаемых вопросов. На уровне субъектов Федерации могут быть урегулированы вопросы, связанные с опекой и попечительством, не нашедшие отражение (решение) в комментируемом ФЗ. При этом особенности опеки и попечительства несовершеннолетних граждан регулируются законами субъектов Федерации в части вопросов, отнесенных к их ведению.
Информация о работе Правовое регулирование опеки и попечительства