Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение правого регулирования опеки и попечительства и также определить правовое положение опекунов и попечителей.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
определить акты, которые регулируют данную сферу;
выявить права и обязанности опекунов и попечителей;
раскрыть их сущность.
Введение……………………………………………………………………………...…………..3
1. Источники правового регулирования опеки и попечительства………………….….…….5
1.1. Законодательство в сфере опеки и попечительства………………………………………5
1.2. Иные акты, регулирующие вопросы опеки и попечительства………………………….14
2. Правовое положение опекунов и попечителей……………………………………………20
2.1. Права опекунов и попечителей…………………………………………………………...20
2.2. Обязанности опекунов и попечителей……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………………………….43
В большинстве случаев определялось возложение обязанностей по организации деятельности по опеке и попечительству на субъекты Федерации, которые делегировали свои полномочия органам местного самоуправления. Муниципальные органы власти применительно к своим условиям и потребностям формировали систему организаций, выполняющих функции опеки и попечительства. Законом вводится новое правило: теперь органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Исполнение полномочий соответствующих органов и их правовой статус регламентируется на основе актов, принимаемых органами власти субъектов Федерации (п. 1 ст. 6)14.
Законодатель определяет возможность назначения подопечному нескольких опекунов. Такая новелла соответствует общей мировой практике установления опекунских отношений. При этом как в случае с множественностью лиц в обязательстве (ст. 322 ГК РФ) они несут за свои действия солидарную ответственность. Это означает совместное бремя последствий неисполнения (ненадлежащего исполнения) возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство такую возможность устанавливает в нормах семейного права для случаев создания приемной семьи (п. 7 ст. 10 СК РФ).
ФЗ «Об опеке и попечительстве» вводит новый институт опеки и попечительства - предварительную опеку (ст. 12). Институт предварительной опеки определен практикой существующих отношений и продиктован в первую очередь интересами недееспособного или не полностью дееспособного лица.
Потребность в предварительной опеке возникает, когда необходимо немедленное устройство несовершеннолетнего. Такая ситуация возможна, например, при непосредственной угрозе жизни ребенка (ст. 77 СК РФ).
В статье 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» определена возможность установления опеки и попечительства по договору. В зависимости от форм опеки и попечительства такой договор может именоваться как договор об осуществлении опеки и попечительства, договор о приемной семье либо договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Отношения по опеке и попечительству
во многом приобретают гражданско-
Кроме того, Семейный кодекс РФ также следует возмездности осуществления обязанностей из опеки (попечительства) (ст. 148)15. Аналогию можно провести с нормами о приемной семье (ст. 152)16 определяющей применение положений об опеке и попечительстве к отношениям, возникающим из договора о приемной семье.
Имущественные права ограниченно дееспособных граждан подлежат охране по правилам ст. 37 ГК РФ. При этом охрана соответствующих прав таких лиц регулируется аналогичным образом с правами несовершеннолетних и полностью недееспособных совершеннолетних лиц.
Компетенцией по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей наделены органы опеки и попечительства. Установлена обязанность органа опеки и попечительства осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества (ст. 24)17.
Таким образом, в целом
реформирование законодательства об опеке
и попечительстве должно способствовать
решению накопившихся проблем реализации
прав и законных интересов категорий
лиц, особо нуждающихся в защите
со стороны государства и
При этом действие Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» дает оценку эффективности практики опеки и попечительства и направлений законотворческой деятельности в данной сфере общественных отношений.
Отношения в сфере опеки и попечительства также регулируются нормами международного права.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В современном международном праве действует целый ряд актов, направленных на охрану интересов детей, нуждающихся в опеке или попечительстве. Основные из них:
1. Европейская конвенция
«О признании и исполнении
решений относительно опеки
2. Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (принята 3 декабря 1986 г. Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН);
3. Всемирная декларация
«Об обеспечении выживания,
4. Конвенция «О защите
детей и сотрудничестве в
Перечисленные документы, за
исключением конвенций, не являются
международными договорами, т. е. не требуют
присоединения к ним, однако являются
общепризнанными нормами и
В то же время существуют и договоры, в которых участвует Российская Федерация. Прежде всего, это Конвенция ООН «О правах ребенка», вступившая в силу для СССР 15 сентября 1990 г.18, которая закрепляет самостоятельность ребенка как субъекта права и обеспечивает:
- защиту его от дискриминации со стороны любых лиц, в том числе опекунов;
- обязанность опекунов
«должным образом управлять и
руководить ребенком в
- ответственность родителей
и законных опекунов за
- обязанность присоединившихся
к Конвенции государств
Непосредственное отношение
к вопросам опеки и попечительства
имеет такой международный
Статья 33 Конвенции регулирует порядок установления и отмены опеки и попечительства, а также правоотношения между опекуном или попечителем и подопечным. Эти нормы применяются в тех случаях, когда правоотношение носит «международный» характер20, т. е. один из его участников (опекун или, наоборот, подопечный) не является гражданином Российской Федерации. При этом такое лицо должно иметь гражданство одного из 12 государств — участников Конвенции.
Вышеуказанные документы
носят общемировой или
1.2. Иные акты, регулирующие вопросы опеки и попечительства
Помимо нормативно-правовых актов, перечисленных в предыдущей главе, институт опеки и попечительства регулируют и иные акты, к их числу относятся: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»21, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»22, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»23, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»24 и т.д.
Рассмотрим же и проанализируем названные акты.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» прямо указывает в ст. 16 на мероприятия, которые осуществляют органы опеки и попечительства в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. А именно в п. 1 ст. 16 данного Федерального Закона сказано, что органы опеки и попечительства дают согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения, а также участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Является
очевидным тот факт, что большую
часть преступлений совершают малообразованные
люди, это относится и к
В Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» существует норма, обозначенная в ст. 15 Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Под детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, законодатель понимает детей, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1)25.
Норма абз. 2 ч. 1 ст. 15 данного Федерального Закона определяет, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется федеральными органами государственной власти.
Данное положение не вступает в противоречие, а лишь подтверждает содержание ст. 38 Гражданского Кодекса РФ, а именно ч. 1, в которой указывается, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Также в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указаны полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:
Для содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет") (ч. 1 ст. 14.1)27.
Данная норма представляется целесообразной, т.к. без дополнительной помощи со стороны государства, его органов и организаций невозможно создать необходимые условия для самореализации детей, повышению их уровня культуры, образования, психического и физического здоровья и т.д.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»28, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
Информация о работе Правовое регулирование опеки и попечительства