Правовое регулирование опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правого регулирования опеки и попечительства и также определить правовое положение опекунов и попечителей.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
определить акты, которые регулируют данную сферу;
выявить права и обязанности опекунов и попечителей;
раскрыть их сущность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…………..3
1. Источники правового регулирования опеки и попечительства………………….….…….5
1.1. Законодательство в сфере опеки и попечительства………………………………………5
1.2. Иные акты, регулирующие вопросы опеки и попечительства………………………….14
2. Правовое положение опекунов и попечителей……………………………………………20
2.1. Права опекунов и попечителей…………………………………………………………...20
2.2. Обязанности опекунов и попечителей……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)

Данный  ФЗ указывает на дополнительные гарантии прав на образование (ст. 6), гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8), т.е. дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право.

Следующий нормативно – правовой акт, который  хотелось бы рассмотреть это Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»29.

В ст. 3 определены цели формирования и использования государственного банка данных о детях, ими являются:

    • осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;
    • оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
    • создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Данные  для формирования такого банка предоставляются обязательно, причем существует два уровня у банка данных о детях:

федеральный и региональный.

Для формирования регионального банка данных о  детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному  оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей  и не устроенном на воспитание в  семью по месту его фактического нахождения.

Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если им не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (ч.2 ст. 4)30.

Также ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» регулирует вопрос об информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. А именно: документированная информация о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью (анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, создается в целях учета сведений о таких гражданах в государственном банке данных о детях и обеспечения доступа таких граждан к содержащейся в региональном банке данных о детях и федеральном банке данных о детях документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Соответственно  заполняется анкета, в которую  включается информация:

     1) фамилия, имя, отчество, пол,  дата и место рождения, гражданство,  семейное положение, место жительства  и (или) место пребывания, номер  контактного телефона и реквизиты  документа, удостоверяющего личность  гражданина, желающего принять ребенка  на воспитание в свою семью;

     2) реквизиты заключения органа  опеки и попечительства по  месту жительства гражданина, желающего  принять ребенка на воспитание  в свою семью, о его возможности  быть усыновителем, опекуном (попечителем)  или приемным родителем либо  реквизиты заключения об условиях  жизни и возможности иностранного  гражданина быть усыновителем, соответствующего  законодательству об усыновлении  государства, гражданином которого  является иностранный гражданин,  желающий усыновить (удочерить)  ребенка (в отношении гражданина  Российской Федерации, постоянно  проживающего за пределами Российской  Федерации, или лица без гражданства,  желающего усыновить (удочерить)  ребенка, - законодательству государства,  в котором указанный гражданин  или лицо имеет постоянное  место жительства);

     3) информация о ребенке, которого  гражданин желал бы принять  на воспитание в свою семью;

     4) информация о направлениях, выдаваемых  гражданину, желающему принять ребенка  на воспитание в свою семью,  для посещения выбранного им  ребенка, оставшегося без попечения  родителей, в учреждении, в котором  он находится, с указанием даты  выдачи направлений, фамилии,  имени, отчества указанного ребенка;

     5) информация о принятом гражданином  решении о принятии ребенка,  оставшегося без попечения родителей,  на воспитание в свою семью  или об отказе от принятия  такого решения с указанием  причин отказа;

     6) информация о прекращении (с  указанием причин) учета сведений  о гражданине, желающем принять  ребенка на воспитание в свою  семью, в государственном банке  данных о детях (ч.3 ст. 7)31.

Согласно  Письму Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»32 законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать:

    • определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;
    • установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;
    • нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;
    • порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;
    • порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
  • В качестве примеров законов субъектов Федерации по вопросам опеки и попечительства можно назвать: Закон Томской области от 20.12.2007 г. № 318-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», Закон Томской области от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», Закон Томской области от 15.12.2004 г. № 247-ОЗ «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)», Закон Астраханской области от 11.02.2002 г. № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Астраханской области от 28.03.2005 года №12/2005-03 «О размере и порядке выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребёнка», Закон Астраханской области от 19.12.2008 №77/2008-03 «О внесении изменений в закон Астраханской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований «Икрянинский район» и «Красноярский район» Астраханской области отдельными государственными полномочиями».

 

2. Правовое положение  опекунов и попечителей

2.1. Права опекунов и попечителей

Опекун и попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка определены в  статье 150 СК РФ. Права и обязанности  опекунов и попечителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов аналогичны правам и  обязанностям родителей ребенка, закрепленных в  ст. 63, 64 СК РФ.

Опекуны являются законными  представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия (п. 2 ст. 15)33.

 Попечитель может выступать  в качестве законного представителя  своего подопечного в случаях,  предусмотренных федеральным законом.  Попечители несовершеннолетних  граждан оказывают подопечным  содействие в осуществлении ими  своих прав и исполнении своих  обязанностей, а также охраняют  их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15)34.

На опекунов (попечителей) возложена защита прав и интересов  несовершеннолетних детей, находящихся  под их опекой (попечительством), не только на территории РФ, но и за ее пределами (ст. 21)35.

Как законные представители, опекуны и попечители выступают  в защиту прав и законных интересов  своих подопечных в отношениях с  любыми лицами, в том числе в  судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Опекуны малолетних (несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет) совершают  от их имени и в их интересах  все юридически значимые действия и  необходимые гражданско-правовые сделки, которые подопечные не вправе совершать  самостоятельно, т.к. не обладают полной гражданской дееспособностью (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК РФ).

Согласно ГК малолетние подопечные в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать весьма ограниченный круг сделок36:

    • совершать мелкие бытовые сделки;
    • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
    • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

Но тем не менее имущественная  ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным  им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут что обязательство было нарушено не по их вине (п. 3 ст. 28).

Они отвечают также за вред, причиненный малолетними подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна  по возмещению вреда, причиненного малолетним подопечным, не прекращается с достижением  подопечным совершеннолетия или  получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 3 ст. 28, ст. 1073). Следует учитывать, что согласно российскому уголовному законодательству, лица до 14 лет не несут уголовной ответственности за совершенные ими преступления.

Попечители над несовершеннолетними  в возрасте от 14 до 18 лет дают согласие на совершение подопечными тех сделок, которые подопечные не вправе совершать  самостоятельно (п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 33). Кроме того, попечители должны оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотребления со стороны третьих лиц.

Перечень сделок, которые  несовершеннолетние подопечные в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать самостоятельно, т.е. лично, шире круга сделок, совершаемых  малолетними. В дополнение к сделкам, которые малолетние подопечные в  возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать  самостоятельно, несовершеннолетним в  возрасте от 14 до 18 лет предоставлено  право без согласия попечителей:

  • распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (п. 2 ст. 26 ГК РФ);
  • по достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов (производственных или потребительских) в соответствии с законами о кооперативах37.

В отличие от опекунов попечители не несут ответственности по сделкам, совершенным их подопечными, в том  числе с письменного согласия попечителей. Ответственность по сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие  возраста 14 лет, могут совершать  самостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия попечителей, несут сами несовершеннолетние подопечные (п. 3. ст. 26 ГК РФ).

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от 14 до 18 лет отвечают за причиненный вред на общих основаниях самостоятельно. Однако если у подопечного  нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью  или в недостающей части попечителем, если он не докажет, что вред возник не по его вине (п. 1, п. 2 ст. 1074 ГК РФ). Обязанность попечителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним подопечным в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается с достижением причинившем вред подопечным совершеннолетия или получения им доходов, имущества, достаточного для возмещения вреда, либо когда он до достижения подопечным совершеннолетия приобрел дееспособность в полном объеме (п. 1, п. 3 ст. 1074 ГК РФ).

Под виной опекунов (попечителей), влекущей ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним подопечным, следует понимать, как неосуществление  должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение  к их воспитанию или неправомерное  использование своих прав по отношению  к детям, результатом которого явилось  неправильное поведение детей, повлекшее  вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганства, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.д.) (п. 15)38.

Согласно ст. 179 ГПК РФ при рассмотрении в суде гражданского дела допрос несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет ( а по усмотрению суда в возрасте от 14 до 18 лет) при необходимости может быть проведен с участием опекуна (попечителя), который имеет право с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний. Документом, подтверждающим права опекунов и попечителей как законных представителей своих подопечных, является выдаваемое органами опеки и попечительства опекунское удостоверение39.

Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка (абз. 1 п. 6 ст. 148.1 СК РФ).

Принцип ответственности  опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен  в нормах международного права. Предметом их основной заботы являются наилучшие интересы ребенка (ст. 18)40. Перечисленные права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечительства над детьми, во многом сходны с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (ст. 63 СК РФ). В то же время основания возникновения прав и обязанностей в отношении детей у родителей и опекунов (попечителей) различны. Родительские права возникают в силу факта отцовства, материнства, удостоверенных в установленном законом порядке, а права и обязанности опекунов и попечителей основаны на административном акте, т.е. решении органа опеки и попечительства.

Информация о работе Правовое регулирование опеки и попечительства