Правовые основы договора франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить договор франчайзинга как гражданско-правовой договор. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
1) изучить понятие и основные признаки договора франчайзинга;
2) выявить обязательные условия договора франчайзинга;
3) проанализировать отличительные черты франчайзинга, позволяющие отграничить его от схожих договоров и правоотношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……….............….6

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………..…………….6
1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………….……………………...……….13

2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………..16

2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………….16
2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………….…………………….23

3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………….………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 81.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……….............….6

 

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………..…………….6

1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………….……………………...……….13

 

2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………..16

 

2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………….16

2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………….…………………….23

 

3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………….………………28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что  в настоящее время в Республике Беларусь официальная политика государства  направлена на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными  партнерами, выход белорусских субъектов  хозяйствования на новые рынки. Предпринимаемые  руководством страны меры должны способствовать активизации коммерческой и производственной деятельности, расширению спектра деловой  активности производителей, поставщиков, а также специализированных финансовых организаций.

Очевидно, что первостепенную роль в данном процессе играет должное  законодательное регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям как участников гражданского оборота, так и общества и государства в целом. Ярким примером является Директива Президента Республики Беларусь  от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», направленная на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, устранение барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.

Кроме того, в настоящее  время основной тенденцией развития как мировой экономики, так и национальных экономических систем является глобализация, современный этап которой характеризуется стремлением рационализировать структуры инвестиций, воспользоваться преимуществами глобальной интеграции и приобрести дополнительные технологические, организационные и рыночные возможности, то есть более эффективно использовать глобальные конкурентные позиции и укрепиться на наиболее растущих рынках. В свою очередь, популярность договора франчайзинга в мире объясняется тем, что его использование, с одной стороны, позволяет расширить сферы влияния правообладателя, например, на рынки ранее не охваченных им территорий, а, с другой, дает возможность для пользователя начать новый вид предпринимательской деятельности под именем уже известного в данном секторе рынка лица. При этом пользователь, действуя под личную ответственность, проявляет гораздо большую активность, чем работник или агент.

Таким образом, объектом исследования курсовой работы выступает договор  комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга) как самостоятельный  вид гражданско-правового договора. Предметом исследования, в свою очередь, выступают понятие, содержание и  отличительны признаки данного договора по законодательству Республики Беларусь.

Цель исследования заключается  в том, чтобы всесторонне изучить  договор франчайзинга как гражданско-правовой договор. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих  задач:

1) изучить понятие и  основные признаки договора франчайзинга;

2) выявить обязательные  условия договора франчайзинга;

3) проанализировать отличительные черты франчайзинга, позволяющие отграничить его от схожих договоров и правоотношений,

4) рассмотреть основные права и обязанности сторон по договору франчайзинга;

5) осветить отдельные проблемы правового регулирования франчайзинга в национальном законодательстве;

6) проанализировать зарубежный опят правового регулирования франчайзинга.

Методологическую основу исследования составили формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также методы анализа и синтеза.

Основной нормативный  правовой акт, регулирующий франчайзинг, - Гражданский кодекс Республики Беларусь. До 26 февраля 2005 г. франчайзинг в нашей стране был лишь декларативным договором, который мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством (т.е. в случаях, которые фактически отсутствовали). С 27 февраля 2005 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 августа 2004 года № 316-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства». Этот нормативный правовой акт положил начало детальной регламентации отношений, возникающих в сфере франчайзинга, в частности, расширил сферу применения договора комплексной предпринимательской лицензии, определил его предмет, требования к форме и регистрации, стороны и основные их обязанности, ограничения прав, случаи изменения и прекращении договора. До внесения изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь основной формой, заменяющей франчайзинг, было создание иностранных и совместных предприятий.

Теоретическую базу исследования так же, составили статьи, монографии и учебные пособия как теоретиков гражданского права, так и практикующих юристов.

 Коллизионные нормы белорусского законодательства позволяют выбрать иностранное право в качестве применимого к отношениям сторон, вытекающим из договора. В то же время независимого от выбора права при заключении договора франчайзинга необходимо учитывать ряд рекомендаций, обусловленных в том числе требованиями законодательства Беларуси, чтобы обеспечить оптимальный баланс интересов сторон и их защиту.

В Республике Беларусь этот институт еще находится на стадии становления.

 

 

 

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА

 

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Франчайзинг представляет собой  форму предпринимательской деятельности, основанную на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, заключающуюся  в возмездном предоставлении одной  стороной (организацией, имеющей, как  правило, ярко выраженный имидж и  высокую репутацию на рынке товаров  и услуг) другой стороне (организации  или индивидуальному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых  работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный  стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которых другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь [8, с. 25].

В мире франчайзинг зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных  и популярных методов ведения  бизнеса. Франчайзинговые сети успешно работают в Европе, США и других странах.

Точную цифру существующих франчайзинговых компаний во всем мире назвать нельзя. Существуют приблизительные данные: на сегодняшний день насчитывается более 16500 франчайзеров и более 165500 франчайзи. В настоящее время франчайзинг используется примерно в 75 сферах бизнеса - от фастфудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг [12, с. 16].

На сегодняшний момент объемы продаж через франчайзинговые сети достигают триллионов долларов, а количество франчайзинговых предприятий растет в геометрической прогрессии.

В последнее десятилетие  бурно развивается франчайзинг  и в ближайших к нам странах - России, Украине, Казахстане.

Например, в России наблюдается  возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций  франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в  формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 году почти до 750 в 2008 году, что  само по себе характеризует востребованность этого договора в России. Только в 2008 году количество франшиз по сравнению  с 2007 годом возросло более чем  на 40 процентов. Рост количества франчайзеров происходил и в других странах постсоветского пространства. Так, в Украине в 2008 году число франчайзеров увеличилось на 26 процентов, также возросло количество отраслей их экономической активности (охват 92 против 84), например, появился новый сетевой сегмент франчайзингового бизнеса - финансы, а именно развитие банков по франчайзингу. В 2009 году в Украине активных франчайзеров насчитывалось более 200, это те компании, которые имеют партнеров-франчайзи и за год открыли одну и более франчайзинговых точек [18].

Среди российских операторов рынка розничной торговли, практикующих развитие собственных сетей посредством  договора франчайзинга, можно назвать «Пятерочку», «Копейку», «Эльдорадо», «Патэрсон» и т.д. [9].

Что касается франчайзинга в Беларуси, то он является совершенно новым правовым институтом, ранее  не известным отечественной системе  права. Дореволюционное право, а  также право социалистического периода развития нашего государства не знали договора франчайзинга. Данный способ осуществления предпринимательской деятельности является заимствованным из практики предпринимательской деятельности зарубежных государств и впервые нашел свое отражение в главе 53 действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая называется «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». Термины «франшиза», «франчайзи», «франчайзер» в Гражданском кодексе Республики Беларусь не используются.

Первоначально указанная  глава была представлена только одной  ст. 910, которая определяла лишь общие  положения о данном договоре. Именно поэтому договор франчайзинга не нашел своего должного развития. Оставались нерешенными вопросы, касающиеся формы  заключения договора, его регистрации; прав, обязанностей и ответственности  сторон по договору; его расторжения, и другие вопросы.

Законом Республики Беларусь от 18.08.2004 № 316-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства»  в Гражданский кодекс Республики Беларусь было внесено одиннадцать новых статей (ст. 910-1 - 910-11). Однако первый договор франчайзинга был официально зарегистрирован только 23.01.2006 между ООО «НТС» (резидент Республики Беларусь, оператор сети универсамов «Корзинка» (франчайзер) и ОАО «ЦЕНТР» (франчайзи). Предметом договора стала передача фирменного наименования «НТС», способов ведения бизнеса в розничной торговле и ряда товарных знаков. После этого зарегистрировали в Республике Беларусь свои договоры такие зарубежные франчайзеры, как HERTZ IN T. LTD (US) (деятельность по аренде транспортных средств под знаком «HERTZ»), PORTO MALTESE LTD (MT) (ресторанный бизнес под знаком «PORTO MALTESE»), «MotherCare» (сеть фирменных магазинов, реализующих товары для мам и малышей). В г. Минске и г. Могилеве открыты магазины под торговым знаком известного российского франчайзера «Спортландия» [9].

С этого времени было зарегистрировано 109 договоров франчайзинга с 37 франчайзерами, 20 из которых белорусские, а 17 - представители Бельгии, Чехии, Кипра, Германии, Финляндии, Италии, Литвы, Мальты, Нидерландов, России, США.

Чуть более 50 процентов  всех договоров передают права использования  фирменного наименования и нераскрытой  коммерческой информации в сфере  розничной торговли, 20 процентов  всех договоров - в сфере услуг  для бизнеса, 19 процентов - услуг  для населения и лишь 5 процентов - в сфере общественного питания [17].

В соответствии с п. 1 ст. 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя, охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя.

Гражданский кодекс Российской Федерации, так же как и Гражданский кодекс Украины, не содержит термин «франчайзинг», вместо него используется термин «договор коммерческой концессии», который в ст. 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации представлен следующим образом: под коммерческой концессией понимается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

В соответствии с ч. 1 ст. 1115 Гражданского кодекса Украины «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за плату право пользования, согласно ее требованиям, комплексом принадлежащих этой стороне прав с целью изготовления и (или) продажи определенного вида товара и (или) предоставления услуг».

Международная ассоциация франчайзинга дает ему следующее определение. Франчайзинг (franchise operation) - это контрактные взаимоотношения между франчайзером и предприятием-оператором, в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их, и при этом оператор инвестирует существенную долю предприятия за счет собственных средств [14, с. 13 - 14]. Существует также определение, данное Британской ассоциацией франчайзинга (БАФ). Франчайзинг - это контрактная лицензия, предоставленная одним лицом (франчайзером) другому (предпринимателю), которая:

Информация о работе Правовые основы договора франчайзинга