Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:16, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить договор франчайзинга как гражданско-правовой договор. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
1) изучить понятие и основные признаки договора франчайзинга;
2) выявить обязательные условия договора франчайзинга;
3) проанализировать отличительные черты франчайзинга, позволяющие отграничить его от схожих договоров и правоотношений
ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……….............….6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………..…………….6
1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………….……………………...……….13
2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………..16
2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………….16
2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………….…………………….23
3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………….………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43
Договор франчайзинга прекращается, прежде всего, в силу общих оснований прекращения обязательств, предусмотренных главой 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь, и оснований расторжения договора, предусмотренных главой 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Специфическим же основанием прекращения договора франчайзинга является смерть правообладателя - индивидуального предпринимателя и переход прав, составляющих предмет договора франчайзинга, к наследнику, который в течение шести месяцев со дня открытия наследства не приобрел статуса индивидуального предпринимателя. Еще одним свойственным лишь договору франчайзинга основанием прекращения обязательств по данному договору является прекращение права на фирменное наименование правообладателя без замены его новым фирменным наименованием.
Наличие в договоре франчайзинга условий, которые не должны прекращаться в связи с расторжением договора, объясняется тем, что договор франчайзинга предусматривает определенную общность интересов сторон, в рамках которых правообладатель может передать пользователю информацию и иные объекты гражданских прав, имеющие важное значение для передавшей их стороны, а значит, ее интересы должны быть защищены вне зависимости от того, прекратилось сотрудничество сторон или нет.
Перспективы развития франчайзинга в Беларуси положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность.
Нераспространенность франчайзинга в Беларуси объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, то есть слабой подготовкой предпринимателей. Развитие франчайзинга в Беларуси не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, - это белорусское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) необходимо регистрировать, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствуют необходимая законодательная база и судебная практика. В США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в нашей стране отсутствует даже закон о франчайзинге.
Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в Беларуси может успешно развиваться. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для нашей экономики переоценить сложно: для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - возможность развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития всей белорусской экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 августа 2012 г. // принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. - 2/744.;
2. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. - 1/12259.;
3. О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства: Закон Республики Беларусь от 18.08.2004 № 316-З // принят Палатой представителей 8 июня 2004 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. - 2/1065.;
4. О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346: в ред. Постановления СовМина Республики Беларусь от 14.01.2013 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. - 5/29473.;
5. Об утверждении Инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 № 6: в ред. Постановления Госкомитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 01.07.2010 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. - 8/20945.;
6. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. - М., 2012.;
7. О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге): Закон Республики Казахстан, 24 июня 2002 г., № 330-II // БД «Закон» [Электронный ресурс]. - Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан.;
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина. - М., 2004. - 1192 с.;
9. Алейников, Д. Договор франчайзинга
как метод развития бизнеса / Д.Алейников
// Здесь и сейчас [Электронный ресурс].
- 2012. - Режим доступа: http://zis.by/articles/
10. Быкова, Т.П., Шерснева, С.П. Франчайзинг: мультипликация успешного бизнеса / Т.П.Быкова, С.П.Шерснева. - Минск: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, 2012. - 154 с.;
11. Кисиков, Бекнур. Франчайзинг в Казахстане / Бекнур Кисиков. - Алматы: фонд «Игилик», 2011. - 240 с.;
12. Лебедев, И.В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность / И.В.Лебедев. - М.: Вектор, 2006.- 234 с.;
13. Лысенко, Е.С. Определение франчайзинга / Е.С.Лысенко // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - N 4. - С. 355 - 358.;
14. Мендельсон, М. Руководство по франчайзингу / М.Мендельсон. - М., 1995. - 176 с.;
15. Поворин, С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике / С.В.Поворин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - N 3. - С. 29 - 32.;
16. Стажкова, М.М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги / М.М.Стажкова. - М.: Статус-Кво-97, 2007. - 80 с.;
17. Франчайзинг сегодня в Беларуси
// Ассоциация франчайзеров и франчайзи
«Белфранчайзинг» [Электронный ресурс].
- 2012. - Режим доступа: http://belfranchising.by/
18. Франчайзинг в Украине в 2009
году // Franchising.ua [Электронный ресурс].-2012.
- Режим доступа: http://ru.franchising.ua/
19. Шагова, О.С. Сущность и роль франчайзинга в современной экономике / О.С.Шагова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - N 2. - С. 268 - 273.