Правовые основы договора франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить договор франчайзинга как гражданско-правовой договор. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
1) изучить понятие и основные признаки договора франчайзинга;
2) выявить обязательные условия договора франчайзинга;
3) проанализировать отличительные черты франчайзинга, позволяющие отграничить его от схожих договоров и правоотношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……….............….6

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………..…………….6
1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………….……………………...……….13

2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………..16

2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………….16
2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………….…………………….23

3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………….………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 81.23 Кб (Скачать файл)

Предметом договора является комплекс исключительных прав и правил организации предпринимательской  деятельности, которые во франчайзинговом соглашении передаются от франчайзера (правообладателя) к франчайзи (пользователю) в целях использования данного комплекса последним для производства товаров, перепродажи товаров или оказания услуг конечным потребителям в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории их использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности [1, с. 218].

В свою очередь, состав франшизы может включать в себя несколько  самостоятельных объектов, таких  как:

1) права на средства  индивидуализации (товарные знаки,  знаки обслуживания, фирменные наименования);

2) права на объекты  промышленной собственности (патенты  на изобретения, промышленные  образцы, полезные модели);

3) информация о способах  и средствах организации предпринимательской  деятельности, которую, в свою  очередь, можно разделить на: информацию  о способах оказания отдельных  видов услуг и производства  отдельных видов товаров, недоступную  другим участникам аналогичных  рынков (ноу-хау), и определенные  стандарты обслуживания [13, с. 355 - 357].

Таким образом, договор франчайзинга носит комплексный характер. Его  предмет (франшиза) включает в себя элементы различных договоров. Это  лицензионный договор, договор о  совместной деятельности, договор купли-продажи (например, при приобретении технической  и коммерческой документации, необходимой  для ведения бизнеса) и другие виды договоров. Возможность одновременного использования охраноспособных и неохраноспособных объектов правового регулирования и получения необходимых услуг создает для сторон договора франчайзинга преимущества при ведении хозяйственной деятельности.

В качестве обязательных элементов  лицензионного комплекса, предоставляемого пользователю, договором франчайзинга должно быть предусмотрено:

1) право использования  фирменного наименования;

2) право использования  нераскрытой информации, в том  числе секретов производства (ноу-хау).

Права на иные объекты интеллектуальной собственности, в том числе право  на использование товарного знака (знака обслуживания), могут быть включены в предмет договора франчайзинга факультативно.

Для передачи пользователю права на тот или иной объект интеллектуальной собственности необходимо, чтобы  лицо, передающее такое право, являлось правообладателем данного объекта на территории Беларуси. Так, по договору франчайзинга не может быть передано в составе лицензионного комплекса право на использование товарного знака, правовая охрана которого не распространяется на территорию Беларуси в силу национальной регистрации в патентном ведомстве, региональной или международной регистрации.

Для передачи пользователю права на использование товарного  знака нужно зарегистрировать этот товарный знак в Национальном центре интеллектуальной собственности или  распространить на него правовую охрану с использованием механизмов, предусмотренных  региональной или международной  системой регистрации товарных знаков.

Если стороны договора франчайзинга не готовы ждать его  регистрации, договор можно заключить  в отношении иных объектов интеллектуальной собственности, за исключением того, на который не распространяется правовая охрана на территории Беларуси, и параллельно  вести процесс регистрации недостающего объекта интеллектуальной собственности, а в последующем заключить  дополнительное соглашение к зарегистрированному  договору франчайзинга.

Рекомендуется указывать  в договоре франчайзинга конкретные цели использования передаваемого  комплекса прав, не ограничиваясь общей фразой «использование в предпринимательской деятельности». Если, например, по договору франчайзинга передается использование фирменного наименования, секретов производства (ноу-хау), товарного знака, а также право организации магазинов на территории Беларуси, целесообразно указать, что данный комплекс исключительных прав передается для организации розничной торговли определенными товарами и создания инфраструктуры.

Законодательство не содержит запрета на заключение договора франчайзинга на неопределенный срок; следовательно, стороны вправе выбрать срок действия договора по своему усмотрению.

Специфическая черта договора франчайзинга, как правило, длительная правовая связь между сторонами, поскольку передача пользователю лицензионного  комплекса предполагает его использование  в течение длительного периода  при надлежащем исполнении сторонами  предусмотренных договором условий.

Стабильность договора, заключенного на определенный срок, может быть достигнута включением положения о возможности  его автоматической пролонгации.

Франчайзинг, как и любой  вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

- одноразовая оплата франшизы. В международной практике используется термин «паушальный платеж». Это первоначальный единовременный платеж франчайзеру, выкуп права пользования его торговой маркой, который предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия;

- роялти - обязательные периодические  отчисления франчайзеру, выплачиваемые в течение всего срока действия договора франчайзинга в определенной сумме либо в процентах от дохода франчайзи;

- отчисление в централизованный  рекламный фонд с целью поддержания  имиджа товарной марки (бренда) объекта франчайзинга;

- иные платежи, направленные  на покрытие стоимости дополнительных услуг [16, с. 15].

Договор франчайзинга всегда является возмездным. Согласно п. 4 ст. 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь вознаграждение по договору франчайзинга может представлять собой:

1) фиксированный разовый  платеж. В этом случае одним  из условий договора должно  быть указание размера вознаграждения  за использование лицензионного  комплекса, а также сроки уплаты;

2) фиксированные периодические  платежи с указанием отчетного  периода, за который они взимаются,  а также сроков их уплаты. К  примеру, в качестве отчетного  периода может быть предусмотрен  календарный месяц, при этом  срок уплаты вознаграждения - не  позднее 10-го числа месяца, следующего  за отчетным;

3) отчисления от выручки.  Законодательство не препятствует  сторонам устанавливать размер  вознаграждения по договору франчайзинга  в виде отчислений от прибыли,  что, конечно, больше отвечает  интересам пользователя, чем правообладателя.  Определение размера вознаграждения  в виде процента от выручки  удобно в применении, т.к. платежи,  уплачиваемые пользователем в  качестве вознаграждения, могут  быть отнесены на затраты, уменьшающие  налоговую базу по налогу на  прибыль;

4) иные формы, предусмотренные  договором.

Не рекомендуется допускать  в договоре франчайзинга передачу прав на использование лицензионного  комплекса на безвозмездной основе, поскольку подобные правоотношения могут быть расценены как запрещенный  договор дарения. Существует риск, что  указанный договор, даже подчиненный  нормам иностранного права, будет признан  противоречащим императивным нормам права  Беларуси.

Не следует также закреплять в договоре минимальный размер вознаграждения, не соответствующий конъюнктуре  рынка: в данном случае есть риск признания  сделки притворной как совершенной  с целью прикрыть другую сделку - договор дарения.

Если в договоре франчайзинга происходит перемена сторон (например, меняется правообладатель), это не основание  для его расторжения или изменения. Новый правообладатель будет  нести тот же объем прав и обязанностей.

В случае смерти правообладателя - индивидуального предпринимателя  отношения по договору будут прекращены, если наследник не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя  в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Правообладатель может сменить  фирменное наименование в течение  срока действия договора, при этом пользователь вправе сохранить действующий  договор или потребовать его  расторжения и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора франчайзинга пользователь может потребовать  соразмерного уменьшения вознаграждения правообладателя, если понесены значительные финансовые потери при смене фирменного наименования.

Когда по договору франчайзинга передан комплекс исключительных прав и в течение срока действия договора прекратилось действие одного из них, договор продолжает действовать  в отношении остальных прав.

Договор франчайзинга, заключенный  с указанием срока либо без  указания срока, может быть расторгнут в соответствии с правилами Гражданского кодекса Республики Беларусь. Каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Досрочное расторжение договора франчайзинга, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации договоров франчайзинга.

Действие договора франчайзинга прекращается в случае прекращения  права на фирменное наименование без замены его новым фирменным  наименованием.

 

2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели.

Одной из сторон является франчайзер (правообладатель). Это предприниматель, как правило, владеющий успешным бизнесом, известным товарным знаком, передающий по франчайзинговому соглашению право пользования средствами индивидуализации, а также способы и приемы ведения предпринимательской деятельности франчайзи (пользователю). Франчайзи (правополучатель-пользователь) - это, как правило, начинающий предприниматель, приобретающий у крупной фирмы - франчайзера (правообладателя) на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение коммерческой деятельности с использованием средств индивидуализации правообладателя на определенной территории [13, с. 355 - 357].

Согласно п. 3 ст. 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь субъектами договора могут быть только лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, причем в их качестве могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. При этом не обязательно, чтобы пользователь уже занимался данным видом предпринимательской деятельности. Главное, чтобы он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и внесен в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основная обязанность  правообладателя - передача прав на пользование  объектами интеллектуальной собственности. Среди дополнительных обязательств можно встретить:

1) обязательства по передаче  технической и коммерческой документации, иной информации, необходимой для  осуществления пользователем исключительных  прав; передаче лицензии, если речь  идет об охраноспособных объектах;

2) обучение.

Правообладатель обязан проинструктировать пользователя по всем ключевым вопросам реализации исключительных прав, что  может включать обучение технологии оказания услуг или производства товара, его ремонта; обучение способам эффективного продвижения товара на рынок. По законодательству правообладатель обязан постоянно содействовать повышению квалификации работников пользователя на протяжении всего срока действия договора франчайзинга, если не оговорено иное;

3) передачу дополнительной  информации;

4) постоянное техническое  и консультационное содействие;

5) контроль качества товаров  (работ, услуг), производимых (выполняемых,  оказываемых) пользователем.

Основная обязанность  пользователя - выплата вознаграждения правообладателю.

Кроме того, существуют обязанности, связанные с требованиями по реализации исключительных прав, в частности:

- использование предусмотренным  в договоре способом фирменного  наименования правообладателя;

- обеспечение соответствия  качества производимых товаров  (работ, услуг) качеству аналогичных  товаров (работ, услуг), производимых  непосредственно правообладателем;

- следование инструкциям  правообладателя для обеспечения  соответствия характера, способов  и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем; указаниям по внешнему и внутреннему оформлению помещений;

- оказание покупателям  (заказчикам) дополнительных услуг,  на которые они могли бы  рассчитывать, приобретая товар,  заказывая выполнение работ, оказание  услуг непосредственно у правообладателя.

Информация о работе Правовые основы договора франчайзинга