Правовые основы договора франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить договор франчайзинга как гражданско-правовой договор. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
1) изучить понятие и основные признаки договора франчайзинга;
2) выявить обязательные условия договора франчайзинга;
3) проанализировать отличительные черты франчайзинга, позволяющие отграничить его от схожих договоров и правоотношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……….............….6

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………..…………….6
1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………….……………………...……….13

2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………..16

2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………….16
2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………….…………………….23

3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………….………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 81.23 Кб (Скачать файл)

В соответствии с нормами  статьи 1034 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем [6].

Следует также отметить, что каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока его действия, во всякое время  вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть  месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, в любое  время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

Кроме того, правообладатель  в соответствии с законодательством  вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью  или частично.

Односторонний отказ правообладателя  от исполнения договора возможен в  случае, если пользователь после направления  ему правообладателем письменного  требования об устранении нарушения  не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение  в течение одного года с даты направления ему указанного требования.

Обращаем внимание, что  досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также  расторжение договора, заключенного без указания срока, также подлежат государственной регистрации [6].

В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право  входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым  аналогичным правом, договор коммерческой концессии прекращается.

При объявлении правообладателя  или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии  также прекращается.

Вместе с тем в случае изменения правообладателем коммерческого  обозначения, входящего в комплекс исключительных прав, предоставленных  пользователю по договору коммерческой концессии, этот договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

В то же время в соответствии со статьей 1040 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в период действия договора коммерческой концессии истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор коммерческой концессии продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения [6].

Анализируя развитие франчайзинга в Российской Федерации, следует  обратить внимание, что среди факторов, тормозящих его развитие, следует  выделить недостаточный уровень  поддержки финансовыми организациями, отсутствие должного информирования, в том числе закрытость данных о франчайзерах и франчайзи.

Казахстанский франчайзинг начался с появлением в 1994 году завода «Coca-Cola», открытого по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Начиная с 2002 года франчайзинг в Казахстане получил новый толчок в своем развитии, поскольку принимается Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», основывается Ассоциация франчайзинга Казахстана и получает свой старт проект, направленный на формирование национальной системы франчайзинга в Республике Казахстан.

Так, согласно статье 1 Закона Республики Казахстан под комплексной  предпринимательской лицензией (франчайзингом) понимается предпринимательская деятельность, при которой правообладатель  комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу [7].

Субъектами франчайзинговых отношений в Республике Казахстан являются физические и юридические лица.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан по договору комплексной предпринимательской  лицензии одна сторона (комплексный  лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования  фирменного наименования лицензиара и  охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных  договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата [7].

Договор комплексной предпринимательской  лицензии предусматривает использование  лицензионного комплекса, деловой  репутации и коммерческого опыта  лицензиара в определенном объеме (в  частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно  к определенной сфере деятельности.

Кроме того, договор комплексной  предпринимательской лицензии может  также предусматривать:

- передачу информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, регулярное оказание управленческого, технического и информационного содействия комплексному лицензиату в течение всего срока договора;

- меры контроля со стороны комплексного лицензиара за исполнением комплексным лицензиатом требований, относящихся к использованию переданного в пользование комплексному лицензиату комплекса исключительных прав.

Договор комплексной предпринимательской  лицензии должен заключаться в письменной форме как на определенный срок, так и бессрочно.

Участниками договора комплексной  предпринимательской лицензии являются стороны договора и третьи лица.

Вместе с тем сторонами  договора комплексной предпринимательской  лицензии являются комплексный лицензиар  и комплексный лицензиат. Третьими лицами по соглашению сторон могут  быть лицензионный брокер, индивидуальный предприниматель, банковские, страховые  и иные организации.

Под лицензионным брокером понимается физическое или юридическое  лицо, осуществляющее посредническую деятельность при заключении и исполнении договора комплексной предпринимательской  лицензии.

В соответствии с нормами  статьи 13 Закона Республики Казахстан  лицензионный брокер может действовать  как от своего имени и за свой риск, так и от имени и за риск лицензиара, лицензиата или иных субъектов франчайзинговых отношений [7].

Статьей 20 Закона Республики Казахстан установлено, что основными  видами комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга) в Республике Казахстан являются [7]:

- комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) - рабочее место, согласно которой лицензиар создает подготовленное рабочее место и передает его с лицензионным комплексом лицензиату - индивидуальному предпринимателю;

- комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) - предприятие, при которой лицензиар создает предприятие и передает его с лицензионным комплексом лицензиату;

- конверсионная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг), при которой стороны заключают договор на основе преобразования структурных подразделений в самостоятельные предприятия;

- множественная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг), на основе которой лицензиат создает несколько предприятий;

- производственная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг);

- товарная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг).

Немаловажным является и  тот факт, что в Законе Республики Казахстан значительное количество норм посвящено государственной  поддержке франчайзинговых отношений, которая согласно статье 4 Закона Республики Казахстан осуществляется на следующих принципах:

- единства принципов и форм государственной поддержки малого предпринимательства, инвестиций и франчайзинговых отношений;

- согласованного взаимодействия государственных органов при осуществлении государственной поддержки франчайзинговых отношений;

- недопустимости необоснованного вмешательства государственных органов и их должностных лиц в предпринимательскую деятельность субъектов франчайзинговых отношений;

- защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

- гласности при разработке и применении мер государственной поддержки франчайзинговых отношений.

Основными мерами государственной  поддержки франчайзинговых отношений в Республике Казахстан являются:

- разработка и реализация программ по развитию и поддержке франчайзинговых отношений;

- разработка и совершенствование нормативных правовых актов по развитию и содействию франчайзинговых отношений;

- предоставление субъектам франчайзинговых отношений льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

- оказание консультационных услуг по вопросам, связанным с осуществлением франчайзинговой деятельности;

- регистрация и защита комплекса исключительных прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

- контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге);

- иные меры, содействующие развитию и распространению комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Казахстан [7].

Однако, несмотря на должное  нормативно-правовое регулирование  франчайзинга в Республике Казахстан, по мнению ряда экспертов, основными  проблемами, препятствующими его  развитию, являются отсутствие государственных  льгот и преференций, непрозрачность отечественного предпринимательства, слабая информированность о франчайзинге в целом.

Кроме того, особенностью франчайзинга в Республике Казахстан является его сублицензионность. Так, в стране мало классических отношений франчайзер - франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают здесь работать через свои российские или турецкие компании.

Вместе с тем в настоящее  время в Республике Казахстан  представлено примерно 450 иностранных  франшиз, 53 отечественные компании объявили себя франчайзерами [10, с. 136].

Отметим, что по оценкам  экспертов Республика Казахстан  является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии [11, с. 189].

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной курсовой работе, хотелось бы отметить следующее.

Договор франчайзинга предусматривает использование комплекса исключительных прав в определенном объеме, с установлением минимального и (или) максимального объема использования, а также с указанием или без указания территории их использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности.

Сторонами по договору франчайзинга могут быть только коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, что следует из самого названия и  юридической природы договора.

Основной обязанностью пользователя по договору франчайзинга является выплата  вознаграждения правообладателю. Данная обязанность, согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь, может осуществляться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором франчайзинга.

Несмотря на требование внешнего тождества между правообладателем и пользователем в отношениях с любым третьим лицом ст. 910-4 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязывает пользователя информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг на основании договора франчайзинга. Тем самым законодатель Республики Беларусь требует ставить в известность всех потребителей о том, что перед ними не правообладатель, а пользователь, хотя и использующий в своей деятельности аналог предприятия правообладателя.

В п. 2 ст. 910-5 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству. Исходя из норм антимонопольного законодательства, любые положения об ограничении конкуренции в договорах франчайзинга на территории Республике Беларусь, будут им противоречить. Соответственно, допускаемое п. 2 ст. 910-5 Гражданского кодекса Республики Беларусь ограничение конкуренции вступает в противоречие с положениями п. 1 этой же статьи Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Информация о работе Правовые основы договора франчайзинга