Правовые основы договора франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить договор франчайзинга как гражданско-правовой договор. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
1) изучить понятие и основные признаки договора франчайзинга;
2) выявить обязательные условия договора франчайзинга;
3) проанализировать отличительные черты франчайзинга, позволяющие отграничить его от схожих договоров и правоотношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……….............….6

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………..…………….6
1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………….……………………...……….13

2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………..16

2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………….16
2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………….…………………….23

3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………….………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 81.23 Кб (Скачать файл)

а) позволяет или требует  от предпринимателя вести определенный бизнес в течение срока контракта  о льготном предпринимательстве  под именем или используя имя, принадлежащее или ассоциируемое  с головной фирмой;

б) обязывает головную фирму  осуществлять постоянный контроль на весь период соглашения за тем, как  оператор ведет бизнес, являющийся объектом системы франчайзинга;

в) обязывает головную фирму  обеспечить оператора поддержкой в  ведении бизнеса, являющегося объектом франчайзинга (в области организации  льготного предпринимательства, обучения персонала, сбыта, управления и т.д.);

г) требует, чтобы оператор регулярно в период действия соглашения выплачивал головной фирме все оговоренные  в контракте платежи: и единовременно первоначальную оплату за право участия на рынке от ее имени, и фиксированные текущие платежи и отчисления [14, с. 17 - 18].

Источниками правового регулирования  договора франчайзинга в Республике Беларусь являются:

1. Гражданский кодекс  Республики Беларусь (глава 53).

2. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».

3. Инструкция о порядке  регистрации лицензионных договоров,  договоров уступки прав на  объекты права промышленной собственности  и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 № 6).

Трудности единого определения  франчайзинга возникают именно из-за того, что сам по себе франчайзинг  за всю историю своего развития видоизменялся, постепенно разделяясь на отдельные  виды.

В первую очередь франчайзинг  зародился именно как способ расширения рынка сбыта товаров с использованием фирменных обозначений правообладателей (например, «Singer», «General Motors»). В современном мире такие отношения называют дистрибьюторскими [13, с. 355 - 357].

Именно в то время зародился  товарный франчайзинг, который иногда называют франчайзингом продукта (торгового имени). Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара, при котором франчайзи (дилеры) покупают у ведущей крупной компании-производителя (франчайзера) право на продажу товаров с ее торговой маркой и сервисное обслуживание. Примеры: дилерские сети по торговле автомобилями, а также системы фирменных бензоколонок. Важно, что, если товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

Впоследствии на основе того, что компании стали предоставлять  право на производство продукции  под своей торговой маркой, возник производственный франчайзинг. Это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков «Кока-Кола», «Пепси»).

Позже всего (в 1950-х годах) возник сервисный франчайзинг, при  котором компании стали предоставлять  право оказывать услуги под своей  маркой (гостиничный бизнес, бытовое  обслуживание, общественное питание). Именно так во многих странах функционируют всемирно известные компании «Макдональдс», «Баскин-Роббинс», хотя в Беларуси «Макдональдс» - это дочернее предприятие со 100-процентным иностранным капиталом.

Сегодня получил наибольшее развитие деловой франчайзинг, который называют франчайзингом бизнес-формата, где франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера.

Корпоративный франчайзинг представляет собой современную форму организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

Конверсионный франчайзинг - это способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя [19, с. 268 - 273].

 

1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Несмотря на сложность  процедуры регистрации, франчайзинг  предлагает много преимуществ как  для франчайзи, так и для франчайзера.

1. Франчайзинг - это наилучшая  возможность организовать свое  собственное дело для начинающего  индивидуального предпринимателя,  человека, никогда не занимавшегося  бизнесом.

2. Снижается коммерческий  риск, так как этот вид предпринимательской  деятельности уже апробирован  крупной компанией.

3. Развивается малое предпринимательство  в стране, положительно влияя  на уровень развития отдельных  отраслей экономики, обеспечивая  повышение налоговых поступлений  и пополнение бюджета.

4. Решается проблема занятости  населения посредством создания  новых рабочих мест.

5. Обеспечиваются развитие  внешней торговли и привлечение  иностранных инвестиций за счет  применения международного франчайзинга.

6. Насыщаются рынки высококачественными  товарами и услугами.

7. Существует постоянная  поддержка от франчайзера в виде помощи в управлении (обучение технологиям, финансовая поддержка в форме краткосрочных кредитов, финансирования стартовых издержек франчайзи, техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и т.д.).

8. Также происходит рост  собственного капитала франчайзера за счет платежей, поступающих от франчайзи.

9. Нет необходимости тратить  денежные средства на рекламу  товаров (работ, услуг).

Но в то же время следует  указать и недостатки франчайзинга, которые возникают в процессе взаимодействия сторон.

1. Работа осуществляется  под определенным контролем франчайзера. Согласно абз. 4 ст. 910-4 Гражданского кодекса Республики Беларусь пользователь обязан соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе выполнять указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору франчайзинга исключительных прав.

2. Кроме вступительного  взноса франчайзеру франчайзи приходится регулярно платить часть прибыли.

3. Франчайзер осуществляет финансовый контроль за финансовой документацией франчайзи.

4. Необходимость следовать  тем методам ведения бизнеса,  которые определяет франчайзер. Пользователь обязан оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ, оказание услуг непосредственно у правообладателя; не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау) [1, с. 219].

5. Договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон посредством указания на обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории; не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга; отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; согласовывать с правообладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав [1, с. 219].

6. Судьба франчайзи во многом зависит от судьбы компании-франчайзера и определяется ею.

7. Контроль качества товаров  (работ, услуг), производимых (выполняемых,  оказываемых) пользователем на  основании договора франчайзинга, со стороны франчайзера.

Однако, несмотря на это, франчайзи является самостоятельным субъектом имущественного оборота, то есть совершает сделки от собственного имени, вследствие чего по общему правилу франчайзер не несет ответственности по обязательствам франчайзи, равно как и франчайзи не отвечает по обязательствам франчайзера [15, с. 29].

Таким образом, франчайзер и франчайзи, заключив договор, становятся элементами единой франчайзинговой системы, то есть оказываются зависимыми друг от друга. Кроме того, многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. Если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА

 

2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Законодательством Беларуси установлено требование о регистрации  договоров франчайзинга в Национальном центре интеллектуальной собственности  в Государственном реестре договоров  комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь. Сведения о зарегистрированных договорах, о внесенных в них изменениях и дополнениях, об их расторжении публикуются в официальном бюллетене патентного органа. Незарегистрированный договор считается ничтожным.

Если по договору комплексной  предпринимательской лицензии (франчайзинга) передаются права в отношении  изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий  интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), относящихся к продукту или способу в любой области  техники, такие договоры также подлежат регистрации в Государственном  реестре лицензионных договоров, договоров  уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности  Республики Беларусь.

Это положение обусловлено  тем, что предмет договора франчайзинга включает использование объектов исключительных прав, то есть таких объектов, права  на которые охраняются патентом или  свидетельством, зарегистрированным и выданным Национальным центром интеллектуальной собственности. Такая дополнительная регистрация необходима только в части использования объекта соответствующего исключительного права, если, конечно, это право передается по договору. Заметим, что усложненность регистрационной процедуры договоров франчайзинга в Беларуси обусловлена особенностями системы регистрации исключительных прав на фирменные наименования, товарные знаки и другие объекты, включая возникновение, закрепление и передачу прав. В целом несоблюдение требований, предъявляемых законом к оформлению договоров франчайзинга, влечет признание договора недействительным, что, несомненно, может иметь серьезные последствия для обеих сторон [17].

На практике может возникнуть проблема разграничения договора франчайзинга со смежными договорами, к форме  которых закон предъявляет разные требования. Так, например, при передаче в аренду торгового или промышленного  оборудования, вывесок, рекламных носителей (штендеров, баннеров) заключается договор аренды; при передаче материалов, полуфабрикатов - договор купли-продажи; если франчайзер берет на себя обязательства по обучению персонала - договор возмездного оказания услуг. Договор франчайзинга должен включать в себя весь комплекс лицензионных прав и все элементы перечисленных договоров.

Порой на практике стороны, оформляя комплексные отношения  в части передачи прав на объекты  интеллектуальной собственности несколькими  договорами отдельно - договором аренды, дистрибьюторским, договором комиссии и т.п., при этом полагают, что регистрировать такие договоры в государственных  органах не надо.

Это спорный вопрос. Следует  предупредить предпринимателей, что  в ряде случаев дистрибьюторские договоры или договоры о совместной деятельности могут быть признаны судом  договорами франчайзинга. Далее, поскольку  стороны не зарегистрировали договоры в государственных органах, то суд  может признать их ничтожными со всеми  вытекающими последствиями. Это  связано с тем, что в теории и в практике отсутствуют четкие критерии разграничения лицензионных, дистрибьюторских договоров и договоров  комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга).

Чаще всего практики и  ученые-цивилисты разграничивают их по принципу комплексности передаваемых прав. То есть передача прав на использование  изобретений по патентам - это лицензионный договор, а комплексный лицензионный договор с передачей ноу-хау и иных объектов уже рискует оказаться договором франчайзинга.

Примерная структура договора франчайзинга:

- предмет договора;

- вознаграждение правообладателя;

- права и обязанности  сторон;

- конфиденциальность;

- форс-мажор;

- ответственность сторон;

- арбитражная оговорка;

- срок действия договора;

- условия вступления договора  в силу, его изменения, расторжения.

Особенность структуры договора франчайзинга - наличие приложений, содержащих детальное описание объектов, входящих в состав лицензионного  комплекса (к примеру, секретов производства (ноу-хау), лицензии на товарный знак и  знак обслуживания, на фирменное наименование правообладателя), и условий его  использования, которые должен соблюдать  пользователь (например, стиль внутреннего  и внешнего оформления торгового  объекта, его месторасположение).

Информация о работе Правовые основы договора франчайзинга