Правовые основы договора франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить договор франчайзинга как гражданско-правовой договор. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
1) изучить понятие и основные признаки договора франчайзинга;
2) выявить обязательные условия договора франчайзинга;
3) проанализировать отличительные черты франчайзинга, позволяющие отграничить его от схожих договоров и правоотношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……….............….6

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………..…………….6
1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………….……………………...……….13

2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………..16

2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………………….16
2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………….…………………….23

3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………….………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 81.23 Кб (Скачать файл)

Пользователь обязан информировать  потребителей о своем статусе (использовании  по договору франчайзинга средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг) наиболее очевидным  для них способом.

Конфиденциальность - основа защиты коммерческих интересов обеих  сторон. Правообладатель заинтересован сохранить конфиденциальность для защиты своей интеллектуальной собственности от конкурентов, в том же состоит и интерес пользователя, поскольку его успех зависит от успеха всей франчайзинговой сети. Суть договора франчайзинга такова, что большая часть передаваемой по нему информации может быть защищена лишь в случае, если в отношении ее соблюдаются требования о конфиденциальности, установленные для так называемой нераскрытой информации. Поэтому важно четко указать в договоре отнесение конкретной информации к конфиденциальной.

Одно из обязательных условий  договора франчайзинга - установление минимального и максимального объема передаваемых по договору прав. Поскольку  законодатель не предусматривает альтернативы, можно сделать вывод, что несоблюдение данного условия может повлечь  признание сделки незаключенной, хотя это условие не поименовано напрямую в качестве существенного условия  договора.

Договор нередко ограничивает права сторон в целях защиты экономических  интересов и ограничения в  конкурентной борьбе. Главное, чтобы  ограничения не противоречили антимонопольному законодательству.

Способы ограничения прав различны. Это может быть:

- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

- отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного  заинтересованного лица, если эти  ограничения с учетом состояния  соответствующего товарного рынка  и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Белорусское законодательство содержит многочисленные положения, направленные на защиту прав потребителя. Принимая во внимание положения статьи 910-6, правообладатель  несет субсидиарную ответственность  по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных  товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем. Кроме того, по требованиям, предъявляемым  к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФРАНЧАЙЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

 

Мировая практика доказала, что франчайзинг - это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это  наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего  бизнесмена, даже для человека, никогда  не занимавшегося бизнесом.

Эволюция развития франчайзинга насчитывает более чем 150-летнюю историю. Вместе с тем период наибольшего  подъема франчайзингового бизнеса приходится на 60 - 80-е гг. XX века, лидером развития которого выступают США. В это же время крупнейшие американские компании начали массово экспортировать франчайзинг, что привело к распространению рассматриваемого комплекса отношений на территории новых государств.

В связи с этим, а также  с целью формирования единообразных  подходов к понятию франчайзинговых отношений и их регулированию в 1960 году была создана Международная ассоциация франчайзинга, а в 1972 году - Европейская ассоциация франчайзинга. Кроме того, во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации [10, с. 11].

В результате такого развития было сформировано понятие франчайзинга, которое впоследствии получило закрепление  в национальных законодательствах  государств.

Согласно Руководству  по франчайзингу Всемирной организации  интеллектуальной собственности франчайзинг  представляет собой форму отношений  между независимыми компаниями и / или  физическими лицами, в рамках которой  одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и / или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

Следует также отметить, что ключевым моментом в комплексе  отношений франчайзинга является франшиза, под которой понимается разработанная  бизнес-модель, отступления от которой  не допускаются. Такая бизнес-модель включает в себя обучение ведению  определенного вида предпринимательской  деятельности, в том числе учебные  пособия, программное обеспечение, документацию, другие материалы [10, с. 12].

Итак, суть франчайзинговых отношений сводится к тиражированию успешно работающего бизнеса, а именно к приобретению имиджа и технологий действующего успешного предприятия. Франчайзер выступает в единственном числе и, как правило, имеет несколько франчайзи. Успешно работающие франчайзеры насчитывают в своей структуре от нескольких десятков до нескольких тысяч франчайзи. Вместе с тем около 50% всех мировых франчайзинговых сетей работают в сфере торговли, где ключевое место занимают рестораны и кафе быстрого питания, магазины продовольственных и промышленных товаров.

Бесспорным лидером в  развитии франчайзинга являются США. Так, по данным Pricewaterhouse Coopers, если в 1998 году в США насчитывалось 3000 компаний-франчайзеров, объединявших более 400000 франчайзи, то в 2010 году количество франчайзинговых компаний превысило 900000. Среди европейских стран лидирующее положение по распространению франчайзинга занимает Франция. Здесь насчитывается более 1000 франчайзеров и 35000 франчайзи. В Германии сегодня насчитывается более 500 франчайзеров и свыше 20000 франчайзи. Из европейских государств на последнем месте находится Дания: около 100 франчайзеров и несколько тысяч франчайзи [10, с. 14].

В настоящее время в  мире сформировались единообразные  подходы к пониманию франчайзинговых отношений, чему способствовало принятие в 1972 году Европейского кодекса этики франчайзинга. Согласно данному документу франчайзинг представляет собой систему маркетинга товаров, услуг, технологий, основанную на близком и длительном сотрудничестве между юридически и материально независимыми компаниями, одна из которых (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) право вести дело в соответствии с заранее оговоренными условиями. Характерным элементом франшизы является предоставление франчайзером ноу-хау, которое должно быть «специфическим, испытанным и передаваемым» [10, с. 40].

Рассматривая страны постсоветского пространства, следует отметить, что  наибольшее распространение франчайзинг  получил на территории Российской Федерации, где его активное развитие приходится на начало 1990 года. Некоторые аналитики  считают годом рождения российского  франчайзинга 1992 год, когда компания «Allied Domecq» - обладательница права на торговую марку «Баскин Робинс» - продала в Российской Федерации первую франшизу. На сегодняшний день в Российской Федерации присутствует около 30 известных иностранных брендов [10, с. 129].

Эквивалентом известного в зарубежном законодательстве понятия «франчайзинг» в законодательстве Российской Федерации является коммерческая концессия, правовое регулирование которой осуществляется главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). При этом правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

Договор коммерческой концессии  предусматривает использование  комплекса исключительных прав, деловой  репутации и коммерческого опыта  правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением  минимального и (или) максимального  объема использования), с указанием  или без указания территории использования  применительно к определенной сфере  предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя  или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Договор коммерческой концессии  должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы  договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит государственной  регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого  требования договор также считается  ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 1029 Гражданского кодекса Российской Федерации договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии. При этом договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается.

Следует также отметить, что пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный  правообладателю действиями вторичных  пользователей, если иное не предусмотрено  договором коммерческой концессии.

Что касается вопроса вознаграждения, выплачиваемого по договору коммерческой концессии, то оно может выплачиваться  пользователем правообладателю  в форме фиксированных разовых  и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Немаловажным также представляется правило, установленное статьей  1033 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:

- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

- отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

- обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

- обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Кроме того, условия договора коммерческой концессии, предусматривающие  обязательство пользователя продавать  товары, выполнять работы или оказывать  услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором  территории, являются ничтожными.

Информация о работе Правовые основы договора франчайзинга