Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать собственное определение понятия «реорганизация юридического лица»;

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические основы реорганизации юридических лиц
5
1.1. Понятие, признаки и виды реорганизации юридических лиц
5
1.2. Процедура реорганизации
12
Глава 2. Некоторые аспекты при реорганизации юридических лиц
19
2.1. Особенности форм реорганизации юридических лиц
19
2.2. Правовая природа передаточного акта и разделительного баланса
35
2.3. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
39
Глава 3. Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства
46
Заключение
57
Библиографический список
60

Файлы: 1 файл

Реорганизация юридических лиц.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые авторы классифицируют реорганизацию по отношению к  волеизъявлению собственника на добровольные (по решению участников, собственников или уполномоченного органа), принудительные (по решению компетентного государственного органа) и вынужденные (вызванные изменением действующего законодательства).

Предлагается также  возможная классификация видов  реорганизации путем объединения указанных в ПС групп. При этом первая - укрупнение общества, когда на основе двух или нескольких юридических лиц создается одно более крупное, поглощающее ранее существовавшее (сюда возможно отнести слияние и присоединение). Вторая - разукрупнение, при котором на основе одного создаются два или несколько новых. Выделение - при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части, принадлежащих ему прав и обязанностей создается одно или несколько новых обществ.

Обращаясь к анализу отдельных форм реорганизации, следует отметить такую принципиальную особенность реорганизации в виде слияния и присоединения, как усложненный юридический состав. Поскольку сливающихся организаций должно быть как минимум две, необходим факт принятия соответствующего решения учредителями (участниками) либо уполномоченными на то учредительными документами органами всех юридических лиц, участвующих в реорганизации.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке». Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: 1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; 2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); 3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации  либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Каждый вид реорганизации  имеет свои отличия. В предлагаемой работе изложены особенности четырех  видов реорганизации с учетом нового порядка. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может преобразоваться в акционерное общество (АО), общество с дополнительной ответственностью и производственный кооператив. АО может преобразоваться в ООО и производственный кооператив.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить: а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании); б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении); в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

 

1.2. Процедура реорганизации

К сожалению, Гражданский  кодекс не установил общую для  всех юридических лиц процедуру  согласования воли участвующих в  реорганизации субъектов по принципиальным вопросам, влияющим на правовое положение сторон в ходе реализации принятого решения. Закон "Об акционерных обществах" дал лишь частный пример решения данной проблемы применительно к акционерным обществам, предусмотрев заключение обществами, участвующими в слиянии (присоединении), соответствующего договора, в котором определяются порядок и условия слияния (присоединения), а также порядок конвертации акций (ст. 16,17).

Любая реорганизация  существенным образом затрагивает  интересы кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому обеспечение прав кредиторов - один из основных вопросов правового регулирования реорганизации. Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, то есть практически на само юридическое лицо (ст.60 ГК РФ). Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков. В случаях, предусмотренных законом, реорганизация общества в форме слияния или присоединения может быть проведена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Если антимонопольный орган не дает согласия на реорганизацию, организация вправе обратиться в суд. Чтобы реализовать принцип универсального правопреемства, закрепленный в Гражданском кодексе, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого общества. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации. Инвентаризация является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества и финансовых обязательств и носит обязательный характер (п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ).

На основании проведенной  инвентаризации составляется передаточный акт или разделительный баланс. В  них содержатся положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (п.3 ст.60 ГК РФ).

Процедура реорганизации  имеет этапы и правила, характерные  для всех четырех форм.

1. В момент регистрации нового юридического лица, созданного в процессе преобразования, слияния, выделения, оно должно встать на налоговый учет. Это происходит «автоматически», т.е. регистрирующий (налоговый) орган подает документы во все фонды. После регистрации лицо должно изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственные внебюджетные фонды.

2. При слиянии и  присоединении прекращается деятельность  юридических лиц - предшественников. Ликвидация этих юридических  лиц будет завершена только  после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр, а для этого необходимо снять предприятие с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать.

3. Юридическое лицо  считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента ликвидации присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ).

Компания, принявшая решение  о реорганизации, обязана письменно  в срок не позднее трех дней со дня  принятия такого решения сообщить об этом решении в налоговый орган по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ). За нарушение данного срока штраф налагается как на юридическое лицо - нарушителя, так и на его руководителя. После этого в ЕГРЮЛ вносится запись о начале процедуры регистрации. Юридические лица, которые регистрируют свою реорганизацию, обязаны разместить данную информацию в СМИ. Размещение информации осуществляется 2 раза с периодичностью в один месяц. После направления в органы регистрации уведомления о намерении проведения реорганизации, в течение 5 рабочих дней реорганизуемое юридическое лицо обязано уведомить об этом всех кредиторов. Также реорганизуемое юридическое лицо обязано направить уведомление о том, что будет проведена реорганизация, в письменной форме в органы ФНС.

Требования кредиторов должны быть предоставлены не позднее, чем в 30-дневный срок с момента уведомления о реорганизации юридического лица. Кредиторы могут потребовать досрочного исполнения обязательств компании должника в том случае, если право требования возникло до уведомления о том, что будет проведена реорганизация. В том случае, если реорганизуемое юридическое лицо по каким-либо причинам не может досрочно выполнить требования кредитора, обязательства прекращаются, а кредитору возмещаются убытки. Даже в том случае, если кредиторы реорганизуемого юридического лица предъявляют требования, это не является основанием для прекращения или приостановления действий, направленных на преобразование юридического лица.

На основании ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц" (далее - Закон о государственной регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются: а) заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица. В заявлении подтверждается, что: учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление; б) учредительные документы каждого юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии); в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии (ст. 52 Закона об ООО Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006); д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины.

Место нахождения юридических  лиц, создаваемых путем реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого лица. Дальнейшая государственная  регистрация вновь возникшего в  результате реорганизации юридического лица в соответствии со ст.8 Закона о государственной регистрации осуществляется по месту его нахождения.

Государственную регистрацию  создаваемых путем реорганизации  юридических лиц осуществляет регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. На это им отводится не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.4 ст.15 Закона о государственной регистрации). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение - реорганизация в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо реорганизовано с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (ст.57 ГК РФ, ст. 16 Закона N 129-ФЗ).

Статья 60 Гражданского кодекса, предусматривающая гарантии кредиторов реорганизуемого юридического лица, изложена в новой редакции, Федеральный  закон «О государственной регистрации  юридических лиц» дополнен новой  статьей 13.1 о порядке уведомления о реорганизации юридического лица. Соответствующие дополнения с некоторыми особенностями внесены и в ФЗ «Об акционерных обществах».

На реорганизуемое юридическое  лицо возложена обязанность уведомления  ИФНС о реорганизации с приложением  решения о реорганизации в течение трех дней после принятия такого решения. Расширен перечень сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Теперь ИФНС обязано в течение трех дней с момента получения уведомления вносить в ЕГРЮЛ запись о нахождении юридического лица (лиц) в процессе реорганизации. Ранее такой порядок был предусмотрен только в отношении ликвидации. Помимо этого, реорганизуемые юридические лица теперь обязаны опубликовать сведения о реорганизации дважды (по одному разу в месяц) в СМИ, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц. Публикация объявления допускается только после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица.

Существенными являются изменение условий о последствиях принятия решения о реорганизации  для кредиторов. Ранее кредитор реорганизуемого юридического лица имел альтернативный выбор: потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. С нового года кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, и только при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. При этом законом могут быть предусмотрены исключения из данного правила. Так, например, данное исключение сделано для случаев реорганизации открытых акционерных обществ и кредитных организаций. Интересна также новелла в п.4 ст.60 ГК РФ, согласно которой в случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Ранее такое положение отсутствовало в законодательстве.

Информация о работе Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства