Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать собственное определение понятия «реорганизация юридического лица»;
Введение
2
Глава 1. Теоретические основы реорганизации юридических лиц
5
1.1. Понятие, признаки и виды реорганизации юридических лиц
5
1.2. Процедура реорганизации
12
Глава 2. Некоторые аспекты при реорганизации юридических лиц
19
2.1. Особенности форм реорганизации юридических лиц
19
2.2. Правовая природа передаточного акта и разделительного баланса
35
2.3. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
39
Глава 3. Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства
46
Заключение
57
Библиографический список
60
Возможное решение указанной проблемы видится в согласовании норм различных отраслей законодательства — не только гражданского, но и административного, процессуального, при котором будут закреплены четкие основания и правовые процедуры аннулирования реорганизации, а также необходимые для их реализации процессуальные механизмы.30 Между тем центральный блок проблем, связанных с аннулированием реорганизации, сосредоточен именно в гражданском законодательстве. В настоящее время в российской судебно-арбитражной практике утвердилась или по крайней мере является превалирующей точка зрения, в соответствии с которой реорганизация юридического лица не квалифицируется в качестве гражданско-правовой сделки (в смысле ст. 153 ГК РФ), а рассматривается как сложный состав, включающий в себя множество юридических фактов.31
В результате проведенного анализа были разработаны ряд предложений:
1. Разработать проект
федерального закона о
2. Предложено определение понятия реорганизации применительно к сфере гражданско-правовых отношений: «Реорганизация юридических лиц - это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, и влекущий универсальное правопреемство».
3. Предложено классифицировать правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридического лица, на две группы: "внутренние правоотношения" - охватывающие круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешние правоотношения" - отражающие связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом отмечается взаимообусловленность данных групп правоотношений, а также определяется обязательственно-правовая связь их субъектов.
4. Статья 60 ГК РФ однозначно не определяет, вплоть до какого момента подлежат рассмотрению и кем удовлетворяются требования кредиторов реорганизуемого юридического лица о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков. Предложено дополнить п.2 ст.60 ГК РФ вторым абзацем, изложив его в следующей редакции: «2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является юридическое лицо, и возмещения убытков. Требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства и о возмещении убытков могут быть предъявлены реорганизуемому юридическому лицу до момента государственной регистрации нового юридического лица».
5. Законодательство не содержит критериев, по которым составляется передаточный акт. Предложено при составлении передаточного акта четко указывать к кому из правопреемников переходит конкретное обязательство. В качестве общего правила следует признать, что к каждому из вновь созданных юридических лиц передаваемое обязательство переходит в полном объеме, если иное прямо не предусмотрено в передаточном акте. В передаточном акте также должно содержаться указание, к кому и в каком объеме переходят права и обязанности, вытекающие из конкретного обязательства. В передаточном акте следует определить правопреемников юридического лица на неимущественные права юридического лица, в частности, право на товарный знак и знак обслуживания. Соблюдение указанных рекомендаций позволит обеспечить защиту интересов кредиторов, укрепит стабильность гражданского оборота и стабилизирует имущественное положение всех юридических лиц.
6. В законодательстве отсутствуют нормы об основаниях признания реорганизации юридических лиц недействительной. Перечень злоупотреблений правом, согласно ст. 10 ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку предусмотреть все возможные формы злоупотребления правом не представляется возможным. Однако данной нормы явно недостаточно для того, чтобы эффективно бороться со злоупотреблением правом, поскольку в данном случае недобросовестное лицо только лишается судебной защиты прав, которые он употребил во зло. Предложено признавать действия по передаче имущества в ходе недобросовестной реорганизации сделками, что позволит применить к этим действиям нормы ГК РФ о недействительности сделок, признавать такие сделки недействительными и осуществлять реституцию.
Считаем, что ст. 15 Закона об акционерных обществах должна быть дополнена нормой, обязывающей реорганизуемые общества (такая обязанность может быть возложена на совет директоров (наблюдательный совет)) для определения рыночной стоимости неденежных взносов в уставные капиталы создаваемых обществ привлекать независимых оценщиков. В этом случае, по аналогии с п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах, величина денежной оценки имущества, произведенной советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.
Необходимо предусмотреть ответственность оценщика за завышение стоимости объекта оценки, в размере такого завышения.
Заключение
При реорганизации
юридического лица происходит
либо смена организационно-
Существующее
в настоящее время российское
корпоративное
Те немногие нормы, которые
содержатся в части первой ГК (ст.
ст. 57, 68) и посвящены реорганизации
юридических лиц, не вносят большой
ясности в рассматриваемую
В ходе возможной реформы законодательства о реорганизации следовало бы решить ряд принципиальных вопросов, которые сосредоточены вокруг наиболее сложных проблем законодательства о реорганизации. Данные вопросы можно сгруппировать в несколько блоков, без достижения принципиального консенсуса по которым невозможно дальнейшее движение по реформированию законодательства в названной области.
Необходимо определится с тем, следует ли закреплять на законодательном уровне специальные основания для признания реорганизации недействительной, либо ограничиться установлением соотношения требований между, с одной стороны, признанием недействительными корпоративных актов, послуживших основанием для реорганизации (решений советов директоров, общих собраний акционеров или участников и проч.), а с другой стороны, законность создания юридических лиц, действительности их учредительных документов, актов о государственной регистрации, наконец, действий по передаче имущества от организаций – правопредшественников ко всем вновь возникшим правопреемникам.
Вне зависимости от решения указанных вопросов, в настоящее время остро ощущается необходимость в закреплении на законодательном уровне ряда норм, направленных на стабилизацию отношений в рассматриваемой области с целью предотвращения корпоративного шантажа, для чего следовало бы предусмотреть сокращенные сроки исковой давности по указанным требованиям, сузить круг лиц, имеющих право на заявление соответствующих требований (например, акционер, приобретший акции после реорганизации либо кредитор, получивший право требования от другого кредитора, не вправе оспаривать ранее совершенную реорганизацию, если на момент ее окончания права указанных лиц не нарушались), наконец, указать, что реорганизация может быть признана недействительной лишь в судебном порядке, за исключением случая, когда такое требование выдвигается всеми участниками (учредителями, членами, акционерами) организаций, участвующих в реорганизации.
Решение приведенных выше общих для всех реорганизационных процедур вопросов позволит перейти к проработке более частных проблем, имеющих, возможно, технический характер, либо связанных с реорганизацией отдельных разновидностей юридических лиц (вопросы осуществления юридическим лицом текущей хозяйственной деятельности при реорганизации, более детальная регламентация порядка созыва и проведения собрания учредителей (участников) хозяйственных обществ, создаваемых в результате реорганизации и проч.).
Библиографический список
Нормативные акты
Специальная литература