Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать собственное определение понятия «реорганизация юридического лица»;
Введение
2
Глава 1. Теоретические основы реорганизации юридических лиц
5
1.1. Понятие, признаки и виды реорганизации юридических лиц
5
1.2. Процедура реорганизации
12
Глава 2. Некоторые аспекты при реорганизации юридических лиц
19
2.1. Особенности форм реорганизации юридических лиц
19
2.2. Правовая природа передаточного акта и разделительного баланса
35
2.3. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
39
Глава 3. Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства
46
Заключение
57
Библиографический список
60
Еще одна проблема возникает в связи с установлением в п. 4 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормы о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в другой (например, унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие) не считается реорганизацией и, соответственно, в данном случае не применяются правила п. 7 ст. 29 рассматриваемого Федерального закона об обязательном извещении кредиторов унитарного предприятия. Также не является реорганизацией и изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). В данной связи следует заметить, что, прямо указывая на возможность и порядок преобразования унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие, Федеральный закон ничего не говорит о возможности обратного преобразования.
В.Г. Степанов считает норму Федерального
закона "О государственных и
муниципальных унитарных
Слияние предприятий - это создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий. Деятельность последних при этом прекращается. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - правопреемника. С этого момента создавшие его юридические лица считаются прекратившими свое существование. Каждое из реорганизуемых предприятий на общем собрании учредителей принимает решение о реорганизации в форме слияния, об утверждении передаточного акта и об утверждении договора о слиянии.13
Договор о слиянии определяет порядок
и условия слияния
При получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, ИМНС незамедлительно сообщает об этом: в МНС РФ, если место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории различных субъектов РФ; в Управление МНС РФ, если место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории одного субъекта РФ. Территориальное отделение ИМНС, которое будет принимать решение о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, определяется МНС РФ или его Управлением. После принятия решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, ИМНС вносит в государственный реестр записи о создании юридического лица и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории. О государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, ИМНС сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. При получении этой информации регистрирующие органы вносят в государственный реестр запись о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территориях. Об этом они сообщают в ИМНС по адресу регистрации вновь созданного предприятия и направляют в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело.14
При получении регистрационного дела ИМНС по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом направивший его регистрирующий орган.
Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. В результате реорганизации в форме присоединения те юридические лица, которые присоединяются, прекращают свое существование (ликвидируются), а предприятие, к которому осуществляется присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязанностей, а также обязательств, оспариваемых сторонами присоединенных предприятий. Каждое предприятие, реорганизуемое в форме присоединения, на общем собрании учредителей принимает решение о присоединении и утверждении договора о присоединении, который определяет порядок и условия присоединения. Присоединяемые предприятия принимают дополнительное решение об утверждении передаточного акта.
Совместное собрание учредителей всех предприятий, участвующих в присоединении, принимает решения: о внесении изменений в учредительные документы предприятия, к которому осуществляется присоединение; об образовании складочного уставного капитала; о составе учредителей; об определении их доли (количества акций) уставного капитала; об избрании органов управления и ответственных за осуществление присоединения; по всем вопросам, оговоренным в договоре о присоединении. При присоединении необходимо внести изменения в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, а присоединяемые предприятия должны быть ликвидированы.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществляется ИМНС по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица. После принятия решения ИМНС незамедлительно сообщает об этом в ИМНС по месту нахождения всех присоединяемых юридических лиц.
На основании этого решения налоговые инспекции по месту нахождения присоединяемых юридических лиц вносят в государственный реестр запись о прекращении их деятельности и сообщают об этом в ИМНС по месту нахождения юридического лица, реорганизованного путем присоединения. Последняя вносит в государственный реестр запись об изменениях в учредительных документах юридического лица и сообщает об этом инспекциям по месту нахождения присоединяемых юридических лиц.
Одним из общих вопросов при реорганизации на практике является вопрос, связанный с требованиями кредиторов о досрочном исполнении обязательств или определении правопреемника по обязательствам, и в этих случаях суд вынужден растолковывать действующие нормы права и указывать на их верную взаимосвязь. Так, например, по одному из имевших место дел арбитражный суд указал, что возможность реализации кредитором права требовать досрочного исполнения обязательств реорганизованным предприятием не зависит от того, наступил ли срок для осуществления соответствующего права, а также от способности надлежащего исполнения должником своих обязательств в будущем.15
Реорганизация акционерного общества может быть проведена добровольно, по инициативе самого общества. Такая инициатива может быть вызвана различными факторами: это и желание расширить, укрупнить бизнес (при слиянии и присоединении), и избавление от несвойственной обществу деятельности (выделение), и раздор между акционерами, и желание "разойтись по-хорошему" (выделение и разделение). Предложение о проведении реорганизации общества в той или иной форме выносит на рассмотрение общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Закона об
акционерных обществах
Решение по вопросу о преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство может быть принято только единогласно. В некоторых прямо предусмотренных законом случаях реорганизация акционерного общества в форме разделения и выделения может быть проведена и при отсутствии на то воли акционеров, по решению уполномоченных органов или по решению суда. В некоторых случаях реорганизация в форме слияния, присоединения и преобразования акционерного общества может быть осуществлена лишь с предварительного согласия антимонопольного органа (об этом уже говорилось выше).
Особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25% акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются Законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях". Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006).
Очень важным является положение п. 3 ст. 15 Закона об акционерных обществах, устанавливающее, что формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. Это означает, что при реорганизации общества исключается возможность внесения дополнительных вкладов в уставный капитал создаваемых юридических лиц, а также привлечения средств других лиц.17
Отметим, что речь идет не только об уставном капитале реорганизуемого общества, но и о любом другом имуществе, в том числе об имущественных правах, принадлежащих этому обществу. Уставный капитал создаваемых в результате реорганизации обществ не может составлять меньше предусмотренного Законом минимума. Учитывая, что создаваемое в результате реорганизации общество, в силу специфики реорганизации, будет наделено не только правами реорганизуемого общества, но и его обязанностями, размер уставного капитала создаваемого общества не должен превышать стоимость его чистых активов. Вновь возникает вопрос о реальной цене неденежных взносов, передаваемых реорганизуемым обществом в уставный капитал создаваемого в результате реорганизации общества. Считаем, что ст. 15 Закона об акционерных обществах должна быть дополнена нормой, обязывающей реорганизуемые общества (такая обязанность может быть возложена на совет директоров (наблюдательный совет)) для определения рыночной стоимости неденежных взносов в уставные капиталы создаваемых обществ привлекать независимых оценщиков. В этом случае, по аналогии с п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах, величина денежной оценки имущества, произведенной советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком. Необходимо предусмотреть ответственность оценщика за завышение стоимости объекта оценки, в размере такого завышения. В случае реорганизации в форме выделения к ответственности за завышение стоимости неденежного взноса в уставный капитал создаваемого общества должно привлекаться и общество, из которого происходит выделение.
В юридической литературе18 высказывается мнение о возможности участия в реорганизации акционерного общества юридических лиц иных организационно-правовых форм. В этом вопросе мы присоединимся к мнению Шапкиной Г.С.19 и считаем, что слияние, присоединение, разделение и выделение могут производиться лишь в рамках одной организационно-правовой формы, поскольку ничего иного из анализа норм Закона об акционерных обществах, регулирующих условия реорганизации акционерных обществ, не следует.
Закон об акционерных
обществах является специальным
законом, поскольку к нему отсылают
нормы ГК РФ по вопросу жизнедеятельности
акционерных обществ, и только этот
Закон на сегодняшний день определяет
основания и порядок