Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать собственное определение понятия «реорганизация юридического лица»;

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические основы реорганизации юридических лиц
5
1.1. Понятие, признаки и виды реорганизации юридических лиц
5
1.2. Процедура реорганизации
12
Глава 2. Некоторые аспекты при реорганизации юридических лиц
19
2.1. Особенности форм реорганизации юридических лиц
19
2.2. Правовая природа передаточного акта и разделительного баланса
35
2.3. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
39
Глава 3. Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства
46
Заключение
57
Библиографический список
60

Файлы: 1 файл

Реорганизация юридических лиц.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

ФАС Уральского округа в  Постановлении от 28 октября 2009 г. N Ф09-8365/09-С6 пояснил, что при реорганизации  юридического лица к вновь созданному обществу переходит, в том числе, право на обращение за регистрацией объекта недвижимости. ФАС отметил, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником. К вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме переходит весь комплекс прав и обязанностей присоединенного в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент его реорганизации. При этом правопреемство при реорганизации юридического лица относится к числу универсальных, то есть охватывает все имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица. Стоит помнить, что при реорганизации возможно и сингулярное правопреемство, например, в случае выделения или разделения к выделенному юридическому лицу переходят не все права реорганизованного юридического лица, а лишь в  той части, в которой это прописано в разделительном балансе.

Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация  не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица. В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

  В соответствии с действующим законодательством, а именно согласно статье 58 ГК РФ, правопреемство осуществляется следующим образом.   При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.  При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.  При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно - правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Изучению проблем правопреемства, возникающих про проведении реорганизации юридических лиц, уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что институт правопреемства имеет важное значение в деле регулирования проведения процедуры реорганизации юридических лиц.

 

Глава 3. Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации  и перспективы развития действующего законодательства

Законодатели, а особенно в условиях финансового кризиса, активизировали свою деятельность в  рассматриваемей сфере. Однако внесенные  поправки не принесли ожидаемого эффекта. И потому поправки, уже оказавшие позитивное влияние на практику, все же не выходят за рамки собственно акционерного законодательства, а там, где требовалось изменение принципиальных положений ГК РФ, работы по реформированию корпоративного законодательства в очередной раз были отложены на будущее. В связи с разразившимся финансовым кризисом в числе законопроектов, внесенных за последние не сколько месяцев в Думу, оказался также проект поправок в законодательство о банках и банковской деятельности, а также в общегражданское законодательство, направленных на реформирование реорганизационных процедур хозяйственных обществ и главным образом ослабляющих влияние кредиторов реорганизуемых обществ на сам процесс реорганизации2. Указанные поправки были приняты в довольно сжатые сроки, и то, что годами не получало какого-либо развития — речь идет о смещении акцента с безусловной защиты прав кредиторов при реорганизации в сторону учета скорее интересов реорганизуемого юридического лица, — было довольно быстро оформлено названным законопроектом. Однако состоявшаяся в парламенте дискуссия показала, что остро ощущается необходимость проведения более серьезной реформы корпоративного законодательства в рассматриваемой области.22

Если реформировать  институт реорганизации, то делать это необходимо с использованием единых стандартов и одновременно в отношении всех юридических лиц — вне зависимости от их организационно-правовой формы. При этом возможная реформа должна включать в себя как изменение ГК РФ, так и специальных корпоративных законов.

Возможный проект, как представляется, должен решить ряд принципиальных вопросов по наиболее сложным проблемам законодательства о реорганизации. Все вопросы можно сгруппировать в несколько блоков, без достижения принципиального консенсуса по которым невозможно дальнейшее реформирование законодательства о реорганизации.

Первая проблема, которая обнаруживается в связи с институтом реорганизации, не имеет, возможно, существенного значения для отношений, возникающих в связи с осуществлением реорганизации, но в силу своего нормативного и юридико-технического свойства уже не первый год представляет большое препятствие для какой-либо реформы. Если предусматривать единые механизмы правового регулирования для различных организационно-правовых форм юридических лиц, то возникает вопрос: где фиксировать наиболее принципиальные для любых реорганизаций положения? По данному вопросу обозначились два подхода: (1) закрепление наиболее принципиальных положений, посвященных реорганизации, на уровне ГК РФ с по следующим их развитием в специальных корпоративных законах и (2) создание специального федерального закона, который бы включал в себя положения о реорганизации всех или основной части юридических лиц (например, организаций только одного типа — коммерческого).23

Первый вариант, отвечающий сложившейся системе гражданского законодательства, таит в себе ряд трудностей юридико-технического и практического свойства. Кодекс, будучи системообразующим нормативным правовым актом, занимает специфическое место в гражданском законодательстве, что предопределяет известный уровень абстрактности содержащихся в нем норм. Вследствие некоторых особенностей построения норм ГК РФ, необходимо отметить тот факт, что в ГК РФ являются применительно к юридическим лицам неодинаковые по степени детализации нормы. Многие правовые предписания части первой ГК РФ хотя и посвящены общим вопросам функционирования юридических лиц, но являются нормами прямого действия и не нуждаются в развитии в иных нормативных актах. Среди таковых выделяются нормы, содержащиеся в §1 главы 4 ГК РФ (основные положения о юридических лицах: определение и классификация юридических лиц, правила определения их наименований и места нахождения, общие вопросы правопреемства, основания ликвидации и пр.). Различная интенсивность правового регулирования и степень детализации тех или иных положений, применимых к юридическим лицам, объясняется неравномерным развитием гражданского оборота, невыдержанностью правовой политики на различных ее участках. Между тем реорганизация юридических лиц— это пример, который замечательным образом иллюстрирует неразвитость отечественного гражданского законодательства в рассматриваемой области, существовавшую на момент принятия ГК РФ и нашедшую в нем прямое отражение.24 Отдельные корпоративные законы в силу того, что они принимались после ГК РФ и неоднократно изменялись, ушли далеко вперед по сравнению с Кодексом, другой вопрос, хорошо или плохо это самое «далеко». Однако в любом случае Кодекс, будучи актом кодификации, мог бы вобрать в себя новеллы, необходимость принятия которых показала практика применения специальных корпоративных законов, те новеллы, которые оказались разумными и необходимыми, выработанными практикой и показавшими свою жизнеспособность на деле.25

Между тем сопоставительный анализ количества содержащихся сейчас в ГК РФ норм, которые посвящены реорганизации, и тех, которые следовало бы внести в Кодекс, показывает, что возможные поправки в ГК РФ в таком случае могут привести к еще большей неравномерности правовой материи Кодекса. В настоящее время все нормы, посвященные реорганизации, в ГК РФ содержатся лишь в нескольких довольно небольших по объему статьях (ст. 57—60, 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112, п. 6 ст. 115 ГК РФ). Проведение масштабной реформы законодательства о реорганизации повлечет необходимость включения в ГК РФ огромного количества новых норм, главным образом технического свойства. Поэтому как следствие все таки эффективнее будет принять федеральный закон, закрепить нормы, касающиеся реорганизации на уровне федерального закона.26

Подход, предполагающий принятие единого федерального закона о реорганизации вместо внесения множества поправок в ГК РФ и отдельные законы, позволит унифицированным образом урегулировать схожие по своему характеру отношения, возникающие по поводу реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. В целях реализации именно такого подхода Минэкономразвития России при участии ряда экспертов был разработан проект Федерального закона «О реорганизации коммерческих организаций»,27 который уже более восьми лет представляется в различных версиях как возможная основа для предстоящей реформы, однако каких-либо реальных законодательных инициатив в связи с данным законопроектом до настоящего времени выдвинуто не было.28 Между тем законопроект создает основу для реализации подхода, предполагающего вывод за рамки ГК РФ и федеральных законов по отдельным юридическим лицам процедурных норм, посвященных реорганизациям, а также унификацию правовых моделей и за крепление их в интегрированном законе.

При указанном подходе в большей мере можно обеспечить единообразие в регулировании наиболее принципиальных вопросов реорганизации — как на начальной стадии воздействия на хозяйственный оборот, т. е. при принятии такого акта, так и по прошествии некоторого времени. Понятно, что даже при подобном подходе в будущем будут предприниматься попытки «протащить» на уровне специальных законов особенности реорганизации отдельных организационно-правовых форм либо организаций в некоторых отраслях народного хозяйства (банковской сфере, страховании и пр.), которые позволят вывести за рамки общих моделей, закрепленных в базовом законе, реорганизацию некоторых групп юридических лиц. Подобный риск существует всегда, однако представляется, что положительный, хотя бы временный, эффект от единого закона перевешивает негативные последствия размывания общих границ в результате закрепления пресловутых «особенностей» на уровне отдельных законов. Наиболее принципиальные нормы, безусловно, могли бы быть отражены в ГК РФ с тем, чтобы впоследствии развить их на уровне единого закона о реорганизации.

Действующее гражданское  законодательство (п. 2 ст. 60 ГК РФ, а вслед за ним специальные корпоративные законы) предусматривает норму, предоставляющую кредиторам юридического лица право потребовать во внесудебном порядке прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.

Недавними (2008 г.) поправками названная норма была несколько изменена: отныне кредитор реорганизуемого юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Правда, тут же возникает вопрос толкования текста: если права требования уже возникли ранее, а требование досрочного исполнения обязательства может быть заявлено кредитором впоследствии, то новая редакция п. 2 ст. 60 ГК РФ ничем принципиально не отличается от прежней редакции; если же законодатель сократил возможности заявления требований о досрочном исполнении обязательств до тех досрочных требований, которые и так подлежали исполнению ранее опубликования уведомления о реорганизации, то это уже никакое не досрочное исполнение обязательств, а констатация факта, что налицо неисполненное обязательство, и в связи с этим можно требовать возмещения убытков.

Реорганизации, направленные на усиление экономической концентрации (слияние и присоединение), совершаются именно для того, чтобы повысить платеже- и конкурентоспособность соответствующих организаций, а потому лицо, создаваемое в результате реорганизации, в идеале всегда экономически более устойчиво. Реорганизации, ориентированные на диверсификацию хозяйственной деятельности (разделение и выделение), могут приводить к нарушению прав кредиторов, однако на этот случай известны простые способы противодействия недобросовестным практикам — солидарная ответственность по обязательствам реорганизованного лица всех юридических лиц, созданных в результате разделения или выделения.29 Права кредиторов в таком случае никоим образом не затрагиваются, а потому и довод о недопустимости замены должника оказывается неуместным.

Наряду с защитой  прав кредиторов реорганизуемого юридического лица следует скорректировать действующее законодательство с целью создания более гибкого механизма защиты прав инвесторов (участников, акционеров и пр.). Для этого необходимо: 1) разработать механизмы, препятствующие — при слиянии и присоединении — необоснованному размыванию прав корпоративного контроля, которые принадлежат участникам реорганизуемых юридических лиц; 2) расширить перечень случаев образования дробных акций, в том числе при реорганизации в форме разделения и выделения, если акционер реорганизуемого общества голосовал против или не принимал участия в голосовании по вопросу о реорганизации (абз. 2 п. 3 ст. 18 и абз. 3 п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В противном случае миноритарные акционеры и далее будут подвергаться опасности лишиться возможности получать именно те же доли в уставных капиталах, которыми они обладали до реорганизации; 3) полностью исключить действие норм, посвященных порядку одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью в отношении действий по передаче имущества, которые совершаются при реорганизации в порядке универсального правопреемства, поскольку подобные действия имеют правовую природу, принципиально отличную от передачи имущества во исполнение сделки. Наконец, полноценная защита прав и законных интересов как кредиторов, так и участников (акционеров, членов и пр.) реорганизуемого лица невозможна без усовершенствования процедуры уведомления о готовящейся реорганизации и раскрытия информации о наиболее важных ее аспектах.

Действующее законодательство в силу своего несовершенства и системных противоречий является причиной того, что в настоящее время имеется высокий риск признания любой реорганизации незаконной. Это связано главным образом с отсутствием внутренней согласованности норм гражданского законодательства о юридических лицах и процессуального законодательства, а также низкой юридической техникой нормативных правовых актов, посвященных государственной регистрации юридических лиц.

Информация о работе Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства