Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать собственное определение понятия «реорганизация юридического лица»;

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические основы реорганизации юридических лиц
5
1.1. Понятие, признаки и виды реорганизации юридических лиц
5
1.2. Процедура реорганизации
12
Глава 2. Некоторые аспекты при реорганизации юридических лиц
19
2.1. Особенности форм реорганизации юридических лиц
19
2.2. Правовая природа передаточного акта и разделительного баланса
35
2.3. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
39
Глава 3. Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства
46
Заключение
57
Библиографический список
60

Файлы: 1 файл

Реорганизация юридических лиц.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Действующее гражданское законодательство не определяет, что такое реорганизация юридического лица, выделяя лишь формы реорганизации. Отсутствие правового регулирования такого сложного и многообразного процесса как реорганизация юридических лиц, существование только единичных норм, устанавливающих общие правила, в ходе правоприменительной практики выявило значительные сложности. Также действующее законодательство не содержит определения «реорганизация» юридического лица, определены лишь формы реорганизации: слияние, выделение, преобразование, разделение, присоединение. Существует определенный порядок для реорганизации характерный для всех форм реорганизации.

 

Глава 2. Некоторые аспекты  при реорганизации юридических  лиц

2.1. Особенности форм реорганизации юридических лиц

 До 1964 года реорганизация  юридических лиц в форме присоединения  не признавалась самостоятельной формой и рассматривалась как форма слияния. В дальнейшем наметился принципиально новый подход к вопросу о классификации форм реорганизации, ранее соединенные в рамках одной формы - слияние и присоединение приобрели самостоятельный статус. Применение норм законодательства о реорганизации в форме присоединения выявила ряд серьезных пробелов, включающих специфику правопреемства, порядок разделения имущества, прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками; защищенность интересов кредиторов; участников и работников реорганизованного юридического лица; разграничение отдельных видов реорганизации и схожих правовых явлений, в частности, выделение и учреждение дочерних обществ, преобразование и приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством; порядок заключения и исполнения соответствующих договоров, заключаемых в процессе реорганизации.

Определяющими направлениями  в мировой экономике в настоящее  время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. На современном экономическом и политическом этапе Российская Федерация перестала быть обособленной, и мировые процессы не могут ее не затронуть. Экономическое развитие России не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем возникнет необходимость предприятий объединяться, чтобы не только выживать в жестокой конкурентной борьбе, но и преуспеть в бизнесе. Такие объединения могут происходить, в частности, в форме присоединения.

При проведении процедуры  реорганизации в форме слияния  или присоединения следует обращать внимание на правильное оформление необходимых документов. Особое внимание в данном случае заслуживает правовая сущность и порядок составления передаточного акта. Некоторые авторы справедливо отмечает, что использование передаточного акта для определения состава имущества, которое должно быть передано в результате реорганизации, представляется неудобным, поэтому правопреемство должно осуществлять по состоянию на момент завершения реорганизации в соответствии с реорганизационным договором.

Неудобство заключается в том, что передаточный акт, утвержденный акционерами одновременно с принятием решения о реорганизации, редко остается актуальным до момента передачи имущества другому обществу, поскольку содержание активов и пассивов реорганизуемого общества непрерывно меняется как в процессе его активной хозяйственной деятельности, так и при реализации кредиторами и акционерами общества своих прав, предусмотренных реорганизационным законодательством. Например, кредиторам предоставлено право требовать досрочного исполнения своих обязательств реорганизуемым обществом; акционерам, голосовавшим против решения о реорганизации, дано право требовать выкупа своих акций; у акционеров имеется право решать в ценные бумаги какого общества конвертировать свои акции при реорганизации в форме разделения или выделения.

При проведении реорганизации  в форме выделении или разделения в  качестве волевых актов для  проведения реорганизации выступают  решения общего собрания участников. Договор при этом не заключается. Из этого обстоятельства можно сделать вывод о том, что само решение общего собрания и является волеизъявлением, имеющим целью реорганизацию общества. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об акционерных обществах», и п.1 ст. 55 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» под реорганизацией в форме выделения понимается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения существования последней. Данное определение позволяет выделить следующие признаки реорганизации в форме выделения: на основе имущества юридического лица создается одно или несколько новых юридических лиц; созданным юридическим лицам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества; само реорганизуемое общество продолжает свое существование.

Выделение характеризуется  частным (сингулярным) правопреемством, при котором, в отличие от общего (универсального) правопреемства, правопреемник  занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых определенных правоотношениях. Выделение отличает от прочих форм реорганизации еще и тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Разделение представляет собой форму реорганизации юридического лица, при которой права и обязанности юридического лица переходят к вновь образованным юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Таким образом, разделение характеризуется следующими признаками: на основе имущества юридического лица создается две или несколько организаций; реорганизуемая организация прекращает свое существование, при этом принадлежащие ей права и обязанности переходят к вновь образованным в результате реорганизации юридическим лицам на основании разделительного баланса.

Одним из важнейших вопросов при реорганизации в форме  выделения и разделения является вопрос правового регулирования  прав кредиторов реорганизуемой организации. Законодателем предусмотрены определенные гарантии, защищающие права кредиторов. Одной из основных гарантий в данном случае является обязанность реорганизуемой организации уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации. Реорганизуемая организация должно опубликовать в соответствующем печатном издании данные о принятом решении и о государственной регистрации юридического лица.

При разделении и выделении  реорганизуемое общество самостоятельно распределяет права и обязанности  между выделяющимися или разделяющимися организациями. Отсутствие со стороны кредиторов требований к реорганизуемому обществу о прекращении или досрочном исполнении обязательств может рассматриваться как согласие на предложенное распределение имущества и на перевод обязательств на правопреемника реорганизуемого общества.

Выделение представляет собой создание одного или нескольких предприятий с передачей им части  прав и обязанностей реорганизуемого  предприятия (в пределах разделительного  баланса) без прекращения его  существования. Государственная регистрация вновь создаваемого в процессе выделения предприятия осуществляется в том же территориальном отделении ИМНС, в котором была осуществлена первичная регистрация предприятия, из которого осуществляется выделение. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица - правопреемника (т.е. выделенного предприятия). Регистрирующий орган (ИМНС), кроме регистрации нового выделенного предприятия, регистрирует изменения в учредительных документах предприятия, из которого осуществляется выделение, свидетельствующие о том, что оно реорганизовано путем выделения из него нового предприятия - правопреемника. О регистрации выделенного предприятия регистрирующий орган сообщает в ИМНС по месту нахождения вновь возникшего юридического лица и направляет в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело. Факт получения регистрационного дела подтверждается обычным путем.

Реорганизация государственных  унитарных предприятий может  осуществляться только по решению собственника (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ) в отличие от других видов коммерческих организаций, реорганизация которых может быть осуществлена также и по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Различные формы реорганизации унитарных предприятий соответствуют формам реорганизации других коммерческих организаций, однако с той особенностью, что вследствие требования о неделимости прав собственника имущества унитарного предприятия реорганизация в форме слияния или присоединения может быть осуществлена только в том случае, если имущество принадлежит одному и тому же публичному собственнику.

Вопрос реорганизации  хозяйственных обществ в форме  преобразования, является в настоящее  время наиболее актуальным. Изменение  организационно-правовой формы юридического лица часто становится залогом последующего успешного развития компании, поэтому хозяйствующие субъекты принимают решение о проведении реорганизации. Особое распространение получило преобразование обществ с ограниченной ответственностью в акционерные общества, поэтому представляется возможным рассмотреть порядок реорганизации на примере преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество. Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество обеспечивает компании ряд преимуществ - повышение открытости организации, ее интенсивное развитие за счет привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Принцип оформления прав акционера акциями является гарантией от уменьшения имущества юридического лица при выходе из него участников. Недостатком действующего порядка реорганизации в форме преобразования является «умолчание» закона относительно правоспособности юридического лица в период времени после принятия решения о преобразовании, но до государственной регистрации нового хозяйствующего субъекта. Актуальным является вопрос, может ли общество с ограниченной ответственностью, участники которого приняли решение о его реорганизации, заключать гражданско-правовые сделки по вопросам, не связанным с преобразованием, или же в этом период экономическая деятельность реорганизуемого общества парализована.

Анализируя нормы действующего законодательства, возможно сделать  вывод о том, что в соответствии с Законом РФ «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  хозяйственная деятельность преобразуемого юридического лица не предусматривается. Приняв на общем собрании решение о преобразовании, участники утверждают и передаточный акт, согласно которому определенный перечень имущества и обязательств передается новому акционерному обществу. При этом закон не дает ответа на вопрос о возможности внесения в передаточный акт изменений в связи с осуществляемыми сделками. В то же время методические рекомендации по вопросу составления бухгалтерской отчетности при реорганизации предусматривают случаи, когда данные передаточного акта не соответствуют данным бухгалтерской отчетности, что косвенно свидетельствует о возможности продолжать хозяйственную деятельность.

Преобразование некоммерческих юридических  лиц в коммерческие юридические  лица, несмотря на то, что этот вид  реорганизации недостаточно широко распространен, законодательство не содержит полного запрета на его осуществление. Нормативный материал об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, регулирующих такое преобразование достаточно противоречив, вследствие чего на практике возникает ряд вопросов. Некоммерческая организация не рассчитана на ведение коммерческой деятельности. Несмотря на это, многие некоммерческие организация создаются именно для коммерческой деятельности, а форма используется для снижения налогов. Да и другие некоммерческие организации часто вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку существовать исключительно на благотворительные пожертвования сегодня затруднительно.10

Изменение характера деятельности некоммерческих юридических лиц на коммерческие оказывается не таким радикальным, если состав участников и их заинтересованность в достижении общей цели сохраняются. Для подобного преобразования законодатель устанавливает строгие ограничения. Во-первых, для ряда некоммерческих организаций преобразование в коммерческое юридическое лицо вообще не допускается. Во-вторых, в случаях, когда такое преобразование допустимо, для него устанавливается особый порядок.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О некоммерческих организациях» только некоммерческие организация определенных организационно-правовых форм могут быть преобразованы в коммерческие юридические лица. Законодатель устанавливает три такие формы - некоммерческое партнерство, учреждение и ассоциация. Эти организация могут быть преобразованы в хозяйственные общества.

Государственная регистрация вновь  возникающего в процессе преобразования юридического лица осуществляется в  том регистрирующем органе (отделение  ИМНС), который зарегистрировал преобразуемое  предприятие. Общее собрание учредителей преобразуемого предприятия принимает решение о реорганизации, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей (акций) уставного капитала на акции (доли, паи) и размере нового уставного капитала, об утверждении устава создаваемого предприятия, об утверждении передаточного акта. Кроме того, принимается решение об избрании исполнительных органов нового предприятия и поручении им осуществления действий, связанных с регистрацией предприятия, создаваемого в процессе преобразования. Вновь созданное предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного предприятия в соответствии с передаточным актом, в т.ч. в части обязательств, оспариваемых сторонами.

На основании принятого решения  о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, ИМНС вносит в государственный реестр записи о вновь возникшем юридическом лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица. Регистрирующий орган направляет в адрес ИМНС по месту нахождения вновь созданного юридического лица заказным письмом с описью вложения регистрационное дело. При получении регистрационного дела ИМНС по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом направивший его регистрирующий орган.

Следует заметить, что основные проблемы в деятельности унитарных предприятий  вызывает институт реорганизации в  форме преобразования. В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" реорганизация в форме преобразования (то есть изменения организационно-правовой формы унитарного предприятия) может быть осуществлена только в государственное или муниципальное учреждение, а также в организации иной организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о приватизации. Законодательство же о приватизации предусматривает возможность преобразования только в открытое акционерное общество (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Одной из проблем, существующих в судебно-арбитражной практике по вопросам реорганизации в форме преобразования, является несоответствие нормы указанной статьи о возможности преобразования в государственное или муниципальное учреждение и нормы ч. 1 ст. 13, гласящей, что "некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации".11 Учитывая, что унитарное предприятие не может считаться некоммерческой организацией, следует признать необходимым для устранения указанной коллизии изменить диспозицию нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях", убрав указание на некоммерческий характер преобразуемой организации.

Информация о работе Проблемы правовой регламентации процесса реорганизации и перспективы развития действующего законодательства