Проблемы, пути решения и перспективы развития потребительского кредитования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных аспектов потребительского кредитования, анализ видов потребительского кредитования Сбербанка РФ, также выявление проблем и перспектив развития потребительского кредитования в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы потребительского кредита 5
1.1. Сущность потребительского кредита 5
1.2. Понятие и функции потребительского кредита 6
1.3 Классификация потребительских кредитов 11
1.4. Состояние потребительского кредитования в России 15
2. Анализ потребительского кредитования на примере России» ОАО «Сбербанк 19
2.1.Организация потребительского кредитования 19
2.2. Виды потребительского кредитования ОАО «Сбербанк России» 22
2.3. Анализ динамики, структуры и качества кредитного
портфеля банка 38
2.4. Сравнительный анализ программ потребительского кредитования ОАО «Сбербанк России» и ЗАО « ВТБ-24» 41
3. Проблемы, пути решения и перспективы развития потребительского кредитования в России 44
3.1. Проблемы потребительского кредитования в России 44
3.2. Пути решения проблем потребительского кредитования в России 54
3.3. Перспективы развития потребительского кредитования в России 56
Заключение 57
Список литературы

Файлы: 1 файл

Потребительское кредитование.docx

— 121.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                           3

1. Теоретические основы  потребительского кредита                                  5     

1.1. Сущность потребительского кредита                                                     5

1.2. Понятие и функции потребительского кредита                                    6   

1.3  Классификация потребительских кредитов                                         11

1.4. Состояние потребительского кредитования в России                       15       

2. Анализ потребительского  кредитования на примере России»                                                                                                                   ОАО «Сбербанк                                                                                                       19         

2.1.Организация потребительского  кредитования                                     19   

2.2. Виды потребительского  кредитования ОАО «Сбербанк России»    22

2.3. Анализ динамики, структуры и качества кредитного

портфеля банка                                                                                              38

2.4. Сравнительный анализ программ потребительского кредитования  ОАО «Сбербанк России» и ЗАО « ВТБ-24»                                                         41                                                         

3. Проблемы, пути решения и перспективы развития        потребительского кредитования в России                                                            44

3.1. Проблемы потребительского кредитования в России                         44    

3.2. Пути решения проблем  потребительского кредитования  в России   54

3.3. Перспективы развития  потребительского кредитования  в России    56

Заключение                                                                                                    57

Список литературы                                                                                        59

Приложение 1

Список сокращений, используемых в дипломной работе                         61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Потребительский кредит занимает особое место в общей банковской системе и играет немаловажную роль в современной рыночной экономике. Он служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения и способствует выравниванию потребительских групп населения  с различным уровнем доходов.

В последние годы потребительское  кредитование динамично развивалось. Расширялась география потребительского кредита, снижались процентные ставки по кредитам и т.д.

Банки предоставляют кредиты  различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных  ресурсов. Средства банка формируются  за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизированных банком во временное пользование путем  выпуска долговых ценных бумаг.

Банки предоставляют кредиты  различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных  ресурсов. Средства банка формируются  за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизированных банком во временное пользование путем  выпуска долговых ценных бумаг и  т.д.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве  развитых стран. Кроме того, сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.

Потребительское кредитование получило такое широкое распространение  в развитых странах в первую очередь  потому, что посредством использования  данной технологии финансирования покупок  резко расширяется емкость рынка  по целому спектру потребительских  товаров и недвижимости.

В России также наблюдается  стремительный рост потребительского кредитования. Можно отметить несколько  причин подобного роста:

во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности:

во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как  следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель),

в-третьих, опыт последних  лет показал неэффективность  простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары, услуги и прочее.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных аспектов потребительского кредитования, анализ видов потребительского кредитования Сбербанка РФ, также выявление проблем и перспектив развития потребительского кредитования в России.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих  задач:

-изучить сущность потребительского  кредитования;

-проанализировать виды  потребительского кредитования;

-проанализировать схемы  предоставления и погашения по  выданным кредитам

-проанализировать кредитный портфель банка;

-выявить проблемы и  перспективы развития системы  потребительского кредитования;

-разработать предложения  для совершенствования организации  потребительского кредитования.

Объектом исследования выбран банк ОАО «Сбербанк России».

В первой главе изучается  сущность и функции потребительского кредита, приводится классификация  потребительских кредитов, дается анализ современного кредитования.

В аналитической части  работы рассматривается особенности  организации потребительского кредитования, раскрываются виды и схема предоставления кредитов физическим лицам, порядок погашения по выданным кредитам, а также дается анализ кредитного портфеля банка.

В заключительной главе курсовой работы рассмотрены проблемы и перспективы  развития потребительского кредита  в России.

 

 

1. Теоретические основы  потребительского кредита.

1.1. Сущность потребительского  кредита.

На сегодняшний день потребительский кредит не имеет легального определения. Вместе с тем данный термин (потребительский кредит) с легкостью вошел в банковский и общественный оборот и достаточно активно используется в печати, различных исследованиях, официальных документах. 
В то же время, поскольку потребительское кредитование как сфера деятельности, требует регулирования, нельзя проигнорировать указанное упущение.

Что же такое потребительский  кредит? В России к потребительским  ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению. По сути своей - это продажа торговыми  предприятиями потребительских  товаров с отсрочкой платежа  или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата  за обучение, медицинское обслуживание и т.п.).

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита  могут быть и товары, и деньги. В качестве заемщика выступает население, а предоставляют основную часть  потребительского кредита банки. При  получении потребительского кредита  еще имеется, как правило, посредник - торговая фирма, продающая товары в кредит. Субъектами кредита, с одной  стороны, выступают кредиторы, в  данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди. Но поскольку последние  получают необходимые им средства в  большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчётного платежа. Кредит с разовым погашением. Сюда относятся текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли; в пределах предоставленных кредитов они покупают товары и, по истечении установленного срока, единовременно погашают свою задолженность. Потребительский кредит с разовым погашением включает также кредиты в виде отсрочки платежа (за услуги коммунальных предприятий, врачей и медицинских учреждений). Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота. По масштабам развития в России потребительского кредита пока существенно отстает от развитых стран. Однако в последние годы он получил довольно динамичное развитие.

Потребительский кредит предоставляется  на покупку товаров длительного  пользования, жилищное строительство  и приобретение квартир. В денежной форме - на строительство, ремонт и т.п. Кредит на текущие нужды, как правило, носит краткосрочный (до двух лет), а  на инвестиционные цели - долгосрочный характер.

Следствием бурного развития потребительского кредита стало  возросшее число просроченных долгов горожан банкам. Под воздействием этого процесса началось образование  цивилизованного рынка услуг  по возврату долгов частных лиц.

1.2. Понятие и функции потребительского кредита.

Процесс кредитования представляет собой передачу денег или материальных ценностей одной стороной (заимодавцем  или кредитором) другой стороне (заемщику) на условиях возвратности, платности  и срочности. Кредит является договором  займа по поводу предоставления денежных средств или товарно-материальных ценностей на определенных условиях (плата процентов, срок возврата) с  целью обеспечения хозяйственной  деятельности, удовлетворения потребностей в предоставляемых вещах и  т.п.

Потребительский кредит, является одной из форм кредита и служит средством удовлетворения различных  потребительских нужд населения. В  определенной степени он содействует  выравниванию потребления групп  населения с различным уровнем доходов.

В России потребительским  кредитом называют – любые виды ссуд, предоставляемые населению, в  том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и др.

В отличие от других кредитов объектом потребительского кредита  могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как  и оплачиваемыми за счет банковских ссуд, являются предметы потребления  длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают  кредиторы – коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины и другие учреждения, имеющие право на осуществление кредитной деятельности, а с другой стороны – заемщики-люди. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счет банковских ссуд, то фактически 90% всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с рассрочкой платежа.

Кредитная организация должна осуществлять кредитование населения  при соблюдении важнейших принципов, т.е. главных правил, которые позволяют  обеспечивать возвратное движение средств, а именно: принципы срочности, возвратности, обеспеченности, платности и дифференцированное. Применение всех принципов кредитования позволяет соблюсти интересы обоих  субъектов кредитной сделки: банка и заемщика.

Рассмотрим значение вышеуказанных  принципов кредитования:

Принцип срочности означает, что кредит должен быть, не только возвращен, а возвращен в строго определенный срок, то есть срок кредитования является предельным временем нахождения заемных средств у заемщика.

Принцип возвратности заключается в том, что по окончании срока кредитного договора заемные деньги должны быть возвращены кредитору в полной сумме (основной долг) плюс проценты. При этом подразумевается не только возврат кредита в конечный срок, но и промежуточные платежи.

Принцип обеспеченности предполагает наличие у заемщика юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залогового обязательства, договора-гарантии, договора-поручительства

Принцип платности означает, что каждый заемщик должен внести банку определенную плату за временное пользование денежными средствами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм банковского процента. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования.

Целевой характер кредита.

Распространяется на большинство  видов кредитных операций, выражая  необходимость целевого использования  средств, полученных от кредитора. Находит  практическое выражение в соответствующем  разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.

Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита. Кредит должен предоставляться только тем заемщикам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние заемщика, дающее уверенность в его способности и готовности возвратить кредит в обусловленные договором сроки.

Следовательно, основными  принципами кредита являются возвратность, срочность и платность.

Для полного раскрытия  понятия «потребительский кредит»  необходимо рассмотреть функции, с  помощью которых возможна реализация потребительского кредита.

Перераспределительная функция.

Информация о работе Проблемы, пути решения и перспективы развития потребительского кредитования в России