Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 00:34, курсовая работа
Цель исследования - изучение проблем правового регулирования и защиты института права собственности и ограниченных вещных прав, в гражданском законодательстве Российской Федерации.
Задачи исследования определяются поставленной целью, включают:
• комплексное исследование и рассмотрение правовой природы института права собственности и ограниченных вещных прав;
• определение и раскрытие правового статуса субъектов и объектов права собственности и ограниченных вещных прав, выявление их основных характеристик и соотношения;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
1.1. История возникновения основ защиты гражданских прав на основе защиты собственности.
1.2. Понятие, формы права собственности
1.3. Понятие, классификация ограниченных вещных прав
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Система гражданско-правовой защиты прав собственности.
2.2. Вещно-правовые способы защиты права собственности и иных ограниченных вещных прав.
2.3. Обязательственно-правовые способы защиты права собственности и иных ограниченных вещных прав.
2.4. Иные способы защиты права собственности и иных ограниченных вещных прав.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.Проблемы реализации защиты гражданских прав в Российской Федерации
3.2. Предложения по совершенствованию регулирования защиты гражданских прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ограничение право собственности на вещь называют обременением. Они продолжают действовать и при смене собственника на обремененную вещь, примером может служить, отчуждение обремененной рентой недвижимости в соответствии с п. 1 ст. 586 ГК, которая влечет переход обязательств плательщика ренты на приобретателя такого имущества. Третьим признаком ограниченных вещных прав является то, что обременение следует скорее за правом собственности на соответствующую вещь, а не за ее собственником.
Но данные признаки не всегда дают возможность четко разграничить вещные и обязательственные права. Так, права арендатора чужого имущества на первый взгляд отвечают большинству указанных выше признаков вещных прав. Они дают возможность не только владеть и пользоваться, но в определенных случаях и границах даже распоряжаться арендованным имуществом, тем самым обеспечивая арендатору известное хозяйственное господство над чужой вещью. Они не прекращаются в связи с изменением собственника-арендодателя, следуя за арендованной вещью, и защищаются от любых лиц как права титульного владельца.12
Следовательно ограниченное вещное право можно охарактеризовать как абсолютное гражданское право, которое ограниченно отношении чужого имущества (чаще недвижимого), использование его в своих интересах, возможно помимо воли его собственника, если это предусмотрено и обоснованно законодательно.
Согласно ст.216 ГК РФ перечисленные следующие ограниченные вещные права:
1)право пожизненного
2)право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);
3)сервитуты (статьи 274, 277);
4)право хозяйственного ведения имуществом (статья 294)
5) право оперативного управления имуществом (статья 296).
Рассмотрим каждое из них. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Данное право принадлежит только гражданам, согласно ст. 265 ГК РФ, и возникает в отношении земельного участка. Гражданин, который владеет земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, может самостоятельно, без согласия собственника, передавать земельный участок или его часть в безвозмездное пользование, в аренду, возводить на участке строения, приобретая на них право собственности. Однако не вправе отчуждать земельный участок, а именно продавать, передавать в залог (ст. 267 и 270 ГК РФ). Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком- субъектами данного права могут быть только юридические лица: государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления ( ст. 20 ЗК РФ), гражданам земельные участки в постоянное пользование не предоставляются. Однако право бессрочного пользования возникшее до введения Земельного Кодекса (30 октября 2011года) в силу у граждан сохраняется.
Субъекты, обладающие земельными участками на праве постоянного пользования, имеют право владения и использования участка для целей, которых он предназначен, право распоряжения у субъектов отсутствует.
До вступления нового Земельного Кодекса в силу право постоянного (бессрочного) пользования рассматривалось как основное и главное право на землю. В данное время в соответствии с действующим Земельным Кодексом РФ были более подробно сформулированы нормы о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в которых указывается, что земельные участки, находящиеся у организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования должны быть переоформлены в аренду или собственность.
Сервитут -
наиболее известная и
Существуют различные виды сервитутов:
1)Публичные, которые устанавливаются
законом и в интересах всех
лиц (например, каждый может пользоваться
водными объектами в
2)Частные - устанавливаются на основании договора (по решению суда).
При действии сервитутного права собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка права ограниченного пользования им для прохода, проезда и т.д. Сервитут устанавливается по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения — по решению суда. Договор подлежит государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ), он может быть возмездным. За сервитутом закреплено право следования. Это значит, что он сохраняется и при смене собственника земельного участка.
При невозможности
нести обременение, накладываемое
сервитутным правом, которое не
дает собственнику возможности
использовать участок по
Право хозяйственного ведения имуществом - является разновидностью ограниченных прав, субъектами которого являются государственные, муниципальные унитарные предприятия, для осуществления предпринимательской деятельности, но использующие в этой деятельности имущество собственника (ст. 114, ст. 294 ГК РФ) Следовательно, в отношениях участвуют два субъекта: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем.
Субъектами (носителями) этого права являются только юридические лица, которые существуют в двух организационно- правовых формах — предприятия и учреждения. Согласно ст 113,114 ГК РФ субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные и муниципальные предприятия, а субъектами оперативного управления — только казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) и учреждения (ст. 120 ГК РФ).
В соответствии со ст. 295 ГК РФ собственник имущества, которое находится в хозяйственном ведении, может решать вопросы. Которые связаны с созданием, определением деятельности и целей предприятия, а также назначением руководителя, осуществлением контроля над использованием по назначению имущества, его сохранностью в надлежащем виде, реорганизации и ликвидации предприятия. Предприятие обладают правом пользования имуществом, установленного законом, однако не оно не может распоряжаться этим имуществом, сдавать его в аренду, залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал и т. д. без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, которое находится в хозяйственном ведении предприятия. Собственник так же вправе изъять неиспользуемое имущество из хозяйственного ведения учреждения либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Автономное и бюджетное учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых эти учреждения созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.14
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, при этом доходы, полученные от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 298 ГК РФ).
Право оперативного управления – основано на владение и пользование имуществом собственника в пределах, которые установлены законом, и которые соответствуют с целями деятельности и назначением данного имущества.
Субъектами права оперативного управления выступают унитарные предприятия и учреждения, собственниками которого могут быть как государственные, так и частные организации, граждане.
Право оперативного управления по своему содержанию более узкое, чем содержание права хозяйственного ведения. Это связано с тем что, лицо, которое владеет государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, осуществляет свои правомочия в пределах строго установленных законом, согласно целям своей деятельности, и назначением имущества. Например, казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника. Оно самостоятельно реализует продукцию, которую оно производит, если иное не предусмотрено законом. Также собственник имущества определяет порядок доходов казенного предприятия. Если имущество используется не по назначению собственник этого имущества вправе изъять у субъекта оперативного управления это имущество.
Особенностью права оперативного управления является то, что оно предусматривает наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения или казенного предприятия. Нужно принимать во внимание, что предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждения- в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.
Право оперативного управления, так же как и в праве оперативного ведения прекращается по основанием, которые предусмотрены законом, и в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия, учреждения по решению собственника.
Вместе с тем перечень ограниченных вещных прав остается прямо предусмотренным законом и в этом смысле продолжает быть исчерпывающим. Никаких иных вещных прав, кроме прямо установленных в ст. 216 ГК РФ, законодательство не допускает. Их создание или изменение их содержания по соглашению сторон договора невозможно. Тем самым можно сказать, что и в отечественном правопорядке действует важнейший для юридической характеристики ограниченных вещных прав принцип «исчерпывающего перечня» их видов и содержания.
Информация о работе Проблемы реализации защиты гражданских прав в Российской Федерации