Проблемы совершенствования законодательства Республики Казахстан о ценных бумагах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Аналогичной оценки заслуживает и институт денег, которые в данный момент также с большой однозначностью причисляют к категории вещей как материальных объектов гражданских прав. Допуская же возможность безналичных расчетов, гражданское законодательство (как, впрочем и наука) не содержит ясных ответов на вопрос о том, что происходит в этом случае с деньгами, и какой правовой режим должен быть применим в отношении них. При всем этом практика все дальше развивается по пути использования безналичных денег, что, как и в ситуации с ценными бумагами, постепенно вытесняет (по крайней мере, значительно сокращает) обращение денежных знаков. Поскольку же природа безналичных денег не определена с юридических казусов, которые требуют скорейшей целесообразной и эффективной правовой регламентации.

Содержание работы

Введение 3

1 Правовое регулирование денег и ценных бумаг
в Республике Казахстан 7
1.1 Ценные бумаги как объекты гражданских прав 7
1.2 Особенности правового режима оборота акций и других ценных
бумаг 15

2 Классификация ценных бумаг 24
2.1 Общая характеристика видов ценных бумаг 24
2.2 Облигация как объект гражданских прав 30
2.3 Правовой режим коносамента и опционов 32
2.4 Понятие и сущность акций как вида ценных бумаг 47

3 Проблемы совершенствования законодательства Республики Казахстан о ценных бумагах 50
3.1 Правовая природа бездокументарных ценных бумаг 50
3.2 Некоторые особенности исполнения по ценной бумаге 55
3.3 Обеспечение осуществления права, выраженного ценной бумагой 58
3.4 Защита прав собственников (держателей) ценных бумаг 61

Заключение 68

Список использованной литературы 71

Файлы: 1 файл

диплом правовое регулирование ценных бумаг.docx

— 159.16 Кб (Скачать файл)

- разрешается  приобретать простые акции не  более 5% от общего количества голосующих акций. По паям и облигациям таких ограничений нет;

- ценные  бумаги могут приобретать все  госслужащие, за исключением депутатов  Парламента, членов Правительства, председателя и членов Конституционного  Совета, а также судей всех  уровней. [16, c. 35]

По мнению депутата Сената Юрия Андреевича Цхай, выступившего на круглом столе, «прямой запрет для высших должностных лиц приобретать инструменты фондового рынка должен исключить коррупционные нарушения при применении данного закона».

«Во многих развитых странах, включая Россию, государственным служащим разрешено участвовать в инвестировании фондового рынка. У нас в Казахстане этот закон также создает прозрачные условия для чиновников открыто распоряжаться своими доходами» — считает в свою очередь заместитель председателя Агентства РК по делам госслужбы Али Амантаевич Комекбаев.

В целях популяризации инструментов фондового рынка среди работников госструктур при поддержке АРД РФЦА с марта по октябрь т.г. в министерствах, ведомствах и областных акиматах пройдут семинары и презентации. Кроме того, любые сведения госслужащие, как и все население, уже сейчас смогут получить бесплатно в информационных образовательных центрах АРД РФЦА, работающие во всех областях.

Региональный финансовый центр города Алматы – особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников финансового центра и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка Республики Казахстан. Регулирование финансовым центром осуществляет Агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра г. Алматы.

Целями создания РФЦА является: развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, привлечение инвестиций в экономику Республики Казахстан и выход казахстанского капитала на зарубежные рынки ценных бумаг.

Агентством реализуется государственная Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения РК на 2007-2011 годы. Целью Программы является улучшение благосостояния населения путем повышения финансовой грамотности. Задачи, стоящие перед Агентством по реализации Программы: создание общедоступной системы информирования граждан о возможностях использования различных финансовых инструментов и услуг; обучение населения основным навыкам управления личным бюджетом; обучение населения грамотному использованию существующих на рынке финансовых инструментов и услуг, умению оценки рисков при их использовании.

 

 

2 Классификация ценных бумаг

 

2.1 Общая характеристика видов ценных бумаг

 

С позиций усиления оборотоспособности и обеспечения условий защиты против возможных незаконных действий предшествующих держателей закон (статья 130 Гражданского кодекса) проводит деление ценных бумаг на именные, ордерные и предъявительские, Законодательными актами может быть предусмотрено, что какие-либо бумаги могут выпускаться только определенного вида (например, акции могут быть только именными - пункт 1 статьи 91 Гражданского кодекса, пункт 2 статьи 21 Закона «Об акционерных обществах» [13]) либо, напротив, не выпускаться в виде именных, ордерных либо предъявительских бумаг[2, статья 130 пункт 3].

Именные бумаги выдаются на имя держателя, обозначенного непосредственно в тексте бумаги. Значит, при ее передаче приобретатель знает, от кого он ее получил, и знает, следовательно, к кому обращать претензии, если бумага окажется незаконной. Максимально обеспечивается достоверность записи. Но каждая передача именной бумаги возможна в весьма сложном порядке, установленном для цессии (пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса). То есть для каждой передачи требуется сделка, заключенная в установленной форме (письменная, нотариально удостоверенная, надлежаще зарегистрированная). Более того, лицо, передающее именную ценную бумагу другому лицу, отвечает только за действительность выраженного в бумаге требования, но не за его исполнение (пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса). Поэтому приобретатель (получатель) именной ценной бумаги берет на себя риск невозможности осуществления права, достоверно подтвержденного документом. Да и сама передача такой бумаги понимается весьма условно, ибо согласно пункту 2 статьи 132 Гражданского кодекса передаваемая бумага аннулируется, а на имя нового владельца выдается другая именная ценная бумага. Пункт 2 статьи 132 допускает установление законодательными актами иного (значит - и более простого) порядка передачи именных акций. Но для других именных ценных бумаг такое исключение не предусматривается.

Такие качества данного документа позволяют в случае его утраты без особых затруднений восстанавливать его дубликат.

Однако при этом оборотоспособность именной ценной бумаги резко падает, она почти неразрывно привязывается к первоначальному держателю. Поэтому именные ценные бумаги на практике применяются обычно в качестве краткосрочного документа, не рассчитанного на многократную передачу. Исключения сделаны только для акций (см. пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса) и то потому, что они, как правило, выступают в дематериализованной форме, о чем будет сказано ниже.

Напротив, предъявительские ценные бумаги максимально оборотоспособны, ибо невозможно, кроме доказанного судом правонарушения, усомниться в законной принадлежности предъявительской ценной бумаги ее фактическому владельцу. Оборотоспособность ценной бумаги вплотную приближается к оборотоспособности наличных денег, о чем свидетельствуют равные условия, ограничивающие виндикацию денег и предъявительских ценных бумаг у добросовестного приобретателя (статья 262 Гражданского кодекса) [12, с.127]. Но резко падает защищенность интересов держателя бумаги, так как ему не к кому обратиться за их защитой при совершенном ранее нарушении права, выраженного предъявительской ценной бумагой.

Достаточно эффективным средством снятия отрицательных свойств и именных, и предъявительских ценных бумаг являются ордерные (от слова «оorder» - приказ) ценные бумаги, суть которых заключается в том, что бумага содержит не только точное описание выраженного в ней права, но также последовательный непрерывный перечень лиц, от которых и к которым она переходила, начиная от первоначального представителя и заканчивая держателем, предъявляющим бумагу к исполнению. Для этого права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на ней передаточной надписи, именуемой индоссаментом. Каждый акт передачи бумаги оформляется передаточной надписью передающего держателя (индоссанта) [14]. При этом индоссант передаточной надписью обязывает исполнителя права по ценной бумаге и принимает на себя перед получателем ордерной ценной бумаги ответственность не только за существование права, передаваемого вместе с ценной бумагой, но и за его осуществление (пункт 3 статьи 132 Гражданского кодекса). И поэтому все последующие держатели бумаги могут знать всех своих предшественников, каждый из которых собственноручно подтвердил, что через ценную бумагу передал свое право следующему преемнику (индоссату) и отвечает и за действительность, и за исполнение права. Интересы каждого держателя ордерной ценной бумаги защищены компенсационной обязанностью всех его правопредшественников.

Ордерные ценные бумаги чаще других встречаются на практике: складское свидетельство (статья 80 Гражданского кодекса), ипотечное свидетельство (статья 12 Уголовного права Республики Казахстан «Об ипотеке недвижимого имущества»[15]).

Все бездокументарные (дематериализованные) ценные бумаги, о которых будет сказано ниже, выпускаются по существу ордерным способом. Хотя передача прав производится без использования (бумажного) документа.

По эмитенту выделяют государственные и негосударственные ценные бумаги.

Правительство Казахстана, будучи эмитентом государственных ценных бумаг, поставляет на фондовый рынок государственные ценные бумаги и постоянно "присутствует" на указанном рынке, ибо оно ответственно перед владельцами этих ценных бумаг.

Важным фактором особой популярности государственных ценных бумаг является именно статус эмитента. Считается, что государственные ценные бумаги имеют нулевой риск, так как какой бы ни была экономическая ситуация в банковском секторе, государство будет нести свои обязательства всегда [16].

Государственные ценные бумаги играют в настоящее время значительную, если не сказать решающую, роль на фондовом рынке Республики Казахстан. Роль государственных ценных бумаг на указанном рынке обуславливается прежде всего тем, что сегодня они являются самым надежным видом ценных бумаг, который обращается на казахстанском рынке. Национальный банк Казахстана поддерживает не только ликвидность ценных бумаг, но и государственного долга. В тот момент, когда бумаги падают в цене, он их покупает, а когда растут - продает. Другими словами, осуществляет операции Национального банка на открытом рынке по поддержанию государственных ценных бумаг и денежной системы в целом. У нас, в Казахстане, он поддерживает преимущественно последнюю, так как это его основная функция. Но тем не менее, покупатель государственные краткосрочные казначейские обязательства – 3 (далее ГКО) или ГКО-6, как правило, покупает ее не на весь срок, а вкладывает деньги на 10,7,5 дней, то есть на тот срок, который ему нужен, зная, что в любой момент он может продать эти бумаги, вернуть свои деньги и даже чуть больше - получить прибыль путем проведения, например, операций РЕПО или обратного РЕПО. За счет высокой ликвидности в рынок государственных краткосрочных казначейских обязательств идет много денег и, соответственно, падает доход.

Другой рынок, который очень похож на рынок ГКО, - это рынок национальных сберегательных облигаций внутреннего государственного займа (далее НСО). Так как это облигации, то сроки их обращения достигают года и более. Но в отличие от ГКО у них есть купонный доход, или плавающие проценты доходности, которые выплачиваются ежеквартально, начиная с 91, 182, 274 и 364 дней срока их обращения.

Несмотря на то, что все государственные ценные бумаги - это долговые ценные бумаги, каждая из них имеет собственную, только ей присущую дефиницию, которая исходит из общеустановленной нашим законодательством:

государственные ценные бумаги - это облигации внутреннего государственного займа, а также иные ценные бумаги, выпускаемые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан в пределах внутреннего государственного долга. Обычно, кроме термина "облигация" используются и такие термины, как "казначейские обязательства", "казначейские векселя", "займы", "ноты", "боны", "сертификаты" и т.д. Причем, спектр применения этих терминов в той или иной стране зависит от множества субъективных и объективных причин.

По выполняемым функциям все ценные бумаги также могут быть разбиты на несколько групп:

а) расчетные (например, чеки);

б) кредитные (например, облигации);

в) товарораспорядительные (например, складские свидетельства, коносаменты);

г) инвестиционные (акции, облигации) [17, с.89].

Некоторые ценные бумаги могут выполнять несколько функций. Облигации, например, могут быть и средством кредита, и инвестиционным средством.

При изменении гражданского законодательства Республики Казахстан в 1997 году из перечня ценных бумаг, предусмотренного Гражданским кодексом, были исключены чеки и векселя. Мотивы исключения не объяснены и не обоснованы [12, с.40]. По всем традиционным признакам и качествам, которыми эти документы наделяются, по нормам международного частного права и чек, и вексель должны быть отнесены к ценным бумагам. И чек, и вексель являются ценными бумагами и по российскому законодательству (статья 143 Гражданского кодекса Российской Федерации). Эти качества подтверждены и авторитетными международными договорами.

Эта история с исключением чека и векселя из перечня ставит и более общий вопрос об определении закрытого перечня документов, относимых к ценным бумагам.

Статья 130 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяет, что ценные бумаги охватывают облигации, коносамент, акции и другие документы, которые законодательными актами или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Практика, однако, показывает, что такая формальность на самом высоком уровне может повредить четкости правового режима того или иного документа. Это хорошо иллюстрирует практика выпуска государственных ценных бумаг в Казахстане. Так, в различные годы правительство Республики Казахстан выпускало долговые обязательства, которые по всем основным признакам обладали теми качествами облигаций, которые предусмотрены статьей 36 Гражданского кодекса. Именовались же они в зависимости от года выпуска по-разному: казначейские обязательства, специальные валютные государственные облигации, национальные сберегательные облигации, краткосрочные ноты Национального банка и т.п.

В мировой практике нет единого общепринятого термина «ценная бумага» [17, с. 78]. Желательно поэтому официально относить к ценным бумагам либо те из них, какие прямо названы таковыми законодательными актами, либо документы, обладающие качествами, установленными статьей 129 Гражданского кодекса Республики Казахстан, и отнесенные к ценным бумагам Национальной комиссией по ценным бумагам Республики Казахстан (Национальная комиссия) при регистрации эмиссии выпуска. Ориентиром для такого отнесения могли бы служить те качества эмитируемого документа, какие указаны выше.

С этих позиций можно заново вернуться к вопросу о выведении казахстанским законодательством чека и векселя из круга ценных бумаг. Это было сделано путем исключения Законом от 10 июля 1998 года статей 137 и 138 из Гражданского кодекса Республики Казахстан. Как уже отмечалось, такое исключение официально не мотивировалось. Однако кое-какие выводы можно сделать из истории развития казахстанского вексельного законодательства.

Известно, что еще в 1936 году Советский Союз ратифицировал Женевские вексельные конвенции 1930 года, среди которых Конвенция, устанавливающая единообразный закон о простом и переводном векселе. По наследству, естественно, действие этих Конвенций сохранилось после распада СССР и в Казахстане. Но в 1995 году Казахстан уже от своего имени присоединился к названным Конвенциям, однако с оговорками. А 28 апреля 1997 года был введен в действие казахстанский Закон «О вексельном обращении»[18], который в основной части соответствовал Женевским (конвенциям, но с учетом оговорок, принятых Республикой Казахстан при присоединении к Конвенциям. Поэтому в текст казахстанского Закона, был включен специальный раздел II «Порядок обращения векселей в Республике Казахстан», который отразил особенности такого обращения, принятые в Казахстане, но не совпадающие с правилами Женевской конвенции. Именно этими отступлениями векселя были лишены тех свойств, какие в общемировой практике должны быть присущи ценной бумаге. Так, в статье 80 Закона о вексельном обращении сказано, что «Вексель выдается для отсрочки платежа по сделкам о поставке товаров». Тем самым вексель лишается своего качества закрепления права по любому денежному обязательству, не связанного с основанием его выдачи. Здесь (согласно анализируемой статье) обязательным основанием должна быть сделка об отсрочке платежа только по договору поставки. Значит, этот документ не может считаться векселем, ибо его действительность связана с действительностью его основания - конкретного договора поставки.

Между тем преамбула Закона содержит перечень терминов, которые одинаково должны пониматься во всем Законе, то есть и в разделе II. В преамбуле же вексель определяется как платежный документ строго установленной формы, .содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство.

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательства Республики Казахстан о ценных бумагах