Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:31, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства. Исходя из поставленной цели сформулированы, следующие основные задачи:
- Изучить теоретические основы типологии государства;
- Дать анализ существующим концепциям типологии государства;
- Осуществить правовой анализ типов государства;
Экономическую основу капиталистического государства составляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Частная собственность была священной и неприкосновенной. На её охрану и защиту было направлено всё буржуазное законодательство.
Возникновение буржуазного государства означает движение вперёд по сравнению со Средневековьем. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. В рамках формационной теории это государство предстаёт сложным социальным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами.
Как утверждают основоположники марксизма-
Социалистическое государство - основано на общественной собственности на средства производства и выражающее в своей политике интересы широких слоёв населения.
Социалистический тип
Согласно формационной теории, в отличии от перечисленных выше типов государств, социалистическое государство выявляет свою сущность в следующих чертах:
1. Экономическую базу
2. Социалистическое государство
становится орудием
3. Социалистическое государство
имеет более широкую
Таким образом, в рамках формационной
типологии тип государства
Цивилизационный подход. Наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода.
Понятие «цивилизация» утвердилось
в европейской науке в эпоху
Просвещения. Учёные Запада и Востока
в своих исследованиях
Понятие цивилизации в наиболее
развёрнутом виде было сформулировано
английским историком А. Тойнби. Цивилизация
определялась им в виде относительно
устойчивого состояния
Суть цивилизованного подхода заключается в том, что за основу классификации государств берётся не принадлежность государств к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.
Суть цивилизованного подхода состоит в том, что при характеристике развития определённых стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним относятся особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит характерным способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. [11, 110].
Цивилизованный подход к изучению
общества позволяет объяснить
В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному подходу исходят из таких типов цивилизаций, как первичный и вторичный.
Для первичных цивилизаций характерны:
1. Огромная роль государства
как объединяющей и
2. Соединение государства с
Вторичным цивилизациям свойственны:
1. Отчётливое различие между
государственной властью и
2. Двойственное положение
Цивилизованный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Отличие между формационным и цивилизационным подходами. Цивилизационый подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с максимально широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационного подхода, аргументирующего наличие всеобщей детерминации государства экономическими причинами, цивилизованный подход доказывает и существование столь общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Цивилизованный подход
к истории человечества и его
государственности получает в современной
науке всё большее признание. И
Во-первых, при анализе экономического базиса упускается такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Этот фундаментальный факт значительно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса.
Во-вторых, при формационном подходе к структуре классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как учитываются только классы-антагонисты, остальные социальные слои находятся за пределами исследования.
В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества. Вне поля зрения остаётся огромный ряд идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам враждебных классов, ни к какому-либо классовому началу.
Основное отличие понятия «
1.2 Правовой анализ типов государства
Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть - политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом. [17, 190].
Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.
Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле). [15, 102].
Если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слово «государство» обычно имеет два значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма организации общества, а, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры.
Сказанное, разумеется, еще не раскрывает понятие государства ни в широком, ни в узком смыслах. Чтобы это сделать, необходимо рассмотреть признаки государства, поскольку понятие, есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках.
В учебниках по теории государства
и права, а также научных трудах
при освещении признаков
Поскольку государство в широком смысле - это определенным образом организованное общество, ему, как представляется, присущи следующие основные признаки.
Во-первых, это определенный союз или сообщество людей. Как и любое общество, государство является союзом, сообществом людей, объединенных какими-то началами.
Во-вторых, это союз, который представляет собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей.
В третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало кровное или предполагаемое родство.
В-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т.д. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т.д. являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими.
В-пятых, это союз, которым управляет не потестарная, а особая публичная, политическая власть. В отличие от первой эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей - управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в единстве своем составляют определенную организацию, именуемую тоже государством. [12, 104].
Итак - государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-террито-риальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.