Проблемы типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства. Исходя из поставленной цели сформулированы, следующие основные задачи:
- Изучить теоретические основы типологии государства;
- Дать анализ существующим концепциям типологии государства;
- Осуществить правовой анализ типов государства;

Файлы: 1 файл

курсовик типология гос-ва.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

Экономическую основу капиталистического государства составляли капиталистическая  система хозяйствования и частная  собственность на орудия труда и  средства производства. Частная собственность  была священной и неприкосновенной. На её охрану и защиту было направлено всё буржуазное законодательство.

Возникновение буржуазного государства  означает движение вперёд по сравнению  со Средневековьем. При капитализме  не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это  было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. В рамках формационной теории это государство предстаёт сложным социальным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами.

Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства - последний  тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества определяют неизбежность пролетарской революции, перехода государственной  власти в руки трудящихся масс, возглавляемых  рабочим классом и его партией, возникновение социалистического  типа государства.

Социалистическое государство - основано на общественной собственности на средства производства и выражающее в своей политике интересы широких слоёв населения.

Социалистический тип государства  отрицает предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создаёт такую  систему экономических отношений, которая основывается на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся классов. По представлениям марксистско-ленинской науки оно  выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического  общества. [21, 99].

Согласно формационной теории, в отличии от перечисленных выше типов государств, социалистическое государство выявляет свою сущность в следующих чертах:

1. Экономическую базу социалистического  государства составляют общественные  социалистические формы собственности  и социалистическая система хозяйства.

2. Социалистическое государство  становится орудием уничтожения  всякой эксплуатации и причин, её порождающих.

3. Социалистическое государство  имеет более широкую социальную  базу, чем любой выше названый  тип государства. Социалистическим  государством управляют не представители  эксплуататорского меньшинства,  а трудящиеся массы. [13, 160].

Таким образом, в рамках формационной типологии тип государства характеризует, прежде всего, его экономическую  основу и социальную сущность (показывает, какой социальный класс осуществляет руководство обществом).

Цивилизационный подход. Наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода.

Понятие «цивилизация» утвердилось  в европейской науке в эпоху  Просвещения. Учёные Запада и Востока  в своих исследованиях опираются  на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О.Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокин и другие.

Понятие цивилизации в наиболее развёрнутом виде было сформулировано английским историком А. Тойнби. Цивилизация  определялась им в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. В отличие от примитивных  обществ характерными особенностями  состоявшихся являются продолжительность  их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число  людей. Заслугой А. Тойнби является попытка  сделать цивилизованный подход всеобъемлющим  методологическим инструментом познания истории развития общества.

Суть цивилизованного  подхода заключается в том, что за основу классификации государств берётся не принадлежность государств к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.

Суть цивилизованного  подхода состоит в том, что при характеристике развития определённых стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним относятся особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит характерным способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. [11, 110].

Цивилизованный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути достижения к прогрессу.

В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному подходу исходят из таких типов  цивилизаций, как первичный и вторичный.

Для первичных цивилизаций  характерны:

1. Огромная роль государства  как объединяющей и организующей  силы, не определяемой, а определяющей  социальные и экономические структуры.

2. Соединение государства с религией  в политико-религиозном комплексе.

Вторичным цивилизациям свойственны:

1. Отчётливое различие между  государственной властью и культурно-религиозным  комплексом; власть оказывалась  уже не такой всесильной и  всепроникающей, какой она была  в первичных цивилизациях.

2. Двойственное положение правителя,  олицетворявшего государство: с  одной стороны, он достоин всяческого  повиновения, а с другой - его  власть должна соответствовать  сакральным принципам и законам,  а иначе она незаконна. [10, 165].

Цивилизованный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Отличие между формационным и цивилизационным подходами. Цивилизационый подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с максимально широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационного подхода, аргументирующего наличие всеобщей детерминации государства экономическими причинами, цивилизованный подход доказывает и существование столь общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.

Цивилизованный подход к истории человечества и его  государственности получает в современной  науке всё большее признание. История показала, что формационный подход развития общества является одномерным, а значит, не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается много исторических моментов, которые составляют особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Этот фундаментальный факт значительно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса.

Во-вторых, при формационном подходе к структуре классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как учитываются только классы-антагонисты, остальные социальные слои находятся за пределами исследования.

В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества. Вне поля зрения остаётся огромный ряд идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам враждебных классов, ни к какому-либо классовому началу.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих представлений каждой личности о характере общественной жизни. Теория цивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.

1.2 Правовой анализ типов государства

Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть - политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом. [17, 190].

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле). [15, 102].

Если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слово  «государство» обычно имеет два  значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма  организации общества, а, во-вторых, основная политическая организация  общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической  и социальной структуры.

Сказанное, разумеется, еще не раскрывает понятие государства ни в широком, ни в узком смыслах. Чтобы это сделать, необходимо рассмотреть признаки государства, поскольку понятие, есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках.

В учебниках по теории государства  и права, а также научных трудах при освещении признаков государства, не всегда учитывается широкая и  узкая трактовки государства, что  ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в  широком смысле и государство  в узком смысле - это не одно и  то же, хотя находятся они друг с  другом в определенной связи и  зависимости. Рассматривая признаки государства, нужно различать признаки государства  в широком смысле и признаки государства  в узком смысле.

Поскольку государство в широком смысле - это определенным образом организованное общество, ему, как представляется, присущи следующие основные признаки.

Во-первых, это определенный союз или сообщество людей. Как и любое общество, государство является союзом, сообществом людей, объединенных какими-то началами.

Во-вторых, это союз, который представляет собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей.

В третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало кровное или предполагаемое родство.

В-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т.д. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т.д. являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими.

В-пятых, это союз, которым управляет не потестарная, а особая публичная, политическая власть. В отличие от первой эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей - управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в единстве своем составляют определенную организацию, именуемую тоже государством. [12, 104].

Итак - государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-террито-риальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Информация о работе Проблемы типологии государства