Проблемы типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства. Исходя из поставленной цели сформулированы, следующие основные задачи:
- Изучить теоретические основы типологии государства;
- Дать анализ существующим концепциям типологии государства;
- Осуществить правовой анализ типов государства;

Файлы: 1 файл

курсовик типология гос-ва.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

Следовательно, в сущности государства  в зависимости от исторических условий  на первый план может выходить любое  из вышеназванных начал.

Любое современное демократическое  государство с точки зрения его  сущности можно охарактеризовать как  орудие и средство социального компромисса  по содержанию и как правовое - по форме. Сущность государства как  политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении  с гражданским обществом, которое  включает в себя всё богатство  общественных отношений за пределами  политического государства. Государство  и гражданское общество представляют как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание - гражданским обществом.

Какова сущность государства, таков  и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.

2.2 Различия и особенности типов государства

Рабовладельческое государство  и право. Рабовладельческое государство - первый исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III вв. до н.э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III-V вв. н.э. В Китае он был заменен феодальным строем раньше, чем в других странах (еще во II-I вв. до н.э.), а высшего (классического) развития достиг в Древней Греции и в Древнем Риме. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.

Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д. В Китае рабов называли «чу-минь», что в переводе означает «скот и раб».

Рабовладельческое хозяйство  строилось на отношениях господства и подчинения. Быстрое изнашивание  рабочей силы рабов и их массовая гибель вследствие беспощадной эксплуатации не беспокоили рабовладельцев, так  как в период расцвета рабовладельческого строя «говорящее орудие труда» легко  и быстро могло быть заменено новым. Источниками пополнения рабов были войны, превращение должников в  рабов (долговая кабала), провинции  и колонии также поставляли «живой товар». Это обеспечивало относительную  дешевизну рабочей силы. Количество рабов во многих городах Греции и  Рима превосходило количество свободного населения. В Спарте на 32 тыс. свободных  граждан было 220 тыс. рабов.

Но самым главным противоречием  рабовладельческого общества, неминуемо  ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и  рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.

Из всего сказанного о рабовладельческом обществе можно  сделать вывод: рабство - основа всего  производства, рабы - главный производящий класс, противоречие между рабами и  рабовладельцами - центральное противоречие общества.

Рабство, как экономическое и  юридическое состояние, имело место  на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической  основой в процессе становления  этого государства, не являлось результатом  разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства  на последующих этапах развития государственности  в Афинах и Риме, приведшего к  их становлению как рабовладельческих  городов-государств, то это действительно  уникальный процесс.

Феодальное государство  и право. На третьем этапе развития рабовладельческого общества наступает эпоха его кризиса. Рабовладельческие производственные отношения, прежде всего их характер, уже не полностью соответствуют уровню развития производительных сил, становятся тормозом для них. Рабский малопроизводительный труд постепенно заменяется трудом колонов, которым передаются в пользование определенные участки земли на условиях выполнения повинностей в пользу хозяина земли (нередко бывшего рабовладельца).

Это свидетельствует о  зарождении в недрах рабовладельческого общества новых, более прогрессивных  феодальных производственных отношений, способствующих дальнейшему поступательному  развитию производительных сил. В конечном счете они одерживают победу над старыми производственными отношениями, что отражается в надстройке: рабовладельческое государство заменяется на феодальное, которое становится орудием господства крупных землевладельцев (помещиков, феодалов) над зависимым крестьянством. Возникнув на базе феодальной системы хозяйства и феодальной собственности, феодальное государство охраняет экономическую основу феодализма.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта становится земельная  рента. Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному - удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином. Помещик мог потребовать от крестьянина выполнения работы на себя.

Следовательно, экономической основой  феодального государства являются феодальная собственность на орудия и средства производства и частичная  собственность на крестьянина.

Буржуазное государство  и право. Возникновение буржуазного (капиталистического) государства в ходе разложения феодального строя связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, возрастание степени ее обобществления. Экономическая структура капитализма вырастает из экономической структуры феодализма. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе, поэтому капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста. На первых порах своего развития буржуазное государство выступает подчас компромиссом между старой властью в лице монарха и уходящего с исторической сцены класса и новым классом - буржуазией, которая обладает экономической властью, а с помощью государства становится и политически господствующей силой.

Социалистическое государство  и право. Социалистическое государство и право представляют собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества. Cоциалистическое государство не тождественно совокупности государств, входивших ранее в так называемый социалистический лагерь. В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую абстракцию (а в политическом отношении - идеал), содержащую набор признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. По-новому диктаторское и по-новому демократическое, оно является политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.

Если все предыдущие государства были основаны на частной  собственности, то экономическую основу социалистического государства  составляет общественная собственность  в различных ее формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить причины, ее порождающие.

Исходя из данной теории, социалистическое государство уже  не есть государство в собственном  смысле т.к. оно не является орудием  власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.

Переходное государство. Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий - это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др. [17, 180].

Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример - государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что  в рамках формационного подхода  оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать  развитие конкретной государственности  у конкретного народа.

Типы государств согласно цивилизационной теории. Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются:

в отношениях между обществом (государством) и природой;

в межгосударственных отношениях;

в их взаимоотношениях с обществом; [25, 36].

Для типологии  государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации  принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство - более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Место государства  во вторичной цивилизации. Вторичные  цивилизации - это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью  и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой  всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных  цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной  точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной  системе. [15, 236].

Во вторичных  цивилизациях положение правителя  было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой - он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе  его власть незаконна. Его власть - это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

2.3 Современные проблемы формирования государства

Современная общая теория государства рассматривает современное  государство как правовую форму  организации и функционирования политической власти - с точки зрения международного права.

В первую очередь теория государства ориентируется на развитую институционную форму современной  государственности, которая обозначается понятием демократического конституционного государства.

Термин "конституционное" применяется здесь далеко не к любому государству, в котором есть конституция (сам основной закон), а лишь к тому, где государственная власть ограничена правом в целях создания оптимальных условий для функционирования саморегулирующегося гражданского общества.

Общая теория государства  настаивает на том, что организация  политической власти, откровенно попирающая права человека, например не признающая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, осуществляющая террор против народа своей же страны, не может  признаваться государством в современном  смысле этого понятия. [19, 162].

«Человеческое измерение» - это вполне конкретное направление в определении прогресса государственности, измеряемое набором и качеством прав и свобод, другими условиями жизни человека. Кроме того, человек - это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.

Таким образом, сам собой  напрашивается вывод, что любое  государство, претендующее называться современным, должно быть прежде всего правовым.

Правовое государство - не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия.

Формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми без исключения государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные  параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное  окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

Информация о работе Проблемы типологии государства