Проблемы типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства. Исходя из поставленной цели сформулированы, следующие основные задачи:
- Изучить теоретические основы типологии государства;
- Дать анализ существующим концепциям типологии государства;
- Осуществить правовой анализ типов государства;

Файлы: 1 файл

курсовик типология гос-ва.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

Представляя собой собирательное  понятие, он означает ряд связанных  между собой и вместе с тем  относительно самостоятельных организационных  парадигм. Так, с позиций общетеоретической  парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает  наличие государственности и  гражданского состояния. Философско-антропологическая  концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных  исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к  социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель - сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.

Глава 3. Судебная практика

3.1 Анализ различных типов государства

Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство - развитое государство - зрелое государство.

1. Раннее государство - это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

2. Развитое государство - это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

3. Зрелое государство - это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм

Помимо выделения типов  государства, возможны различные варианты их классификации.

В зависимости  от уровня экономического развития:

- развивающиеся или страны  третьего мира (иногда их называют  аграрными, основу экономики составляет  сельское хозяйство, продажа полезных  ископаемых т.е. развита сырьевая промышленность и т. д.);

- индустриальные (основу  экономики этих государств составляет  промышленность);

- постиндустриальные (это  современные развитые государства,  в которых произошла научно-техническая  революция; основные богатства  этих государств создаются в  сфере услуг, в индустриальной  сфере).

В зависимости от политического  режима:

- демократические государства;

- авторитарные государства;

- тоталитарные государства.

Следует добавить, что это  не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы "Авторитаризм" выделяют как один из видов "Тоталитаризма" чаще именуемый "Автократия". Поэтому  выделяется только 2 типа государств: Демократические  и Тоталитарные.

Демократия (греч. дзмпксбфЯб - «власть народа», от д?мпт - «народ» и ксЬфпт - «власть») - вид политического устройства государства или политической системыобщества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства (представительная демократия). В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).

Главным признаком демократии является законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального  представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия  любых форм неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов  меньшинств.

Главная формула понятия  демократии заключена в формулировке «Права и Свободы Человека и Гражданина» где «Права» являются категорией законодательно-регулируемой свободы, а «Свободы» - формой свободы необходимой для бытового использования и прямо нерегулируемых законодательством, но являющихся неотъемлемой частью Концепции Общества закрепленной в Основном Законе.

Авторитаримзм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом авторитаризм - 1-социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. 2-социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, бесприкословное подчинение людей авторитетам и властям. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Одна из самых удачных  типологий авторитарных режимов  принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).

2. Традиционные авторитарные  режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и другие).

3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972 - 1985 гг.).

4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

5. Военные режимы (примеры:  режим Г.А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Особое место занимает современная российская псевдодемократия, которая является эталоном авторитаризма.

Также следует выделить как  разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролюгосударства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности,нацизм), сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Исторически понятие «тоталитарное  государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризацияобщественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики - в отрицательном. На Западе в годы холодной войны получила широкую известность теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии.

При использовании в настоящее  время этого термина, как правило, подразумевается, что режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР и Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Мао в Китае, «красных кхмеров» в Кампучии, Хомейни в Иране, талибов вАфганистане, Ахмеда Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена в Северной Корее, самодержавия в России, Пиночета в Чили, Сапармурада Ниязова в Туркменистане,Эмомали Рахмона в Таджикистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии, и др. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например,милитаризма США при президенте Буше). Вместе с тем, подобное применение понятия «тоталитаризм» продолжает вызывать критику. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

В зависимости от формы  правления государства

· монархии;

· республики.

· Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы властиполностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

· Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

o Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

o Дуалистическая монархия (лат. Dualis - двойственный) - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Респумблика (лат. res publica, «общее дело») - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие  признаки:

· Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

· Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

· Юридическая ответственность  главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

· В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

· Преимущественный приоритет  прав личности над государственными.

· Источником власти признается народ.

· Высшая государственная  власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

· как избирается парламент,

· как формируется правительство,

· какой объём полномочий принадлежит президенту.

В зависимости от господствующей идеологии государства

· идеологизированные;

· деидеологизированные.

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы:

· религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия;

· государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Идеология - определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология). Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.

В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

государство рабовладельческий феодальный авторитаризм

3.2 Пути совершенствования формирования типов государства

Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и  средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает организацией всех граждан.

Идеальный тип  государства - не есть нечто сущее, а лишь "долженствующее существовать". Он является мерилом для оценки существующего государства и права. То, что соответствует этому мерилу, "имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему - должно быть отвергнуто и упразднено".

Подразделяя идеальный тип  государства на два подвида - один из которых является продуктом "отвлеченной  спекуляции" (возникает как утопия), а второй конструируется "по образцу  существующих государств или их отдельных  учреждений" - автор подчеркивает, что искать и находит идеальные  типы государств является "глубокой и неотъемлемой потребностью человеческой природы, имеющей огромное практическое значение".

Информация о работе Проблемы типологии государства